ПОЛЬ ГОГЕН
«ЖЕНА КОРОЛЯ»
Картину, написанную в 1896 году, в определенный момент своей жизни Гоген признавал своим лучшим произведением.
В апреле 1896 года художник с гордостью и горечью писал Даниэлю де Монфреду с Таити: «Только что закончил картину <...>, которую считаю гораздо удачнее всего предыдущего: обнаженная царица лежит на зеленом ковре, служанка срывает плоды, два старика подле большого дерева рассуждают о древе познания; в глубине морское побережье. <...> Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью. Деревья в цвету, собака сторожит, справа два голубя воркуют. Но какой смысл посылать это полотно, когда есть уже столько других, которые не продаются и вызывают вой. Это вызовет еще больший вой».
Однако красоту «таитянской Венеры» успели оценить еще при жизни художника. Полотно — программная работа Гогена — наполнено культурными отсылками и смыслами. Фигура возлежащей обнаженной таитянки, в которой видят тринадцатилетнюю спутницу художника Пахуру, своеобразно продолжает череду классических «венер» и одновременно отсылает к скандальной «Олимпии» Мане, которую Гоген копировал и изучал. Символический стержень картины — древо познания с оплетающим его змеем, с находящимися рядом фигурами двух философов и стражем-собакой. Реальность природы заморских островов в картине полностью слилась с идеальным образом тропического рая.
«Жена короля», которую в начале ХХ столетия именовали «Женщина под деревом манго», вошла в коллекцию Щукина в числе крупной группы работ Гогена; в композиции «гогеновского иконостаса» она заняла место локального центра слева от «Сбора плодов».
Сам Поль пишет:
"Это Ева после грехопадения, она ещё может бесстыдно ходить обнажённой, она ещё не растеряла своей животной красоты первого дня творения."
Определить время суток, как и время года на картине невозможно. В райском саду смешалось всё, в том числе и три живые царства: люди, животные и растения. Благодаря их соединению, хорошо прочитывается идея круговорота жизни.
ПОЛЬ ГОГЕН, 1892г.
«ЕЕ ЗВАЛИ ВАЙРАУМАТИ»
Впервые приехав на Таити, Гоген пережил страшное разочарование. Первобытный тропический рай, о котором он так мечтал, оказался безнадежно «испорчен» цивилизацией. Здесь были каменные дома и мощеные дороги, а прекрасные туземки в большинстве своем носили европейские платья и шляпки. В поисках настоящей экзотики Гоген отправился вглубь острова и все же нашел то, что хотел: дикую природу, простенькие хижины и главное – женщин, совсем не похожих на француженок и готовых к отношениям без особых обязательств.
Совсем скоро Гоген нашел себе туземную «жену»: ее звали Теха’амана (Техура -так он называл девушку), ей было всего 13 лет. Девушка стала центральной частью легенды о тропическом рае, которую Гоген продумал настолько тщательно, что даже сам в нее поверил.
ВИКИПЕДИЯ:
Во время одного из сеансов Техура с таинственным видом рассказала Гогену о тайном обществе, которое пользовалось исключительным влиянием на островах — обществе Ареои. Члены этого общества, наверное, лучше и полнее, чем кто-либо когда-либо на свете, осуществили идеал свободной любви. Все мужчины и женщины, входившие в этот союз, имели неограниченное право на сексуальные связи друг с другом. Ареои считали себя адептами бога Оро и старались всеми средствами распространять его учение. Гогена охватила идея-написать картину на сюжет из легенды о боге Оро. Картину Гоген назвал «Её зовут Вайраумати».
Как повествует древний миф маорийцев, великий бог Оро решил однажды избрать себе подругу среди смертных и с этой целью посетил все острова. Много дней прошло в тщетных усилиях, и он уже собирался было возвращаться на небеса, когда на острове Бора-Бора заметил молодую девушку, необычайно красивую: высокую, стройную, солнце блистало в золоте её кожи, её звали Вайраумати. По радуге он спустился к своей возлюбленной. Вайраумати тем временем приготовила стол, уставленный плодами, и ложе из самых тонких циновок и самых роскошных тканей. И вот под сенью тамарисков на берегу моря оба они — красивые и сильные, оба божественные — предавались любви. Сын, родившийся в результате прекрасной любви бога Оро и земной девушки Вайраумати, положил начало народу Ареои.
На картине Гогена обнажённая Вайраумати восседает на ложе любви, устланном роскошными тканями, а на низком столике у её ног лежат свежие плоды — угощение для возлюбленного. За её спиной стоит Оро в красной набедренной повязке, такой же прекрасный и златокожий, как и его избранница. В глубине картины два идола — придуманный Гогеном таитянский рельеф, олицетворяющий любовь. Поза Вайраумати соответствует канонам древнеегипетских рельефов. Гоген считал, что памятники древних культур были неразделимо связаны с природой. С собой на остров Гоген привёз фотографии египетских древностей и впоследствии нередко использовал эти материалы при написании картин.
Однако позже шведский антрополог Бенгт Даниельссон опроверг истории, описанные Гогеном в его книге-дневнике «Ноа Ноа». Ученый утверждал, что Теха’амана просто не могла знать местных легенд, в частности, потому что они передавались только между мужчинами и держались в секрете от женщин.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-02-23 22:47:44)