Из сеней налево можно попасть в зимнюю избу, выполненную в виде музейной комнаты. В организации музейного пространства соблюден водский принцип 4 углов, которые должны быть в доме — божий угол, печной, спальный и посудный углы.
Божий угол (юмалнуркка или юмала-колкка — jumalnurkka, jumalakolkka). Божий угол особо почитался в доме, в нем располагался особый шкафчик коло (kolo), где хранили иконы. Туда же клали пасхальные вербы и яйца, ветки троицыных берез и клочок сена Иванова дня (им окуривались для выздоровления). И если хозяева дома не могли по болезни посетить в поминальный день могилы родных и близких на деревенском кладбище, то часть поминального угощения тоже клалась в коло, тогда, считалось, эта еда попадет прямо в мир мертвых. Не забывали о Божьем угле и в период уборки хлеба. Издавна считалось, что хозяйка должна срезать первый сноп и отнести его под иконы, где он стоял три дня. Особое отношение было и к последним колосьям и снопу. Последний сноп «замещал» весь урожай года, и его тоже ставили под иконы «божьего угла».
Сейчас Божий угол музея украшает икона Николая Чудотворца, покровителя моряков. В Лужицах когда-то существовала небольшая часовня Петра и Павла; ее восстановление является мечтой многих местных жителей.
Не только вещи, но и старинные фотографии хранят память об ушедших временах. В торце зимней избы, между спальным и Божьим углами представлена фотолетопись водских семей, чьи потомки и поныне населяют Лужицы.
Следующий угол водской избы – спальный. Обычно, она отделялась от печи занавеской – ширмой. Здесь располагались кровать родителей, люлька младенца и лавки, на которых спали дети. Кровать ставили за печку, а печь, по воспоминаниям старожилов, смазывали кровью жертвенного белого барана, задабривая духов. Его кровь считалась священной. Здесь же можно познакомиться с одним из самых эффектных проявлений водской культуры – женским национальным костюмом. Вообще стоит отметить, что едва ли есть способ лучше познакомиться с культурой народа, чем изучение национального (особенно, женского костюма). В нем находят свое отражение семейные и свадебные традиции народа. Водская национальная одежда не исключение. Готовился с детства сундук для замужества, вышивать начинали в детские годы и продолжали это делать всю жизнь. Эволюционировал и костюм, насчитывавший четыре основных стадии; в частности, на костюме замужней женщины меньше вышитых узоров. Стоит отметить, что в музеях нечасто можно встретить экспонаты повседневной одежды. Ее донашивали буквально до дыр. Праздничные наряды, как правило, сохранялись лучше. К ним относились бережно, надевали только по торжественным случаям, хранили в сундуках и передавали из поколения в поколение.
Справа от входа – печной угол, основное «рабочее» место хозяйки. Нас встречает макет печи, а также необходимая в каждом доме кухонная утварь. При внимательном рассмотрении экспонатов нетрудно заметить, что практически на каждом из них встречаются загадочные знаки. Это – домовые знаки, (таломерки — talomerkit), выполненные в индивидуальных геометрических формах и свидетельствующие о принадлежности к конкретному роду, дому, семье. Домовая метка передавалась из поколения в поколение. Часто утварь одалживали соседям, и домовые знаки помогали вспомнить, кто хозяин. Их ставили на деревянных и кованных предметах, помечали поплавки сетей, чтобы не спутать с чужими, вырезали на стволах срубленных деревьев, чтобы лесничий знал, чья вырубка.
Отредактировано Loconte (2023-10-27 12:13:56)