Добрый день дорогие форумчане. Это мой первый опус тут, хотя я давно благодарный читатель и почитатель. Не судите строго, уверена, что будет много огрех.
Огромная благодарность savl за разъяснения с транспортом. Я напишу, что изменилось со времени его путешествия
Спасибо за вдохновение и информацию Germon, Tatiana21, Лена ГМ, и Lenkin
На каблук хотелось давно.. Еще до проклятого 20-го года мы с подругой мечтали, что приезжаю я к ней в Вену, она меня подхватывает на машине в аэроопорту и мы едем вниз и вниз через Венецию, где обязательно кофе и ужин, снова вниз через Равенну, Римини по восточному побережью, хаотично вихляя через Марке и Абруццо в Апулию по следам Мортона и добираемся туда через шпору полуострова Гаргано.
Уже и точечки на карте стояли. Но потом все закрылось, мир схлопнулся, а прямые полеты в Бари наоборот появились, поэтому мечта немного сузилась и изменилась, и наконец мы хоть и другим составом, и без машины, но на 10 дней оказались в Апулии. Летели из Тель Авива Ryanair в последний день апреля, а с первого мая в Италии отменили ковидные гринпасы. С погодой нам, измученным жарой южанам повезло невероятно. Утром даже одевали куртки, и короткий рукав практически не пригодился ни разу. Пару раз шел дождь, и небо радовало отличными тучами.
Трани, самый северный из увиденных нами апулийских городов
Мортон "От Рима до Сицилии. Прогулки по южной Италии"
Покинув вечером высоты Абруццо, я увидел перед собой северную долину Апулии. Смотрел на нее с удовольствием и чувством физического облегчения, ибо езда по горной местности действует на нервы всякого, кто пока еще цепляется за жизнь.Невольно испытываешь волнение, когда ступаешь на землю, о которой читал, но никогда не посещал. Не разочаруюсь ли? Будет ли все здесь отличаться от того, что нарисовало воображение? Какая из прочитанных книг точнее всего совпадет с собственным опытом? Апулия удивила меня уже с первого взгляда. Я ожидал увидеть пустыню. Каждый раз при упоминании Апулии Гораций требляет эпитеты «сухой» и «испытывающий жажду», но я увидел перед собой уходящую в даль прекрасно увлажненную долину. Она золотилась пшеницей и другими злаками, здесь были и сады, и пастбища. Меня заинтересовали дороги, прямые, как это принято у римлян. Скоро я узнал, что преображение Апулии началось всего лишь с 1939 ;да, когда завершилось строительство самого большого в Европе акведука (на это ушло тридцать лет), и с восточных склонов Апеннин потекли реки, дающие жизнь некогда изнывавшей от жажды земле. Я видел перед собой мирную сцену. Вдали поднимался дымок. Горизонт сиял ослепительным блеском, и я знал, что это — Адриатическое море.Италия, как всем известно, напоминает по форме кавалерийский сапог, носок которого указывает на запад, а Апулия находится на каблуке. Это — сюго-восточная часть страны, омываемая Адриатикой, а на юге — Ионическим морем. Сегодня регион состоит из пяти провинций: Бари, главный город которой одновременно является столицей региона, Фоджа, Бриндизи, Лечче и Таранто. У этих провинций разное историческое прошлое: Бари почитает мощи святого Николая, которые ее моряки в 1087 году украли в Малой Азии; Фоджа — это провинция, которую любил император Фридрих II; Лечче — «Флоренция искусства барокко»; и Таранто — Тарент дохристианской эпохи. Провинцию основали люди, сосланные из Спарты, и сумели достигнуть такого коммерческого успеха, что их красивые серебряные монеты, изображающие человека верхом на дельфине, стали валютой всего региона.
Итальянским югом я "заболела" после Неаполя, потом была Сицилия, на которую я снова хоть завтра, и послезавтра, и после-после. Без любимого Палермо тяжело. Ну а куда любителям юга без Апулии , из которой все и начиналось? Она подчинялась и Неаполитанскому королевству и королевству Сицилия, была частью великой Римской Империи и именно тогда было построено большинство романских базилик, церквей и крепостей .
А начиналось все прозаично. Более 1000 лет тому назад 40 норманнских рыцарей по дороге со Святой Земли заскочили на каблук, высадились в Салерно, между делом выбили отсюда сарацин и понеслось. Они благополучно вернулись домой, но слухи об их бесстрашии и доблести бежали впереди вместе со слухами о богатстве Южной Италии. Это то, что я читала, и что интересовало меня.
Но на самом деле, начиналось все намного-намного раньше. Цитирую мою подругу, историка и римского гида Леану Розенберг
"Несмотря на критику историков , которые посчитав все даты и события вынесли неумолимый вердикт о том что вся история Энея притянута за уши . Миф рассказывает нам о том что именно там в Саленто в местечке Кастро , причалил беглый скиталец , сбежавший из разрушенной Трои. Поднявшись по полуострову и женившись на дочери латинского царя Лавинии , он стал основателем рода из которого вышли близнецы Ромул и Рем , основатели Рима. Вообще Рим как империя начинался с юга, с победы над Карфагеном, с завоевания Сицилии , на юге строили свои виллы римские патриции , там были веяния великих культур древности . На севере, там где заканчивается культура этрусков , начинались варварские племена"
Апулия является ключом к пониманию Южной Италии. События, определившие судьбу Юга, создание королевства Сицилии, а позднее и Неаполитанского королевства, зародились в Апулии. Самым важным событием стало норманнское завоевание, которое началось в первые годы XI столетия. Гийом де Жюмьеж рассказывает о норманнском рыцаре, который сказал своему сюзерену: «Я очень беден, а в этой стране (Нормандии) я не могу получить облегчения; поэтому я отправляюсь в Апулию, где смогу жить достойно». «Кто тебе это посоветовал?» — спросил сюзерен. — «Моя бедность», — ответил вассал. Выходит, для норманнов, живших в этом маленьком и динамичном государстве за пятьдесят лет до вторжения в Англию, юг Италии являлся землей обетованной. Безземельные молодые люди слышали рассказы о том, что там можно заработать деньги, купить землю, добиться высокого положения. Это была страна, в которой смелые и удачливые люди могли быть вознаграждены графствами, герцогствами и, возможно, даже королевствами. В результате в стране начался политический хаос: Ломбардия воевала с греками Византии; те и другие боролись с сарацинами. Война обещала оппортунистам невероятную награду. Как и кондотьеры эпохи Ренессанса, норманны полностью воспользовались ситуацией, однако здесь и заканчивается сходство. Кондотьеры проливали кровь, только когда не могли этого избежать, а норманны пускались во все тяжкие.(Мортон)
И вот на юг потянулись сыновья бедного норманнского рыцаря Танкреда де Отвилля
Он был дважды женат и имел пятерых сыновей от первого брака и семерых от второго. Дочерей никто не считал. Трех старших сыновей звали Гийом, Дрого и Хамфри. Старшего сына Танкреда от второго брака звали Роберт Гвискар, или Хитроумный , он стал первый герцог Апулии и самого младшего – Роджер,(Татьяна Жезмер)
Вместе младшие братья захватили Апулию, а потом отвоевали у арабов Сицилию
Роберт стал первым герцогом Апулии, Рожер заложил основы Сицилийского королевства, его сын Рожер II стал первым королем Сицилии, а при дворе его внука, Фридриха II Гогенштауфена, ставшего впоследствии императором Священной Римской Империи, зодчество, искусство, наука, достигли своей вершины
Нам хотелось Норманнских храмов, Апулийского барокко, пещерной Матеры и южной яркой и вкусной итальянской еды, особенно хлеба из Альтамуры
Трани
Лечче
Матера
Альтамура
Схематично наш маршрут выглядел так
Прилет в Барии переезд в Лечче
3 ночи в Лечче с выездами в Остуни, Галатину и Солето
2 ночи в Матере . Пришлось заскочить в Базиликату
1 ночь в Альтамуре с выездом в Гравину-ин-Пулья
2 ночи в Трани с поездкой в Джовинаццо
2 ночи в Бари
Жили везде в самом центре старинных кварталов, в самой гуще соборов и подворотен. Это то, что мы всегда ищем, если есть возможность, и ради атмосферы готовы на ступеньки с вертикальным взлетом.
Наша подворотня в Бари
Наша подворотня в Трани
Наша подворотня в Матере у собора
Если Сицилия кинематографична, то Апулия совершенно театральна. В Лечче, Бари или Альтамуре ты чувствуешь себя за кулисами, на сцене, частью картинки, действующим лицом, даже отчасти вуайеристом среди декораций уличных святых с кипенно белыми накрахмаленными занавесками, среди открытых дверей домов. Ты практически участник семейных водевильных ссор и воскресных обедов. Вот сейчас протянешь руку, и тебе подставят стул и нальют вина, или стукнут по башке сковородой. Даже стучать в дверь необязательно. При этом в Лечче и Бари все кипит, бурлит, чокается и разливается, а в Альтамуре, медленно капает и неспешно печется.
Бари
Бари
В Трани, Гравине, а особенно в Матере ты не участник, а зритель. Сидишь перед сценой и перед тобой мелькают совершенно постановочные картины как в калейдоскопе. Немыслимое количество панорамных фото с периодичностью в 5 минут полностью меняют настроение и сюжет от сонного, до трагического
Гравина-ин-Пулья
Матера
Трани
Матера
Что читала, что слушала, что смотрела:
Д. Норвич-Нормандцы в Сицилии. Второе нормандское завоевание. 1016-1130
Д.Норвич-Расцвет и закат Сицилийского королевства. Нормандцы в Сицилии. 1130–1194
Рафаел Надал-Проклятие семьи Пальмизано
Карло Леви -Христос остановился в Эболи и одноименный фильм Франческо Рози по сценарию Тонино Гуэрры
Жезмер Татьяна-Норманнские храмы Апулии (литрес)
Генри Мортон-От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии
Евгения Селищева-Апулия. Практический путеводитель
Евгения Селищева-Бари
В. Шкловский-Эссе Прекрасная Апулея
Неизвестная Матера
"Волчица"/La Lupa, режиссер Альберто Латтуада/
Фильм из серии "Великолепная Италия" Апулия. От Мольфетты до Бари
Транспорт
Мы очень любим путешествовать общественным транспортом, и даже если берем машину, все равно стараемся если возможно обойтись без нее. Апулия при ближайшем рассмотрении приятно поразила обилием поездов, автобусов и даже некоторого подобия метро, а так же невероятным количеством больших и малых перевозчиков, поэтому мы решили шикануть и гордо отказаться от авто напрочь.
А я попробую вкратце описать важное. В Апулии действуют 4 железнодорожные транспортные компании.
Сразу скажу, что как и везде в Италии, надо внимательно смотреть номер платформы (binario) на табло, так как его указывают незадолго до отправления, и даже могут заменить в последний момент и обязательно при изучении расписания обратить внимание на дни недели. Расписание в рабочие дни и в праздники(выходные) может разниться. или в праздники вообще отсутствовать поезда/автобусы
1.FS (Ferrovie dello Stato Italiane)-компания государственных железнодорожных дорог Италии, оператор итальянской железнодорожной сети, куда входит Трениталия . Соединяет Апулию как с другими регионами, так и внутри региона от Фоджи до Лечче:Барлетта- Трани - Мольфетта - Бари - Полиньяно а Маре - Монополи - Остуни - Бриндизи.
2.FSE (Ferrovia del Sud-Est) - Юго-восточная железная дорога, действующая вместе с FS и связывающая Бари с Таранто, Grotte di Castellana , Альберобелло, Локоротондо и Мартина -Франко. По ней же можно доехать от Лечче до Отранто-Галлиполи-Галатины. Расписание можно смотретьна сайте . Часть поездов работает в связке с автобусами, или заменены на автобусы. Постоянно открываются новые линии, часть из которых функционирует только в курортный сезон. Можно посмотреть тут
Билеты на FS, FSE можно приобрести на сайтахtrenitalia.com , fseonline.it , через сайт/приложение Trainline для смартфонов и планшетов, в кассах FSE и Trenitalia на станциях, в туристических агентствах и торговых точках, работающих в рамках сетей Sisal, Lottomatica и в табачных ларьках.
Я пользуюсь приложением Trainline по всей Италии давно. Идеально удобно для покупки билетов и на поезд и на многие автобусы. Если заранее занести в аккаунт участников поездки и привязать карточку, то купить билет можно нажатием кнопки за минуту по пути на станцию. Билет не нужно компостировать и распечатывать. Я всегда сохраняю локально на телефоне (скриншот) на всякий случай
3. FAL (Ferrovia Appulo-Lucane) - линия, связывающая Бари с Базиликатой и приграничными апулийскими городками. Расписание и маршруты смотреть на сайте Иногда поезда заменяют автобусами этой же компании с аналогичным лого. Особое внимание надо обратить на поезда в Матеру. Почти на всех рейсах нужно сменить поезд в Альтамуре. на форумах пишут, что на вагонах есть таблички, куда нужно садиться. но я не видела, так как мы ехали до Альтамуры. Может этого уже и нет. На сайте есть подробная схема маршрутов
На FAL можно добраться до Гравины ин Пулья, Альтамуры, Потенцы
Есть отдельная аппликация. У меня с ней была проблема, не нашла, как купить сразу больше одного билета. Но на сайте есть возможность выбора . Билеты распечатывать и компостировать не нужно.
Есть апплTrain Timetable Italia, которая показывает расписание и транспорта FAL и электричек FNB, но купить нельзя
4. Ferrovie del Nord Barese представляют собой две пригородные линии (FM 1 и FM 2) и две региональные линии (FR 1 и FR 2), отправляющихся от столицы Апулии. Билеты можно купить как в кассе, так и на сайте. Расписание там же. Аппликацию я не нашла
Эта железная дорога соединяет Бари с Барлеттой, Битонто, Руво ди Пулья (Ruvo di Puglia) и Андрией (откуда можно уехать на местном автобусе в замок Кастель-дель-Монте).расписание автобусов можно посмотреть на сайте . В Барлетту ехать на FNB не стоит, очень долго, но для поездок в аэропорт или в Руво и Битонто отлично.
Линия FR 1 — региональные поезда на железной дороге Бари-Барлетта
Линия FR 2 - региональные поезда на железной дороге Бари-Барлетта и транзит в аэропорту
Линия FM 1 — поезда метрополитена , курсирующие по линии Бари-Сан-Паоло .
Линия FM 2 - поезда метро Бари-аэропорт-Битонто
Помните в Москве площадь трех вокзалов? Так вот, в Бари их четыре. Все они расположены вокруг площади Альдо Моро. Сразу за фонтаном большое здание Трениталии, через него по переходам можно пройти к поездам и платформам FSE. Если стоять лицом к главному вокзалу, то справа от площади, будет современное здание Ferrovie del Nord Barese и рядом желтенькое маленькое оранжевое FAL вход в которое за углом.
Фото из гугла
Здание центрального вокзала Бари и фонтан
Ferrovie del Nord Barese и рядом желтенькое маленькое оранжевое здание FAL
Кроме этого отлично работаетFlixbus. Мы на нем доехали из Лечче в Матеру. Билеты конечно на него, как обычно нужно покупать заранее. Мы ехали по 7.90 за билет, а в день отъезда он стоил около 70 евро. Очень их люблю. Комфортабельные, пунктуальные. Можно отслеживать по аппликации передвижение. Станции фликса обычно не в центре города. Мы когда искали жилье в Лечче, ориентировались на три параметра: Ж\Д вокзал, остановка Фликса и исторический центр. Билет, купленный в приложении распечатывать не нужно
Из аэропорта в Бари можно доехать на такси за 25 евро, на метро/электричке , на шатле и на городском автобусе №16 (самое дешевое, но и дольше всего по времени)
Еда
Я не могу понять, когда говорят "Итальянская еда". Разница между едой на севере страны и на юге больше, чем между Германией и Чехией. Так о какой итальянской еде мы говорим? О ризотто севера, или сицилийской капонате ? Чем южнее в Италии, тем для меня вкуснее. При этом, есть блюда, которые я не люблю, например, трюфели, или чернила каракатицы, а за южные помидоры, моцарелу и флорентийский стейк все продам
Апулия славна морепродуктами. Мне кажется такого количества осьминогов я не ела никогда. Не могла остановиться. Ни разу не попался резиновый, ни в уличном ларьке, ни в ресторане.
Кухня Базиликаты(Лукании) совсем другая, простая мясная- нежнейшая свиная рулька черной луканской свиньи, паста кавателли в мясном соусе
Выпечка в Апулии лучшая, в моем рейтинге плюшек перекрыла даже неаполитанскую и сицилийскую, несмотря на отсутствие корзиночек с земляникой. Любимые корнетти интеграле в Апулии самые нежные и воздушные. Завтракать приходилось по два-три раза
В Бари еда везде, на каждом углу варят, парят, жарят, жуют. Нам повезло попасть на праздник св Николая, поэтому все это изобилие было доведено до космических высот
Вроде с технической частью покончено. Лирика следует
Отредактировано rozik (2022-06-27 23:15:21)