Выставка «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина (полное собрание приключений)»
http://moscowmanege.ru/vystavka-zya-voz … -polunina/
18 мая — 3 июля 2022
Центральный Манеж, Манежная площадь, 1
Выставка – спектакль
Выставка – путешествие
Выставка – приключение
Выставка – антология
Выставка – аттракцион
Выставка – погружение
Выставка – мастер-класс
Люди всех возрастов – от маленьких до стареньких, высокие интеллектуалы и любители простых комедий, почитатели таланта и те, кто не знаком с творчеством Славы, откроют для себя новые фантастические миры, наполненные игрой, юмором и фантазией.
Зрители смогут погрузиться в мир современного искусства, потому что каждое из пространств создано фантазией и руками замечательных художников, которые работали со Славой Полуниным на протяжении всей его творческой жизни, – Михаила Шемякина, Андрея Бартенева, Теодора Тэжика, Алексея Костромы, Алены Коган, Александры Гутновой и многих других.
Проходя по лабиринту жизни Славы, вы сможете побывать в детстве, попробовать стать клоуном и узнать поближе товарищей по цеху, окунуться в стихию карнавала и уличного театра, поступить в школу, которая не очень-то похожа на школу, познакомиться с самой серьезной академией в мире – Академией дураков – и ее блистательными академиками, побывать в пустыне, проверить свои силы в борьбе со снежной бурей, прикоснуться к Зазеркалью, к метафизической стороне нашего бытия. В каждом зале – атмосфера разных периодов творчества Мастера.
Через все эти миры вас поведет красная дощатая дорожка, на которой застыли отблески звезд и мудрости человечества.
Выставка расскажет обо всем, что удалось узнать, почувствовать, нащупать, исследовать, открыть на своем творческом пути знаменитому клоуну Славе Полунину.
Расписание:
Вторник – Воскресенье с 12:00 до 22:00
Последний сеанс начинается в 20:00
Понедельник – выходной
Билеты:
Вторник – пятница:
Стоимость полного билета – 1000 рублей, льготного – 500
Суббота, воскресенье:
Стоимость полного билета – 1500 рублей, льготного – 750
Билеты можно приобрести на сайте Объединения «Манеж» и в кассах ЦВЗ «Манеж» в день посещения.
Это официальный релиз с сайта Манежа.
Краткие восторги и полезные советы как и когда идти на выставку я написала тут На вернисаже как-то раз... Куда пойти в выходной день -2
Сразу скажу, что номера Славы Полунина и его группы "Лицедеи" я видела только по телевизору, на концерте ни разу не была.
То, что сказано выше "Выставка – приключение, Выставка – аттракцион" полностью соответствует жанру выставки. Надо сразу принять "правила игры" и погрузиться в это приключение. Оно начинается с ...массажа, который делает клоун в костюме из "Снежного шоу".
Вам очень приятно помассируют спинку и вам сразу станет легко и весело.
Перед входом в основную выставочную зону можно прочитать про всю историю Славы Полунина , группы " Лицедеи", увидеть афиши их представлений.
Красная временная лента с датами и событиями выполнена именно так, потому что вся экспозиция нанизана на красную деревянную дорожку.
Приведу информацию из Википедии. Она дает некоторое понимание того, что зрители видят на выставке.
Сначала про «Лицедеев» — это театр клоунады в Санкт-Петербурге.
Театр «Лицедеи» начал свою работу в 1968 году, когда в студии пантомимы Рудольфа Славского встретились молодые актёры-мимы Вячеслав Полунин, Александр Скворцов, Николай Терентьев и Александр Макеев. В том же году во Дворце культуры имени Ленсовета состоялась премьера спектакля режиссёра Эдуарда Розинского «Двадцать одна новелла о смешном и серьёзном» с их участием[4]. После этого труппа выступала с гастролями на фестивалях художественной самодеятельности в разных городах СССР.
Вячеслав Полунин впоследствии вспоминал о своих первых театральных экспериментах:То, чем занимались, мы называли экспрессивным идиотизмом, по-научному — эксцентрической пантомимой. Продуктивность у нас была огромная, мы делали номер за номером.
В 1978 году коллектив получил название «Лицедеи», которое, по словам Полунина, пришло к нему в голову во время армейской службы в Риге. Тогда же он обдумывал концепцию формировавшегося театра и сочинял сценарии пантомим на основе своих армейских наблюдений. После демобилизации Полунина из армии театр стал работать на профессиональной основе, в него пришли новые актёры: Феликс Агаджанян, Галина Андреева, Анна Орлова.
В 1979 году в театре «Эксперимент» под руководством Виктора Харитонова состоялась премьера спектакля «Лицедеи». Вскоре театр переехал в Ленинградский дворец молодёжи, где публике представили спектакли «Малая Олимпиада» и «Фантазёры». На конкурсе артистов эстрады театр получает премию из рук Аркадия Райкина. Творческой основой «Лицедеев» в эти годы был актёрский дуэт Вячеслава Полунина и Александра Скворцова.
В 1980 году театр покинул Александр Скворцов, тогда же «Лицедеи» объявили набор в собственную студию при Ленинградском дворце молодёжи. На следующий год для новогодней передачи «Голубой огонёк» Вячеслав Полунин придумал образ клоуна Асисяя, который стал его визитной карточкой на долгие годы.
В 1982 году вышел двухчасовой спектакль «Чурдаки». Тогда же Полунин организовал всесоюзный фестиваль пантомимы «Мим-парад-82», на который собралось 800 человек со всей России. После фестиваля труппа «Лицедеев» пополнилась новыми актёрами: Анваром Либабовым, Виктором Соловьёвым, Антоном Адасинским, Георгием Делиевым, Валерием Кефтом, Галиной Войцеховской, Ольгой Кочневой, Еленой Ушаковой. Один из мимов, Сергей Шашелев, был глухонемым от рождения, для общения с ним вся труппа овладела языком жестов.
В 1983 году состоялась премьера пантомимы «Blue Canary», ставшей одним из самых известных номеров «Лицедеев». Одноименная песня американского композитора Винсента Фьорино стала неофициальным гимном театра. К труппе присоединились создатель номера Роберт Городецкий и Леонид Лейкин, на тот момент работавший в театре осветителем. Так сформировался классический состав «Лицедеев», существовавший с 1985 по 1991 год. Часть спектаклей были рассчитаны не только на театральную сцену, но и на уличные представления.
В 1985 году театр выступил со спектаклем «Асисяй-ревю» на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. В 1986 «Лицедеи» приняли участие в съёмках первого советского музыкального видеофильма «Как стать звездой», где вместе с бит-квартетом «Секрет» исполнили песню «По утрам, надев трусы, не забудьте про часы». В 1988 году состоялись международные гастроли театра, включавшие в себя двухмесячный тур по Америке.
Фестиваль «Караван мира»
В 1989 году на фестивале уличных театров в Польше встретились Вячеслав Полунин, нидерландский продюсер Хан Баккер и английский режиссёр Джон Килби, они решили организовать общеевропейский фестиваль уличных театров. Финансировать инициативу взялся Союз театральных деятелей СССР под руководством Олега Ефремова. Фестиваль получил название «Караван мира».
В Москву и Ленинград по приглашению Полунина приехали испанский цирк «Периллос», интернациональный театр «Футсбарн» с инсценировкой «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, нидерландский театр танца «Шусаку и Дорму», чехословацкий театр «Дивадло на провазку» с постановкой «Мещанской свадьбы» Бертольта Брехта, политический «Театр Восьмого Дня» (Польша-Италия) со спектаклем «Вознесение» памяти Осипа Мандельштама, французский театр «Компани дю Азар», итальянский «Нуклео», театр «УФА-Фабрик» из Западного Берлина, американский клоун Джанго Эдвардс . Старт «Каравана мира» прошёл в Москве, после чего артисты отправились в Ленинград, а затем проехали с выступлениями по Европе на автодомах, специально привезённых для фестиваля из Югославии. Европейское турне «Каравана мира» совпало по времени со знаковыми событиями истории Восточной Европы: падением Берлинской стены и «бархатной революцией» в Чехословакии.
1990-е годы
В 1990 году, во время распада СССР, Вячеслав Полунин уехал жить и работать в Великобританию, потом — во Францию, продолжая регулярно приезжать в Россию. Театр «Лицедеи» в его прежнем виде распался: Антон Адасинский стал руководителем театра DEREVO, Сергей Шашелев вошёл в состав труппы канадского Cirque du Soleil, Николай Терентьев отошёл от труппы. Роберт Городецкий, Леонид Лейкин, Виктор Соловьёв, Анна Орлова, Анвар Либабов и Валерий Кефт продолжили работать в Санкт-Петербурге под прежним названием.
С 1991 года художественным руководителем театра был Роберт Городецкий, затем его ненадолго сменил Анвар Либабов. С 1992 по 1998 годы эту должность занимал Леонид Лейкин. Одним из известнейших проектов «Лицедеев» этого периода стала серия юмористических короткометражных телефильмов «Железные бабки».
В 1997 году при театре открылась школа мимов «Лицедей-лицей», занимающаяся подготовкой артистов в жанре клоунады и пантомимы. Набор в школу происходит раз в три года, студенты изучают пластику, сценическое движение, акробатику.
Современность
До 2009 года «Лицедеи» занимали небольшое помещение на улице Чайковского. В 2009 году коллектив арендовал театр на улице Льва Толстого в ТРК «Толстой сквер». Новая площадка стала крупнейшим театром клоунады в Европе. К открытию нового зрительного зала был приурочен фестиваль «Лицедеи-open», который проходил с 1 по 20 декабря. В нём приняли участие Юрий Гальцев, Максим Леонидов, Геннадий Хазанов, Семён Альтов, Вячеслав Бутусов, Олег Митяев, Геннадий Ветров, группа «АукцЫон».
«Лицедеи» активно сотрудничают с благотворительными организациями, проводят праздники и спектакли для выпускников детских домов, пациентов НИИ онкологии, Института детской гематологии и других медицинских учреждений, дают благотворительные концерты.
Достижения и награды
За свою историю «Лицедеи» становились лауреатом премии Ленинского комсомола, фестиваля «Золотой Остап», театральных фестивалей в разных странах мира. Театр многократно бывал с гастролями по всей России, в США, Колумбии, Бразилии, Гонконге, Китае, Вьетнаме, Германии, Франции, Испании, Великобритании, Нидерландах, Дании, Австрии, Японии, Новой Зеландии, Кубе, Швейцарии, Чехии, Польше, Болгарии, Финляндии, Израиле, Канаде и Люксембурге.
Про основные события и спектакли "Лицедеев" и рассказывают отдельные инсталляции на выставке.
И теперь про Вячеслава Полунина.
Вячеслав (Слава) Иванович Полунин (род. 12 июня 1950, Новосиль, Орловская область) — советский и российский клоун, режиссёр, актёр, мим; народный артист Российской Федерации (2001), лауреат премии Ленинского комсомола (1986).
Окончил Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской и эстрадное отделение ГИТИСа.
Актёр-мим, клоун, автор и постановщик клоунских номеров, реприз, масок, героев, спектаклей. В 1968 году организовал мим-театр «Лицедеи», ставший в 1980-е годы популярным на весь Советский Союз, как и его главный персонаж Асисяй. Наибольшей известностью пользовались номера «Асисяй!», «Низзя» и «Грустная канарейка» («Блю-Блю-Блю-Канари…», автор номера Роберт Городецкий). Организатор «Мим-парада» (1982), Всесоюзного фестиваля уличных театров (1987), Первого всесоюзного фестиваля «Конгресс дураков» (1988).
Весной и летом 1989 года с подачи Полунина караван бродячих комедиантов, стартовав в Москве, превратил Европу в единое театральное пространство. Так началась традиция европейского фестиваля уличных театров «Караван мира» (1989). Один из главных учредителей Академии дураков, которая в 1993—1994 провела в Московском киноцентре фестивали «Бабы-дуры».
С 1988 года Полунин работает в основном за границей, жил в Лондоне, сейчас живёт недалеко от Парижа в поместье «Жёлтая мельница»[4].
В 1991 году стал артистом канадского Cirque du Soleil. В 1993 году собрал новую труппу. Поставил 30 шоу-спектаклей: «Фантазёры» (1969), «Чурдаки» (1982), «сНЕЖНОЕ шоу» (1993), «Дьябло („Diablo“)» (1997, поставлен вместе с Терри Гиллиамом, где они оба играли главные роли), «Воздушные замки» (2007) и др. Снялся в фильмах: «Только в мюзик-холле» (1980), «Небывальщина» (1983), «Как стать звездой» (1986), «Убить дракона» (1988) и др. Главную роль исполнил в картине Эльдара Рязанова «Привет, дуралеи!» (1996).
Народный артист России. За шоу «Живая радуга» королева Великобритании Елизавета II удостоила его звания «Почётный житель Лондона»
В 2000 году впервые приехал в Москву с шоу-спектаклем о возвращении «Cнежная симфония (Snow Show)».
В 2001 году организовал программу площадных театров Московской театральной олимпиады.
В 2010 году своё 60-летие Слава Полунин отметил с друзьями в собственной творческой мастерской во Франции в преддверии посвящённого юбилею «Каравана мира».
24 января 2013 года Вячеслав Полунин согласился стать художественным руководителем Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке и планирует соединить цирк с оперой, симфоническим искусством, живописью и балетом.
При его руководстве был проведен ремонт здания цирка, укреплён исторический купол, под который поставили новую конструкцию, позволяющую с любой точки купола слететь, взлететь, улететь. Внутри появилась система кольцевых площадок, специально для постановок нового поколения. Цирку было возвращено историческое название — «Цирк Чинизелли», по имени его основателя.
Появились и постановки, в том числе популярная «Золушка» («Бал у Чинизелли, или Тысяча и одна Золушка»).
Однако по истечении контракта 21 апреля 2016 года руководство Росгосцирка предложило Полунину перейти на работу в эту организацию, поскольку профсоюз Цирка на Фонтанке требовал назначить туда другого руководителя.
Кредо Вячеслава Полунина.
«Я люблю сочные и яркие цвета, какими рисуют дети, люблю буйство ароматов, словно на Гавайях, люблю насыщенность звука, даже если это всего лишь треск ночных цикад… — рассказывал В.Полунин в интервью санкт-петербургскому журналу Where. — Наполненный до краёв мир я и называю праздничным. Он удивляет, ошеломляет и, наконец, убеждает, что такая жизнь куда приятнее будничной — надо только сделать маленькое усилие над собой и научиться делать серое ярким. Я не хотел бы делать ничего, что не приносит радости мне, моим друзьям, моим зрителям. Так я строю всю жизнь и так собираю команду. Вижу радостного, праздничного человека — и затаскиваю его в спектакль.
В сущности, я всегда занимался созданием праздников — спектакли это, фестивали или просто вечеринки с друзьями. Я понял, что мой главный проект называется „Праздник жизни“ и состоит в том, чтобы превратить нашу серую будничность в яркое, пёстрое и творческое веселье».
Полунин считает, что клоунада — некий способ мировидения, восприятия действительности[9], а сами клоуны делятся на десяток видов. Клоун-доктор «лечит нашу душу», клоун-поэт «зовёт нас к звёздам, к мечтам» (Жульен Кутеро (Франция), Болеслав Поливка (Чехия)), клоуны-экстремисты «всё разрушают, чтобы пересоздать по-новому», анархисты считают, что не нужно никакого порядка, должна быть полная свобода.
А еще перед входом надо не пропустить вот такой "Дом клоуна". Он похож на самого Славу, а перед домом табличка в виде красной лисички. Такие лисички будут по всех выставке, у каждого павильона -шатра.
И тут можно сразу рассказать о реальном доме Славы Полунина Вот что она рассказал на странице
https://openmonte.com/ne-tolko/3328.html
О доме. До 50 лет у меня не было дома. То есть, у меня были чемоданы, машина, моя семья, мои друзья. А дома не было. Потому что некогда. Потому что дому нужно отдать что-то, нужно его сделать таким, каким нужно. Дом – это ты. Если появился дом, то ты появился в другом измерении. И ты себя как бы претворил в еще одном измерении. И это огромный труд, и творчество, и радость и т.д. и т.д.
Я считал, что мне важно туда полететь, там выступить, с этими встретиться и так далее. А потом смотрю: моя жена начала грустить.
Думаю, что-то я не то делаю. Что-то не понял. Надо дом. Моей любимой нужен дом. И я сказал, что в 50 лет у нас будет дом. Сказал – и сделал. Уж не знаю, получила ли удовольствие жена от предполагаемого дома, но от творчества своего, от делания дома, я думаю, что получила огромное удовольствие. Как и с проектами, я делаю 10 домов для того, чтобы хоть один получился.
Я помню, я начинал где-то под Питером. Местечко там какое-то старое, карьер. Я подумал: построю там деревню дураков, всем своим друзьям построю дома, мы там все вместе будем, к нам будет публика приезжать, мы будем всех принимать у себя в гостиной, вываливаться на улицу.
Очень красивый проект. Проработали его до малейших деталей – провалился. Потом следующий, под Марселем. Ну вот уже точно… Опять провалился. И один за одним, все проекты, которые в моей жизни возникали, все проваливались.
У меня был дом на Юнион Сквер, в Нью-Йорке. У нас там был в подвале русский клуб, все русские туда просто валом валили каждый вечер, тысяча человек. Ну, я закрыл ту дверцу.
У меня было снежное шоу, тысячу раз сыграно в Нью-Йорке на Бродвее. Когда я уже устал. Когда человек устает? Когда то, что он делает, ему не нравится. Потому что пока нравится, он это любит.
И вот начал замечать, что в моем спектакле что-то механическое появилось, не очень вкусное, не очень радостное. Думаю, срочно надо закрывать его… Один дом был – закрылся.
Я подумал, что теперь пора в Лондон. Почему в Лондон? Потому что я посчитал и оказалось, что в Лондоне самое большое количество полуторатысячных театров в мире.
А почему полуторатысячных? Просто мой размер. И когда я понял, что моя публика живет в Лондоне, я отправился в Лондон.
Я приехал в Лондон, нашел своих друзей. Семь лет мы прожили в Лондоне и работали в театре. Пока я не понял, что все, что я зарабатываю, улетает. Оказывается, в Лондоне артистам невозможно свести концы с концами, и приходится оттуда сбегать.
Вот я сбежал из Лондона. И нашел, в конце концов, хорошее место – Париж. И вот мы начали ставить свой спектакль в Париже. И все получилось.
Итак, входим в основную часть. Вот они, "воздушные замки" в виде полусферических куполов , их соединяет та самая красная дорожка, а на начало осмотра указывает красная лисичка "Вам налево".