В 1922 году Вятское отделение Государственного банка, открытое в городе в 1865 году, переехало на Спасскую улицу в построенный в начале столетия по проекту И. А. Чарушина дом в стиле "модернизированной классики" (так пишут умные люди!), где размещается и сегодня (только уже называется несколько иначе и более длинно: Отделение по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации):

Рядом с ним стоит очень неудачно, на мой взгляд, реставрированное здание (оно потеряло весь свой колорит и превратилось в банальный дом культуры...) другого, уже частного - и, кстати, первого в Вятке - банка, открытого в 1862 году мануфактур-советником Петром Фёдоровичем Веретенниковым, который с разрешения городского головы дал ему имя своего отца - так появился Общественный банк имени Фёдора Веретенникова.

А вот следующий дом на улице Свободы, стоящий немного в глубине, заслуживает особого внимания благодаря своей необычной лепнине на стенах. Он был построен в 1909 году для почётного гражданина города Сергея Ильинского, а лепной декор изготовлен знаменитой в то время артелью Николая (Георгия) Джмухадзе.

Джмухадзе родился в 1874 году в Тифлисе, окончил художественную школу, по некоторым сведениям, даже учился в венской академии, затем вступил в марксистский кружок и стал членом РСДРП - и в конечном счёте по политическим мотивам был сослан в Вятку, где полностью "излечился" от революционных идей и занялся оформлением домов, создав собственную мастерскую и собрав бригаду мастеров. Они выполняли малярные и штукатурные работы, украшали интерьеры (в частности, в особняке Т. Булычёва), делали орнаментальные росписи, а их главным "специалитетом" был рельефный лепной декор.
Артель Джмухадзе очень быстро стала востребованной у вятских застройщиков, особенно у тех, кто ориентировался на тогдашний "средний класс" - тех, кто уже мог позволить себе собственный двухэтажный дом, но пока только деревянный (или "бутербродный": кирпичный низ - деревянный верх). Во-первых, оштукатуренные и покрытые лепниной фасады смотрелись, как каменные, что вкупе с обильным декором создавало впечатление достатка и даже богатства, во-вторых, дом становился хоть ненамного, но всё же чуть лучше защищённым от огня снаружи. В общем, заказы буквально сыпались один за другим.
Особенностью работы артели Джмухадзе было то, что все элементы фасадного декора заранее изготавливались в мастерских, где их по частям отливали в готовых формах, а затем крепились раствором к дранке. К тому же декоративные элементы можно было по-разному "тасовать", получая каждый раз новый, хотя и похожий на предыдущие рисунок. Такая технология позволяла работать очень быстро и одновременно обслуживать нескольких клиентов, но оказалась непригодной для северного климата: со временем внешняя отделка начала сыпаться, и сегодня, при отсутствии должного ухода и регулярных реставраций, в Кирове сохранилось очень мало домов, оформленных артелью Джмухадзе, а состояние тех, что ещё остались, можно назвать не иначе как катастрофическим. К сожалению, это относится и к Дому Ильинского, который я начал показывать (правда, я снимал только более-менее уцелевшие фрагменты)...


А вот дом на Володарской (бывшей Никитской) улице, который принадлежал Джмухадзе и где находилась его мастерская, уцелел, хотя и был реконструирован. На снимке его можно увидеть в правой части (она выкрашена в тёмно-лиловый цвет) сегодняшнего здания, левым крылом которого является современная пристройка):

Сам же Джмухадзе продолжал работать и после революции, правда, уже в другом "формате": в Комитете государственных сооружений, в строительно-технической конторе Губсовнархоза, потом уволился и опять ушёл на "вольные хлеба", но ... "здесь было уже не тут", однажды он своевременно не выплатил зарплату рабочим, те, не будь дураками, пожаловались в профсоюз, Джмухадзе "привлекли", и в итоге его имущество (собственный дом и мастерская - как раз те, что на фотографии выше) пошло с молотка, а в марте 1928 года все следы бывшей вятской легенды потерялись в пучине истории. Как говорится, Sic transit gloria mundi...
Одно из самых красивых зданий "купеческого" Кирова - второй корпус Вятской мужской гимназии, построенный в 1906 году. У его "истоков" стояли уже знакомые нам люди: все работы оплатил купец и меценат Т. Ф. Булычев, а проект разработал И. А. Чарушин. А "открыли" будущую гимназию ... кандидаты в первую Государственную думу от Вятской губернии, собравшиеся здесь на первые в истории города выборы.


После революции гимназия была "перепрофилирована" в Дворца труда, для чего в 1927 году тот же И. А. Чарушин провёл локальную реконструкцию, пристроив 3 кирпичных балкона - по углам и в центре, которые использовались для проведения пролетарских митингов и собраний, причём на центральном установили большой барельеф с изображением рабочего и крестьянина, а под карнизом появилась сохранившаяся до наших дней надпись "Дом союзов организованного пролетариата". К слову сказать, в 1928 году во Дворце труда выступил поэт Владимир Маяковский.
Сейчас здание в целом выглядя вполне "товарно", но всё же требует реставрации: например, на грани разрушения находится левый балкон:
