мы просто работали в. Березниках, поэтому выезды в Усолье и Соликамск были вроде поездки на дачу)
Ну ещё бы 30 км грех не поехать... Про Усолье вообще молчу...
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Камско-Вятское Приуралье: Киров, Пермь, Кунгур
мы просто работали в. Березниках, поэтому выезды в Усолье и Соликамск были вроде поездки на дачу)
Ну ещё бы 30 км грех не поехать... Про Усолье вообще молчу...
Познавательно.
Ребят, вы будете смеяться, но я до последнего думал что Киров и Вятка - это 2 разных города... ))
я до последнего думал что Киров и Вятка - это 2 разных города.
А я, начитавшись в детстве "Мальчика из Уржума", почему-то считал, что это Вятка была Уржумом...
..........
Не удивительно, что улица, которая вела к Спасскому собору, а также одноимённой башне Хлыновского кремля, тоже называлась Спасской (в 2012 году ей вернули отобранное революционными смутьянами историческое имя). Она появилась в конце 18 века в результате утверждённого Екатериной II (она же издала указ о переименовании Хлынова в Вятку и учреждении Вятского наместничества, впоследствии преобразованного в Вятскую губернию) новой городской планировки, заменившей историческую лучевую - с центром в районе бывшего Кремля - структуру на прямоугольную с сетью перпендикулярных друг другу улиц, образующих квадратные кварталы.
На Спасской улице сохранилось много исторической застройки разных времён (кстати, Дом Витберга тоже находится на ней), а один её квартал, выходящий к Спасскому собору, недавно сделали пешеходным. Правда, очень интересным и живописным я бы его не назвал, и среди себе подобных в других городах он уступает многим. Но, быть может, лиха беда начало?! Впрочем, сейчас мы пройдёмся по "Вятскому Арбату" (простите, не удержался от навязшего в зубах штампа!), и вы сможете сделать свои выводы, которые, возможно, будут отличаться от моего мнения.
На углу Спасской и Казанской улиц расположен магазин купца Петра Павловича Клобукова, возведённый в стиле модерн на месте обветшавших торговых лавок в 1909 году губернским архитектором Иваном Аполлоновичем Чарушиным (его фамилия дальше ещё не раз прозвучит в моём рассказе, поскольку он стал для Вятского региона примерно тем же, кем был А. А. Щербачёв для Самары). "Изюминкой" здания, придавшей ему особое изящество, явился закругленный угол с, опять же, округлым выступом в верхней части, плавно и мягко объединивший два крыла, выходящие на Казанскую и Спасскую улицы.
Признаться, я так и не определился, какой снимок получился более показательным: на дневном очень уж красиво "подсвечивается" собор, а на вечернем более чётко видна "округлость" магазина...
Фасад одного из "крыльев", протянувшегося вдоль Спасской:
Как раз здесь, ровно на углу, находится вход в Музей истории мороженого "Артико":
Часто получалось так, что многие купеческие особняки, доходные дома и магазины оставались в памяти народной и в списках городских достопримечательностей разного "калибра", а участь их владельцев оказывалась незавидной. Не обошла "чаша сия" и П. П. Клобукова: после революции он покинул Вятку и, спасаясь от репрессий, переехал в маленькую деревушку под Кисловодском, где проработал до самой смерти простым счетоводом-бухгалтером (и это был ещё не самый плохой расклад)...
Продолжением магазина П. П. Клобукова (на самом деле это два совершенно разных здания, поставленных "впритык") служит его конкурент - Магазин купеческой семьи Сунцовых:
Сегодня в нём располагаются Музей истории шоколада и несколько "сладких" заведений.
Угловой дом на другой стороне Спасской улицы тоже имеет скруглённый контур, хотя и не такой замысловатый - то ли для общей симметрии и гармонии, то ли просто так совпало.
А вот эти торговые лавки 19 века напротив Клобуковского магазина сохранились до наших дней (в одной из них находится главное здание Кировского областного краеведческого музея):
В центре Спасской улице установлена современная жанровая скульптура под названием "Место встречи", стилизованная под антураж конца 19 - начала 20 века:
А вот другой скульптурный арт-объект - кованая копия автомобиля Itala 35/45 HP, принимавшего в 1907 году участие в автопробеге "Пекин - Париж", маршрут которого пролегал, в частности, через Вятскую губернию, куда-то исчез. То ли на очередное ралли, то ли в ремонт, то ли в чей-то гараж... (уже потом я прочитал, что в марте этого года в него умудрился врезаться какой-то чудак на букву "м" на "Инфинити", в результате чего обе машины получили повреждения, и "Италу" действительно отвезли на "техобслуживание").
С другого конца пешеходной части Спасской улицы находится дом, тоже с округлым угловым фасадом, построенный в начале 19 столетия купцом П. Г. Аршауловым. В 1826 году часть помещений на втором этаже было арендовано для клуба Вятского благородного собрания, где проводила досуг городская элита: здесь устраивались праздничные обеды, танцевальные вечера, любительские спектакли, приёмы и балы (на них присутствовала и Наталья Николаевна Ланская, вдова А. С. Пушкина, к тому времени уже вышедшая замуж вторично, когда её муж был откомандирован в Вятку по вопросам пополнения действующей армии ополченцами), играли в карты, читали газеты и журналы, обсуждали новости и сплетни. Здесь же в декабре 1837 года состоялось торжественное открытие Вятской публичной библиотеки, на котором А. И. Герцен произнёс ставшую "хорошо известной в узких кругах" речь, посвящённую книге и просвещению.
В конце 1930-х годов часть дома была отдана Кировскому Театру юного зрителя, который размещается там и сегодня, именуясь кратко и броско "Театром на Спасской":
Напротив театра стоит единственный на пешеходной Спасской угловой дом, у которого угол не скруглён, а "срезан". Он был построен в первой половине 19 века в качестве доходного, а 1859 году обрусевший швед Аксель (Алексей Карлович) Пуссет открыл в нём гостиницу под названием - давайте вместе угадаем с первого раза! - "Стокгольм". Однако уже в конце того же столетия здание выкупил купец Дмитрий Филиппович Чучалов, реконструировал его в том облике, который мы видим сегодня, а внутри вновь устроил гостиницу - теперь уже "Европейскую".
И просто несколько живописных видов Спасской улицы (пока только её пешеходной, "Арбатской" части), снятых ближе к вечеру:
А вот ёлку, да и вообще зимние украшения, можно было бы на время и убрать (опять же, потом мне подсказали, что её как раз только недавно установили для съёмок фильма "Честный развод-2")
Уже на другой стороне улицы Ленина (напомню, бывшей Вознесенской) находится двухэтажный дом, построенный в 1870-х годах местным отделением Волжско-Камского банка (Правление банка, учреждённого незадолго до этого, располагалось в Санкт-Петербурге). Часть здания сдавалось в аренду: здесь "обитали" галантерейный магазин купца Ковирзина, магазин модных товаров, золотых и серебряных вещей братьев Коробовых, а в 1914 году открылся магазин купца И. С. Кардакова, прозванный "Кардаковским". Это название он сохранил и до нашего времени:
* * * * * * * * * *
Гражданское каменное строительство началось в Хлынове в середине 18 века. Самым старым из сохранившихся сооружений такого рода является расположенный на склоне Засорного оврага Питейный дом, в некоторых источниках ошибочно (это обосновывает архитектор и краевед А. Г. Тинский) называемый Приказной избой. Точная дата его сооружения неизвестна, но в перечне "публичного строения", составленного городским головой Яковом Машковцевым в 1771 году, он уже упоминается.
После реставрации 1970-х годов и до совсем недавнего времени дом выглядел вполне прилично, а внутри него находился отдел Областного краеведческого музея "Вятские народные художественные промыслы". Однако в 2018 году музей закрыли по причине плохого состояния здания, и с тех пор оно пустует и постепенно разрушается. И ведь прошло всего 3 года, а знаковая достопримечательность уже потеряла колоритное деревянное крыльцо-навес перед входом и вообще смотрится так, "как будто здесь война была ещё вчера" (зато в реконструкцию стоящего рядом, как будто в укор, Спасского собора вбухиваются явно немалые деньги). Люди, ну что ж вы делаете-то, храмом больше, храмом меньше - никто особо и не заметит, а такие "реликты" нужно беречь похлеще зеницы ока...
Погибает и ещё один старинный каменный дом, тоже один из первых в Вятке (некоторые даже называют его самым первым), построенный вскоре после большого пожара 1752 года секретарём Вятской провинциальной канцелярии Аверкием Ивановичем Перминовым. Его особенностью является то, что сегодня он расположился внутри кварталов (с улицы его совсем не видно) и стоит под углом, этакой "белой вороной", к более поздним домам, напоминая об изначальной лучевой планировке городского посада. В общем, аллегорически выражаясь, дом-бунтарь, не вписавшийся в екатерининские градостроительные веяния, сохранивший себя и своё достоинство, но "наказанный" за такое самоуправство "ссылкой" в мало кем посещаемые городские "трущобы".
Правда, сначала дом выглядел не так, а напоминал обычные купеческие палаты. Свой "нордический" облик он приобрёл уже в начале 20 века, когда архитектор шведского (ага, опять!) происхождения Эмиль Карлович Нюквист пристроил по обеим сторонам два трёхэтажных крыла-ризолита (то есть выступающими вперёд относительно основного фасада) с островерхими перекрытиями, а в центре здания поднял мансарду.
О том, как живёт - если это можно назвать жизнью - сейчас Дом Аверкия Перминова, лучше меня скажет такой сюжет (после его опубликования крышу починили, но вопроса в целом это не решило):
А пока ведомства кивают друг на друга, точка невозврата становится всё ближе и ближе...
Кстати, "перу" Э. К. Нюквиста принадлежит ещё один дом оригинальной, тоже "северной" конструкции (его, скорее, можно ожидать увидеть где-нибудь в Калининграде). Он был возведён в 1910 году на улице Владимирской (ныне - К. Маркса) для врача Антона Юлиановича Левицкого. К сожалению, сфотографировать его красиво не получилось: сначала все знаковые ракурсы получались против солнца, а потом стало темнеть...
Ещё одно, не столь броское и экстравагантное, творение Нюквиста - первая в Вятке старообрядческая молельня на нынешней улице Ленина, в скромном декоре которой, в соответствии с традициями старообрядцев, преобладали мотивы древнерусского зодчества.
Я, с вашего позволения, скажу буквально пару слов о самом архитекторе, точнее, только об одном эпизоде из его жизни: окончив мужскую гимназию в Вятке, он поступил одновременно в Санкт-Петербургский технологический институт и в Казанский университет и спустя несколько лет успешно их окончил. Так, в "казанском" дипломе было записано, что "Э. К. Нюквист получает звание инженера-техника, имеет право поступления на государственную службу чиновником X класса, имеет право возводить фабричные и городские здания с их принадлежностями, жилыми помещениями, а также производить работы по надзору Министерства путей сообщения".
..........
Вообще архитектурно Вятка развивалась очень быстро. Если, как я уже написал, первые каменные строения в ней появились лишь в начале второй половины 18 века, то уже в 1878 году посетивший город министр народного просвещения граф Д. А. Толстой восторженно писал: "Губернский город наполнен садами, расположен в местности гористой, и вид на него с реки, во время разлива, очень красив... Вятка некогда считалась ссыльною губернией. Я же нашел Италию на севере; не в Вятку следовало ссылать преступников, но из Вятки высылать в наказание в другие губернии".
И это граф ещё не видел главную "жемчужину" (она появится лишь спустя 30 лет) вятского гражданского зодчества - особняк купца Тихона Филипповича Булычёва, называемый в народе не иначе как "Красным замком"!
Этот неоготический дворец, действительно настоящий уголок Италии на Вятской земле, построил в 1911 году уже упомянутый мной архитектор И. А. Чарушин. Что же касается его заказчика и владельца, то Т. Ф. Булычёв был в городе фигурой заметной и влиятельной: потомственный купец, миллионер, меценат, гласный Орловской городской думы (Орлов - старинный город Вятской губернии, расположенный в 80 километрах от Кирова) и владелец Вятско-Камского пароходства - считают, что именно он послужил прототипом героя пьесы Максима Горького "Егор Булычов и другие".
По городской легенде, Булычёв построил особняк якобы для своей дочери, которая в погоне за столичным лоском уехала в Петербург, и отец хотел доказать ей, что в провинции тоже "есть жизнь". Согласно другой (сразу скажу, что ни одна из них не является подтверждённой), купец хотел поразить воображение невесты (его прежняя его супруга к тому времени скончалась), часто бывающей за границей, и привлечь её в родные края.
Как бы то ни было, получилось так, что для потомков особняк стал, прежде всего, "памятником" самому Булычёву (его интерьеры, которые я видел на старых фотографиях, поражают даже в чёрно-белом варианте). К сожалению, сегодня, и совершенно незаслуженно, его занимает госучреждение совсем другой направленности, название которого из трёх букв мне даже не хочется упоминать...
Вот только одно, наиболее мне понравившееся, фото интерьеров (источник: http://www.visitkirov.ru/614/):
А это - с современной ретушью:
Любопытный факт: в 1915 году в особняке был открыт "Дом инвалидов и сирот Великой войны", а многие комнаты переоборудованы в медицинские палаты. Именно в это время на крыше появились статуи двуглавых орлов, но простояли они недолго: после революции их убрали как символ царского режима. И только после реставрации начала 2000-х годов гордые птицы "прилетели" снова
* * * * * * * * * *
На старинных рисунках и гравюрах что деревянный Хлынов, что каменная Вятка предстают настоящим "лесом", образованным шпилями, башнями и куполами многочисленных храмов. К сожалению, после рокового 1917 года этот "лес" значительно поредел: в частности, в 1930-х годах были снесены изумительной красоты Троицкий и Воскресенский соборы, располагавшиеся в начале Московской улицы. На месте последнего к 20-летней годовщине октябрьского мятежа была возведена огромная Центральная гостиница:
Интересно, что её автором стал всё тот же И. А. Чарушин - один из немногих дореволюционных архитекторов, нашедших своё место в большевистской России, где он оставался весьма востребованным: создавал революционные памятники, возглавлял проектный сектор треста "Вяткомстрой", занял 2 место на конкурсе проектов Дома Советов Кирова, а в 1936 года стал членом Союза архитекторов СССР и участвовал в его первом съезде. Несмотря на это, специалисты отметили, что Чарушин всё же не стал строить Центральную гостиницу непосредственно на месте снесённого Воскресенского собора, прихожанином которого он был многие годы, а потому "закруглил" гостиничное здание вокруг его фундамента...
К счастью, уцелела старейшая из сохранившихся приходских церквей Вятки - храм Иоанна Предтечи, сооружённый в начале 18 века, который считается шедевром так называемого "вятского барокко". Любопытен и тот факт, что церковь начинала строиться в те времена, когда Пётр I запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга (как и почему могла произойти такая "вольность" - остаётся загадкой). Архитектурная же уникальность Предтеченского храма заключается в том, что она построена по принципу древнерусского деревянного зодчества, редко воспроизводимого в камне: не традиционный восьмерик на четверике, а восьмерик, сразу "вырастающий", как башня, из земли. Но главная прелесть церкви - в её потрясающем каменном декоре, образующем витые кружевные узоры по всему фасаду. Здесь, в частности, в изобилии представлен популярный на Вятке и в Сибири орнамент, называемый "бараньим рогом" (по-другому - "калачом"), образованный двумя изогнутыми навстречу друг другу линиями.
Церковную трапезную несколько раз перестраивали, последний раз - в 1898 году по проекту всё того же И. А. Чарушина, но на общий облик храма и, главное, на самые красивые его фрагменты, это практически не повлияло.
В последние пару десятилетий храм был полностью реставрирован, восстановлены его усечённая большевиками колокольня и кованая ограда, и даже улице, на которой он стоит, вернули историческое имя - Пятницкая. Внутри церковь, конечно, пришлось благоустраивать и украшать заново: в частности, роскошный 8-ярусный иконостас с золотой резьбой, сооружённый на средства купца Куклина и утраченный в советское время, был заменён более скромным пятиярусным.
..........
Ещё одной "жемчужиной" местного религиозного зодчества стал расположенный на противоположном конце города Свято-Серафимовский собор. Он был построен на средства прихожан тем же И. А. Чарушиным для единоверческой общины Вятки в самом начале 20 века и получился очень нарядным - в модном для того времени неорусском стиле со множеством декоративных кокошников и шатров. А также ярким: другого столь "цветастого" храма в Вятке не было. С этим "многоцветьем" резко контрастируют абсолютно чёрные купола, барабаны и шатры, в чём нет никакой религиозной подоплеки, а есть лишь продолжении "стильной" идеи: в старину крыши и купола русских церквей были деревянными и со временем темнели и приобретали чёрный цвет.
В годы советской власти храм Серафима Саровского был единственным в Кирове, который практически не закрывался (исключение составил лишь короткий период с 1939 по 1942 год, когда внутри размещался музей атеизма), а потому имел ранг кафедрального собора. Этот статус сохранился за ним и после того, как архиерейская кафедра была перенесена в Успенский храм Трифонова монастыря.
НАВИГАТОР по рассказам о России | Рассказы: Россия | 2024-11-19 |
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Камско-Вятское Приуралье: Киров, Пермь, Кунгур