В простенках между окон пара столиков-консолей с мраморными крышками, на каждом столе видим большие каминные часы.
Эти каминные часы французские, датируются первой половиной XIX века.
Подставка часов «Апполон» состоит из двух частей. Основание бронзовое на львиных лапах, средняя часть – мраморный параллелепипед с накладками – бронзовым рельефом: Аполлон и Муза на колеснице. Часовой механизм заключен в бронзовый параллелепипед; около него – фигура Аполлона, играющего на лире. На блоке циферблата располагается рельеф – женщина, льющая воду из кувшина и рассыпающая цветы.
Подставка часов «Орфей» также состоит из двух частей с аналогичным бронзовым основанием на львиных лапах. Средняя их часть – бронзовый параллелепипед с рельефом, изображающим сцену, когда Аид и Персефона слушают игру Орфея на лире и покоренный ею Аид обещает вернуть на землю его умершую жену Эвридику.
В верхней части – фигура Орфея с лирой. На блоке циферблата – рельеф–лира, факелы. Над блоком – вазон с драпировкой (урна с прахом Эвридики).
Напомню Историю об Аполлоне, Орфее и Эвридике
Аполлон дал своему сыну Орфею лиру и научил его играть на ней. Орфей играл с таким совершенством, что даже Аполлон был удивлён. Говорили, что ничто не могло устоять перед его прекрасными мелодиями, ни враги, ни звери. Даже деревья и камни были очарованы его музыкой.
Орфей влюбился в Эвридику, женщину уникальной красоты и грации, на которой он женился и прожил счастливо в течение короткого времени.
Вскоре после этого пророчества Эвридика блуждала по лесу с нимфами. Танцуя, она была укушена змеёй и мгновенно умерла. Орфей пел о своём горе и разволновал всё живое и неживое в мире; и люди, и боги были глубоко тронуты его печалью.
В какой–то момент Орфей решил спуститься в царство мёртвых, чтобы увидеть свою жену. Любой другой смертный умер бы, но Орфей, защищённый богами, отправился туда. Орфей плыл по Стиксу, мимо призраков и душ неизвестных людей. Очаровав Цербера, охранника царства мёртвых, Орфей предстал перед богом подземного мира Аидом.
Орфей сыграл на своей лире, растопив сердце самого Аида. Аид сказал Орфею, что он может взять Эвридику с собой, но при одном условии: она будет следовать за ним, выходя на свет из пещеры подземного мира, но он не должен смотреть на неё, прежде чем выйдет из царства мёртвых, а иначе он потеряет её навсегда.
Думая, что это простое задание для такого терпеливого человека, как он сам, Орфей был в восторге; он поблагодарил богов и ушёл вознестись обратно в мир. Однако, не услышав шагов Эвридики, он начал опасаться, что боги одурачили его. Эвридика на самом деле была позади него, но как тень, ей нужно было вернуться на свет, чтобы снова стать полноценной женщиной. Всего в нескольких шагах от выхода Орфей потерял веру и повернулся, чтобы увидеть Эвридику позади себя, но её тень была отброшена назад в царство мёртвых, теперь уже навсегда.
Орфей пытался вернуться в подземный мир, но человек не может дважды войти в царство Аида при жизни. Орфей начал петь траурную песню под свою лиру, призывая к смерти, чтобы он мог навсегда объединиться с Эвридикой. В конечном счете Зевс решил ударить его молнией, опасаясь, что Орфей раскроет людям тайны подземного мира.
И второе зеркало с вазой.
Обе вазы на подзеркальях зеркал французские , сделаны в 1860–1870-х годов на знаменитом фарфоровом заводе в Севре (юго-западное предместье Парижа). Вазы в форме амфор с бронзовыми ручками и горлами на квадратной подставке. В лицевом медальоне одной из них – «Игра в жмурки в саду», в другой – «Сценка в парке на качелях». В тыльном медальоне обеих – цветы с бабочкой.
Интересна , что два фарфоровых "гиганта" Европы , Мейсен И Севр, сильно соперничали друг с другом.
Когда в XVIII веке на Европу обрушилась настоящая «фарфоровая лихорадка», Саксония и Франция развернули настоящее сражение за право называться лидером фарфоровой индустрии в Европе.
Немного позже обоих «королей» потеснит молодая Императорская мануфактура Российской Империи, но пока на фарфоровом ринге самоотверженно бьются два лидера.
Когда в 1710 году авантюрист и алхимик Иоганн Беттгер основал в Саксонии Мейсенскую мануфактуру, никто не знал, к каким последствиям это приведет, но как только эксперименты бывшего ученика аптекаря закончились успехом и на столе саксонского монарха Августа Сильного засияли изделия из белоснежного фарфора, все аристократы Европы захотели иметь такие же.
Российские августейшие особы и аристократия заказывали Meissen в огромных количествах. В некоторые года экспорт фарфора в Россию доходил до 70% от общего объема производимых изделий.
Мейсенская фарфоровая посуда изготавливалась из смеси каолина (белой глины) с полевым шпатом, обжигалась при экстремально высоких температурах и покрывалась термоустойчивой глазурью. В результате получались тончайшие и изящнейшие фарфоровые изделия.
Французский монарх Людовик XV и его фаворитка мадам де Помпадур не могли смириться с тем, что на рынке фарфоровой моды главенствуют саксонцы. И, спустя 30 лет, в местечке Севр появилась собственная фарфоровая мануфактура, которая собиралась на равных конкурировать с мейсенскими мастерами.
Начало было не очень–то удачным. Оказалось, что во Франции нет подходящего сырья для производства так называемого «твердого» фарфора, поэтому севрский фарфор стали называть «мягким». Сильный жар портил нежную структуру севрского фарфора, поэтому температурный режим был изменен. Вместе со способом обжига изделия пришлось изменить и способ глазурования, так как рецепт мейсенской глазури не подходил. «Мягкий» фарфор и глазурь для него оказались очень капризными: образовывали некрасивые потеки и подпалины. В результате севрские мастера упростили формы посуды, чтобы получать ее с помощью литья, а также освоили декорирование золотом: плотные мазки золотого состава позволяли скрыть дефекты глазури. Севрский фарфор использовался в основном в десертных сервизах и декоративных предметах, так как от постоянного соприкосновения со столовыми приборами на капризной глазури оставались некрасивые серые полосы.
Однако французы не были бы французами, если бы не обернули трудности в свою пользу. Выяснилось, что «мягкий» фарфор отлично взаимодействует с глазурью ярких цветов: бирюзовой, лавандовой, розовой, и обжиг при деликатных температурах ее нисколько не портит.
Кроме того, севрские мастера дали жизнь бисквитному (не покрытому глазурью) фарфору, который выглядит очень изящно и аристократично. «Бисквит» не покрывают глазурью. Он не пригоден для утилитарного использования, выполняя исключительно декоративную функцию. Отсутствие глазурного покрытия вынуждает с особой тщательностью обрабатывать поверхность изделий, что значительно повышает их стоимость.
В этом зале интересны и пристенные светильники на восемь световых точек в виде фарфоровой вазы на бронзовой консоли. Свечники у этих бра волютообразные с фарфоровой чашечкой, в медальоны которых изящно вписаны «сцены с детьми».
И завершаю обзор этого зала потолочным карнизом с пальметтами, маленькими маскаронами и деликатной звездочкой -дань советскому периоду дворца.