В отличие от дворцовой обстановки бытовая мебель для жилых комнат и вспомогательных помещений выполнялась без каких-либо украшений и отличалась более простыми, спокойными и удобными формами. Изготовленные домашними крепостными мастерами поместительные шкафы, комоды, диваны и кровати, столы и другая мебель своей непритязательной простотой хорошо увязывалась с обликом невысоких уютных комнат жилого этажа дома.
Вторая волна популярности мебели из карельской березы пришлась на конец XIX – начало XX столетия, появились новые стили и приемы, а в моду вошло все старинное, элегантное.
Двое каминных часов в этом зале изготовлены во Франции в ХIХ веке. Одни из них имеют основание в виде каменного параллелепипеда с бронзовой вставкой на передней панели с изображением трех пар путти с атрибутами физики и астрономии. На основании – фигура Каллиопы, опирающаяся рукой на стопку книг по физике и астрономии. Книги лежат на вытянутом параллелепипеде с встроенным в него действующим механизмом. Основание циферблата украшает петух и два факела.
Вторые каминные часы имеют в основании циферблата фигуру льва с шаром. На подставке, декорированной гирляндами и пальметтами, в центральной части располагается женский портрет в венке. Сверху, над циферблатом, – вазон, обрамленный гирляндами.
Судя по надписям на циферблатах, механизмы бронзовых часов во Втором зале делались парижскими часовщиками Peignaz и Meyer.
Среди предметов старины в любом интерьере каминные часы всегда занимают особое, эксклюзивное, место. Как произведения часового и прикладного искусства они привлекают внимание не только ценителей художественного бронзового литья, мелкой пластики, но и коллекционеров, искушенных в премудростях часовых механизмов, любителей механики. Хотя, безусловно, корпус в часах этого типа, изготовленный из золоченой бронзы, мрамора или фарфора, играет основную, декоративную роль. Традиция ставить часы на каминную полку зародилась во Франции еще в XVI веке. В это время часы не пользовались особой популярностью, их заказывали в основном королевские особы для украшения своих дворцов.
Более широкое распространение они получили в конце XVII начале XVIII веков. Тогда камин стал одним из центральных декоративных элементов интерьера во дворцах городской знати. Мраморные порталы, увенчанные сверху затейливо украшенной каминной полкой, занимали центральное место в оформлении французских домов. При Людовике XIV были даже введены специальные правила оформления каминной полки. Так на ней появились драгоценные декоративные элементы: канделябры, часы, фарфоровые статуэтки, узорчатые шкатулки.
Каминные часы наибольшее распространение получают в XVIII–XIX веках. Они производятся в странах Центральной Европы преимущественно во Франции, где и появились приблизительно в конце XVII века, лет на двести позже создания пружинного двигателя механических часов и лет через пятьдесят после первых маятниковых часов, сконструированных X.Гюйгенсом (1629–1695).
В период Регентства (1715–1723), время правления Филиппа II, герцога Орлеанского, маятниковые часы завоевывают каминные полки и становятся композиционным центром интерьеров королевских и аристократических дворцов (наиболее известные – Лувр, Версаль, Большой Трианон, Фонтенбло, Воле-Виконт).
Разработкой модели иногда занимались непосредственные ее изготовители, то есть бронзовщики, владевшие искусством рисования и ваяния, но они не оставляли подписей на часах. В данном контексте модель понимается как готовый образец часов. Бронзовщик как производитель мог поставить свое клеймо на корпусе. На циферблатах, помимо часовщика, подписывался бронзовщик–фабрикант, владелец крупной фирмы, реже – эмальер (изготовитель циферблата) и позолотчик. Выявление дизайнера и изготовителя модели каминных часов составляет иногда большую трудность, чем раскрытие замысла ее композиции.
Достойную конкуренцию каминным часам Второго зала составляют настенные часы картушеобразной формы с циферблатом в центре. Украшением часов является навершие в виде вазы и расположенная в основании изящная женская головка, декорированная гирляндами, розеттами, шишками и лентой.