После зала , где посетителей знакомят с историей дома, начинается анфилада залов с предметами декоративно-прикладного искусства, коллекция этих залов и оказалась для меня полным сюрпризом. Я никак не предполагала, что здесь всего так много, и что здание, подчиненное Министерству обороны хранит столько сокровищ !
Представленные в этих залах интерьерные экспонаты имеют особую ценность, так как позволяют получить наиболее полное представление о культуре прошлого, происходящих изменениях художественных вкусов, стилей. Мебель, осветительные приборы, фарфор, другие предметы – памятники истории и культуры, не представленные в комплексе, являются обычными вещами, лишенными внутренних связей между собой. И наоборот: только комплексный показ декоративно-прикладного и изобразительного искусства может вернуть вещам их взаимосвязь, показать роль каждой из них в формировании интерьера. Именно этим руководствовались создатели этого музея. В основу экспозиции положены литературные источники, публикации специалистов, а также сохранившиеся иконографические материалы по русскому интерьеру.
Итак, второй зал в анфиладе. Он тоже в основном наполнен "солнечной" мебелью из карельской березы.
В противоположном конце просматриваются идущие анфиладно другие залы.
Большая часть находящейся во этом зале мебели датируется началом XIX века, как и в последующих залах.
Но есть здесь кабинетная мебель с резными фигурами лебедей, представляющая особую ценность. Она была изготовлена русскими крепостными мастерами из карельской березы в 1780-х годах. Это один из самых первых гарниров из карельской березы. Несмотря на некоторую тяжеловесность, мебель отличается строгостью и торжественностью.
Мебель из карельской березы имеет богатую историю. Впервые о данной древесине, как о ценном материале, похожем внутренностью на мрамор», упоминал еще в 1766 году «лесной знатель» Фокель, которого Екатерина II направила изучать леса северо-западной части России. Такая «командировка» была связана с поиском альтернативы красному дереву, ввоз которого в страну был временно прекращен по внешнеполитическим причинам – военными походами Наполеона Бонапарта в Италию, его стремлением вступить в военное сражение с русской армией под руководством А.Суворова и установленной 26 ноября 1806 г. континентальной блокады, следствием которой явилось почти полное прекращение торговли экзотическими породами дерева. Искали замену красному дереву.
Мебельщики не только в России, но и во многих западноевропейских странах были вынуждены обратиться к поискам декоративных возможностей самых обычных, простых и доступных в местных условиях деревьев.
В Западной Европе в отделке мебели стали использовать светлые сорта древесины клена, ясеня, платана, вяза, ильма, береста, тополя, туи, сикамора, апельсинового и лимонного дерева, акации – применение светлого дерева было связано и с изменением вкуса в сторону более уютных и менее формальных интерьеров, которые требовали более естественных натуральных цветовых сочетаний в отделке мебели.
Однако все эти породы не могли сравниться по своим декоративным качествам с карельской березой, обладавшей необыкновенным разнообразием текстуры и рисунка с маленькими глазками темного тона и богатой палитрой золотистых оттенков – от янтарно-желтых до коричневато-охристых.
В конце 80-х годов XVIII века (1780 г) в имении князя Мещерского П.В. в Курской губернии его крепостные мастера впервые применили данную разновидность березы для изготовления мебели. С этого все началось – «карелка» стала появляться во дворцах, поместьях.
Уже в 1790 году отдельные предметы из карельской березы были отмечены в описях убранства Павловского дворца.
В первом десятилетии XIX века карельская береза и близкий к ней по цвету тополь становятся основным поделочным материалом при изготовлении мебели. Поисками новых отделочных материалов были озабочены не только мебельные мастера, но ведущие петербургские архитекторы, которые по установившейся еще в первой половине XVIII века имеют особую в России традиции уделяли большое внимание проектированию предметов убранства дворцовых интерьеров, и, в первую очередь, мебели. Одним из первых к разработке мебели из березы обратился архитектор Андрей Никифорович Воронихин.
Для своих архитектурных проектов мастер старался давать архитектурное решение в комплексе: само здание, придомовые территории и внутреннее убранство помещения (мебель).
Заложенные Воронихиным А.Н. традиции отделки мебели были подхвачены и развиты русскими мастерами. Чтобы подчеркнуть красоту текстуры дерева и формы предметов, они стали вводить в отделку узкие полоски черного дерева. Дворцовая мебель украшалась тонко прочеканенными бронзовыми накладками в виде масок, пальметт, розеток или небольших рельефов на мифологические темы. На мебели, предназначенной для жилых покоев, бронза заменялась накладной золоченой резьбой. Однако нередко встречалась мебель, украшенная резными скульптурными элементами из массива березы.
В данном гарнире это лебеди.