В Белой гостиной белое зеркало и белый мраморный камин
А теперь про рояль. Это марка "Стенвей", точнее «Steinway&Sons». История этой компании очень интересна.
Steinway & Sons ( «Стэйнвей и Сыновья») — всемирно известная американская компания-производитель фортепиано. Рояли Steinway & Sons с середины XX века стали фактическим стандартом в музыкальной индустрии: большая часть студийной звукозаписи осуществляется на роялях данной компании, и большинство крупных фортепианных концертов проводится с использованием роялей Steinway & Sons. Рояли Steinway & Sons известны своим мягким и сочным звучанием, а также достаточно большим сопротивлением клавиш клавиатуры. Стоимость инструментов Steinway & Sons очень высока.
Компания Steinway & Sons была основана в 1853 году в Нью-Йорке немецким иммигрантом краснодеревщиком Хайнрихом Энгельхардом Штайнвегом (позднее сменил имя на Генри Э. Стейнвей).
Штайнвег занимался изготовлением фортепиано с 1835 года в своём доме в Зезене, в Германии. Фортепиано носили марку Steinweg. Он эмигрировал из Германии в Америку в 1850 году с женой и восемью из его девяти детей. Старший сын, К. Ф. Теодор Штайнвег, остался в Германии и продолжил делать фортепиано Steinweg, будучи партнёром известного продавца Фридриха Гротриана.
В 1853 г. Хайнрих Штайнвег основал Steinway & Sons. Его первая мастерская находилась на Манхэттене в Нью-Йорке. Первому фортепиано, произведённому Steinway & Sons, дали номер 483, потому что Штайнвег изготовил 482 фортепиано в Германии и не хотел начинать отсчёт заново. Инструмент 483 был продан нью-йоркской семье за 500 долларов и теперь выставляется в музее искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке.
Год спустя, из-за огромного спроса, компания переехала в помещение большего размера на Уокер-Стрит. Только в 1864 году семья изменила написание личных фамилий на Steinway.
К 1860-м годам Стейнвей построил новую фабрику на Парк-Авеню, которая занимала целый квартал. С 350 работниками производство увеличилось с 500 до 1800 фортепиано в год. Сами фортепиано подверглись многочисленным существенным улучшениям, основанным на научных исследованиях и улучшении понимания акустики. Почти половина 126 запатентованных изобретений компании были сделаны первым и вторым поколениями семьи Стейнвей. Фортепиано Стейнвея выиграли несколько важных призов на выставках в Нью-Йорке, Париже и Лондоне, к 1862 году они получили более 35 медалей.
В 1865 семья Стейнвей послала письмо К. Ф. Теодору Штайнвегу с просьбой, чтобы он оставил немецкую фабрику (к тому времени расположенную в Брауншвейге), и переехал в Нью-Йорк, чтобы возглавить семейную фирму, из-за смерти его братьев Генри и Чарльза от болезней. Теодор повиновался, продав свою долю немецкой компании партнёру, Вильгельму Гротриану (сыну Фридриха Гротриана).
В Нью-Йорке Теодор Штайнвег принял фамилию Стейнвей. В течение следующих 15 лет он продолжал держать дом в Брауншвейге и часто путешествовал между Германией и Соединёнными Штатами.
Приблизительно в 1870-х — 80-х Уильям Стейнвей (сын Хайнриха Штайнвега) основал ремесленный городок в Куинсе в Нью-Йорке. Городок имел собственную жилую инфраструктуру и включал новую фабрику (всё ещё используемую сегодня) с литейным заводом и лесопилкой, зданиями для сотрудников, детским садом, почтовым отделением, отделом добровольческой пожарной охраны и парком. Городок Стейнвей позже стал частью Лонг-Айленда. Стейнвей-Стрит, одна из крупнейших улиц в этом районе названа в честь компании.
Чтобы достигнуть европейских клиентов, которые хотели приобрести фортепиано Steinway, и избегнуть высоких европейских налогов на импорт, Уильям и Теодор Стейнвей основали новую фабрику фортепиано в немецком городе Гамбурге в 1880 году. Теодор Стейнвей даже хотел прекратить ездить в Америку и жить в Германии постоянно.
Теодор Стейнвей стал главой немецкой фабрики, а Уильям Стейнвей вернулся на фабрику в Нью-Йорке. Фабрики в Гамбурге и Нью-Йорке регулярно обменивались опытом и продолжают делать это сегодня.
Теодор Стейнвей был талантливым изобретателем, который сделал много улучшений в конструкции фортепиано. Больше чем одна треть запатентованных изобретений компании по сей день принадлежит Теодору Стейнвею. Теодор Стейнвей умер в Брауншвейге в 1889 г.
В 1890 году компания Steinway стала поставщиком двора королевы Виктории. В следующие годы Steinway стала поставлять инструменты ко дворам Италии, Норвегии, Персии, Португалии, Румынии, России, Испании, Швеции и Турции.
К 2000 году компания Steinway & Sons произвела инструмент № 550 000.
18 сентября 2008 года умер Генри З. Стейнвэй — последний президент компании из представителей семьи Стейнвэй.
Про самые дорогие инструменты, созданные компанией Стенвей.
Самым дорогим пианино в мире стал инструмент, изготовленный компанией Steinway & Sons на фабрике в Гамбурге в 1970 году. В том же году его приобрёл Джон Леннон всего за 1500 долларов США. Леннон использовал этот инструмент для создания и записи песни Imagine и других известных композиций. В 2000 году фортепиано было продано британским коллекционером на аукционе. Победу одержал известный музыкант Джордж Майкл, предложив лучшую цену — 1,67 миллиона британских фунтов. Этот инструмент можно увидеть в фильме, снятом в доме Леннона в Англии в 1971 году, где Леннон поёт песню Imagine своей супруге Йоко Оно.
Самый дорогой рояль в мире был создан в 2008 году под заказ на фабрике Steinway & Sons в Гамбурге. Его стоимость составила 1,2 миллиона евро. Для изготовления рояля потребовалось 4 года. Эксклюзивный инструмент был назван «Sound of Harmony» ( «Звук гармонии»). Для его отделки были использованы сорок разных пород дерева, а на крышке воссоздана реплика полотна современного китайского художника Ши Ци . Рояль был представлен публике на выставке Expo 2010 в Шанхае (КНР). В настоящий момент он принадлежит коллекционеру Го Цинзяну .
Во время Второй Мировой войны с компанией Стенвей произошла следующая история.
На тот момент главным конкурентом Стенвея компания Bechstein. И все их фабрики были разбомблены во время нескольких рейдов американской эскадрильи «летающих крепостей» в декабре 1943 года. Случайное попадание или путаница с целями исключались: американцы целенаправленно уничтожали предприятия, на которых делались рояли. Все фабрики единственного конкурента производителя роялей Steinway & Sons превратились в руины.
Время стояло военное, но все же президенту Рузвельту пришлось объясняться, что это было. Давняя дружба между семействами Стейнвей и Рузвельт ни для кого не была секретом – естественно, возникли подозрения, что бомбардировками не самых очевидных с точки зрения военной пользы объектов решались вполне коммерческие задачи.
Белый дом сделал специальное заявление.
Производство роялей Bechstein было уничтожено потому, что их владелец, герр Бехштайн, финансировал партию НСДАП на выборах 1933 года. Стейнвеи финансировали, как выяснилось, правильных людей, и потому остались единственными мировыми лидерами в своем деле.
И еще одна, уже более поздняя история. Связана она с известным и любимым в России пианистов Ваном Клиберном.
Однажды в концертный отдел фирмы «Steinway&Sons» пришел малоизвестный пианист из Техаса, которого — как бы невероятно это тогда ни звучало — пригласили в Москву на конкурс Чайковского. Техасца звали Ван Клиберн (Клайберн, конечно, но будем придерживаться старой традиции), денег у него не было, «Стейнвей» были его последней надеждой.
Клиберн просил денег на билет и доставку рояля в Москву. Он думал, что в Москве нет приличных роялей и надо везти свой. Семейство «Стейнвей» традиционно предоставляло рояли гастролирующим звездам и на этой рекламе и сделало себе имя, так что затея не была совсем уж безнадежной. Но Клиберн звездой тогда не был, ему отказали.
В последний момент глава концертного отдела фирмы пожалел долговязого техасца, который, поникнув, плелся к выходу — догнал его, снял с пальца бриллиантовый перстень и вручил будущему победителю.
Вырученных денег хватило на билет, но не хватило на рояль — Ван Клиберн выиграл конкурс, как оказалось, по его же словам, в СССР Стенвеев полным-полно.
После этой концертной гостиной нас повели смотреть два самых больших зала в ЦДРА.