Переходу к последнему залу в анфиладе, выходящей окнами на парадный двор. Этот зал посвящен истории Центрального дома Красной армии, назовем его Залом советской истории. Так он выглядит от входа из предыдущего зала
А так в обратную сторону, здесь мы видим воссозданный кабинет первого директора ЦДКА (Центрального дома Красной Армии, так он в начале назывался), но прежде чем перейти к рассказу об этом периоде истории, обращу внимание на картину, которая висит на стене у окна, на фото слева на наружной стене.
Это картина для кого-то известного, а для меня не известного, художника-передвижника второй волны Сергея Иванова «Улица в Стамбуле».
Немного расскажу об этом художнике, а потом о том, почему эта картина висит в этом зале, а не в предыдущих, где ей больше подходит находиться по хронологии и как она очутилась в собрании этого музея.
Сергей Васильевич Иванов ( 1864 — 1910 ) — русский живописец, академик Императорской Академии художеств.
Сергей Иванов родился в 1864, в городке Руза Московской губернии в семье акцизного чиновника. Художественные наклонности у него проявились рано, однако его отец считал, что художника из сына не выйдет и, не видя разницы между живописью и черчением, прочил сына в инженеры. Так после окончания уездного училища в 1875 году в возрасте 11 лет Сергей, по воле отца, поступил в Константиновский межевой институт.
Институт тяготил его, и по совету сослуживца отца, «вечного студента» Академии художеств и с благословения В. Г. Перова, высоко оценившего его рисунки, 14-летний Сергей Иванов как «вольный посетитель сверх контингента» с осени 1878 года начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда в следующем году поступил, оставив межевой институт. В училище Иванов занимался до 1882 года. Среди его наставников были И. М. Прянишников, Е. С. Сорокин.
С 1882 по 1884 год Сергей Иванов учился в петербургской Академии художеств.
Занятия в Академии проходили успешно, однако неудовлетворенность академическими порядками и материальные затруднения вынудили Иванова, уже перешедшего в последний, натурный, класс, покинуть Академию и переехать в Москву. В 1884 Сергей возвратился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и закончил его в 1885 году.
Уже на последних курсах Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам. В частности, его внимание привлекло характерное для русской деревни последней четверти XIX века явление: во второй половине 1880-х годов началось переселение в Сибирь. После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. Правительство видело выход в переселении безземельных крестьян в этот обширный малозаселённый край. Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Трагедия безземельных крестьян, уходивших со своих исконных мест, из центральных губерний на окраины страны — в Сибирь и сотнями гибнущих в пути, — вот основная мысль цикла картин Иванова. Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах.
Испросив в Московском художественном обществе свидетельство на «проезд и жительство» в ряде губерний от Московской до Оренбургской, Иванов расстается с училищем, не получив даже свидетельства на звание учителя рисования. С этого времени Иванов становится своеобразным летописцем трагического явления в жизни русского пореформенного крестьянства.
В 1885—1889 Иванов проехал по Самарской, Саратовской, Астраханской и Оренбургской губерниям и по личным впечатлениям создал серию живописных работ, рисунков и литографий — «Переселенцы», в которых правдиво показал трагическую судьбу крестьян.
В картинах и рисунках Иванова предстают ужасающие сцены переселенческой жизни. Надежда и отчаяние, болезни и смерть рядом с людьми, странствующими по просторам России. В эти годы написаны картины: «На новые места. Русь идёт!», «Переселенцы. Ходоки», «Обратные переселенцы» и первая серьёзная картина художника «В дороге. Смерть переселенца» , принёсшая молодому художнику известность.
Наверняка многие помнят эту картину из Третьяковки.
Следующим разделом социальной эпопеи Иванова была «арестантская серия».
С середины 1890-х годов начинается новый период в творчестве художника, связанный с созданием исторических произведений.
В 1899 году Сергей Иванов был принят в «Товарищество передвижников». В настоящее время его, наряду с Архиповым, Рябушкиным, причисляют к «поздним передвижникам», то есть ко второму поколению художников-передвижников, существенно обновивших изобразительный язык представителей старшего поколения.
Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья — в духе стиля модерн — почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» .
Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска. В 1908-13 годах выполнил 18 работ для проекта «Картины по русской истории».
В 1905 году Сергей Васильевич стал обладателем почетного звания академика.
Своеобразные черты нервного «протоэкспрессионизма» с особой силой проступили у него в образах первой русской революции, в том числе в знаменитой картине «Расстрел» .
Во время вооруженного восстания 1905 года в Москве он был его свидетелем и участником — оказывал помощь раненым в уличных боях студентам прямо в здании Московского университета на Моховой улице. Сохранились его рисунки жандармов и казаков, которые во время восстания квартировали в Манеже, возле Кремля. Картину, о которой пойдет речь, Иванов не показал даже своим близким. Поэтому неизвестно точно, как он хотел её назвать. Картину после смерти художника обнаружила его жена и показала её на посмертной выставке под названием «Эскиз», хотя это законченная работа. Название «Расстрел» картина получила уже при советской власти.
Сейчас эту картину можно увидеть в музее "Красная Пресня"
Он преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1899—1906), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900/1903-1910).
Был участником выставок Московского общества любителей художеств (1887, 1889, 1894), Товарищества передвижников (1887—1901), «36 художников» (1901, 1902), «Мир искусства» (1903), Союза русских художников (1903—1910).
Плодотворно работал и как мастер офорта и литографии, а также как иллюстратор произведений Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и др.
Умер Иванов в возрасте 46 лет от сердечного приступа в августе 1910 года у себя на даче в деревне Свистуха на берегу речки Яхромы.
Так что небольшая уличная зарисовка в Стамбуле позволила мне "открыть" для себя такого интересного серьезного художника.
А теперь о том, как эта картина попала в музейное собрание ЦДРА.
История эта почти анекдотична.
Как известно, бывший министр обороны Сердюков, а особенно его супруга, были большими «любителями» живописи, и за время своего «правления» министр присвоил себе 27 картин русских художников из коллекции ЦДРА. Просто приходил и забирал, якобы на представительские подарки. Сотрудники музея вели учет изъятых им картин. После его отставки сотрудники пожаловались новому министру С.Шойгу, и он приказал Сердюкову все вернуть .
Угадайте, сколько картин он вернул ?
Две, три ? Не угадали. Он вернул 28 картин.
Долго думали, как оприходовать лишнюю картину, в итоге записали в каталог как «дар министра обороны», это и есть вот эта картина Иванова «Улица в Стамбуле».