Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Библиотека БЕН РАН -красивый особняк, открытый для всех.


Библиотека БЕН РАН -красивый особняк, открытый для всех.

Сообщений 1 страница 10 из 41

1

Библиотека БЕН РАН -красивый особняк, открытый для всех.

Источники информации
https://moskva.kotoroy.net/story/ulitsa … chitektvr/
https://zen.yandex.ru/media/nezagooglish/nag
https://www.archnadzor.ru/2009/01/21/ar … ij-fontan/
https://borg2007.livejournal.com/112977.html

Недавно стала доступна некогда закрытая библиотека по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН) . Это бывшая городская усадьба А.В.Каминской - И. Е. ПОНОМАРЕВА –Г. М. АРАФЕЛОВА. Находится она на Ваганьковском холме по адресу  ул. Знаменка 11/11. Это угол улицы Знаменка и Малого Знаменского переулка, по диагонали от  дома Пашкова.

Вид на здание БЕН РАН с угла, слева Малый Знаменский переулок, справа улица Знаменка. В советское время эти улицы назывались соответственно   ул. Маркса и Энгельса и ул.  Фрунзе.

https://i.postimg.cc/7LTV656R/001-IMG-2548.jpg

Особняк оказался неожиданно хорош по сохранности интерьеров (по московским меркам) . И , как обычно, за каждым особняком,  истории его владельцев, сменявших друг друга . Сразу замечу, что про этот особняк информации мало и она местами разнится.

В допожарное время с 1776 года усадьба  принадлежала князю Сергею Николаевичу Голицыну и она занимала очень большой участок. На месте нынешнего главного корпуса библиотеки располагалось каменное двухэтажное жилое строение. Пожар 1812 г. не только лишил князя главного усадебного дома, но, по-видимому, еще и подорвал его состояние. Он был вынужден поделить участок пополам и половину продать. Так или иначе, на плане от 1861 г. половиной участка владела коллежская советница Александра Васильевна Каминская, которая возвела на месте сгоревших строений новые каменные корпуса.

Следующим владельцем усадьбы стал потомственный почётный гражданин Николай Павлович Малютин, 29 января 1877 г. перепродавший её жене врача Ольге Ивановне Бетлинг. 27 июня 1890 г. Ольга Ивановна, к тому времени вдова титулярного советника,- подала прошение в Городскую управу с просьбой разрешить ей ремонт дворовых служб и жилого дома по М. Знаменскому переулку, а также сооружение каменной одноэтажной пристройки к сараю, выходящему торцом на Знаменку, для устройства там помойки и ретирад. Надеюсь, всем знакомо слово "ретирада" ?
Два года спустя, 6 июня 1892 г. предприимчивая Ольга Ивановна, уже Малютина, жена потомственного почётного гражданина (возможно, бывшего владельца усадьбы, или его наследника), поручила заменить деревянный забор вдоль границ участка на каменный, причем тот факт, что вдоль Знаменки, на месте сгоревшего в начале века здания, долгие годы находился общественный дровяной склад, ее нисколько не смутил. Менее чем через год, 18 марта 1893 г., Московская Городская Управа уступила полосу недостающей земли г-же Малютиной по весьма выгодной цене, и долгожданный забор с рустованными каменными столбами был воздвигнут.

21 февраля 1896 г. Малютина продала своё имение Губернскому секретарю Павлу Николаевичу Лесли. Стоит отметить, что к тому времени Знаменка перестала быть вотчиной знаменитых дворянских фамилий, здесь селилась новая, деловая аристократия: место князей Трубецких занял промышленник Щукин, Голицыных — их родственники Михалковы. Через год после покупки земли, новый владелец решился сломать каменные заборы и возвести вдоль Знаменки четырёхэтажное каменное здание. Однако, так и не построив доходный дом на 16 квартир, Павел Николаевич продал участок московскому купцу Ивану Евдокимовичу Пономарёву, при котором многострадальная усадьба обрела новую жизнь.

И. Е. Пономарёв (12.10.1837-18.09.1900), владелец нескольких мануфактур, был человеком решительным и предприимчивым. Сразу же подал заявку на строительство двухэтажного дома, в краткие сроки проект особняка, подписанный Константином Фёдоровичем Буровым, отцом известного советского архитектора, был утверждён. Большую часть забора и пристройку к сараю, построенные г-жой Бетлинг-Малютиной, сломали и вновь открылся торец сарая, на котором позже появился фонтан, про который я в дальнейшем расскажу.
Особняк купца Пономарёва представлял собой весьма оригинальное произведение.
Здание выполнено в стиле классицизированной эклектики. Наиболее интересной его деталью является угол дома, который срезан под углом 45 градусов и дополнен прямоугольным эркером на уровне второго этажа. Центральное окно эркера декорировано картушем-раковиной, по бокам расположены узкие окна.
Парадный вход был со стороны ул. Знаменка. На втором этаже этой же части дома была парадная анфилада.

Дверь справа - это и есть парадный вход при Пономареве.

https://i.postimg.cc/zvqS0pjm/002-IMG-2547.jpg

Ритмическое разнообразие в фасад по Знаменке вносят различия в решении окон второго этажа.
А крыло , выходящее в Малый Знаменский пер, по всей видимости было жилым.

https://i.postimg.cc/fLcfc1Yj/002.jpg

Дом был оборудован по последнему слову техники: паровое отопление, ванны, раковины, клозеты, писсуары… Строительство осуществлялось невероятно быстро: разрешения на установку временных строительных заборов датированы 13 мая 1899 г. и 11 мая 1900 г. (видимо, во второй период проводилась оштукатурка фасадов, к которой разрешалось приступать лишь через год после возведения кирпичной основы).
18 сентября 1900 г. Иван Евдокимович Пономарёв скончался. Годом раньше, 4 сентября 1899 г. (то есть в дни разгара строительства и согласования проектов), он написал обширное завещание. Вся усадьба со старыми и строившимися строениями оставлялась им его супруге — Людмиле Васильевне Пономарёвой, и детям — Нине, Алексею и Софье поровну. Кроме этого, членам семьи и дальним родственникам (всего около 30 человек), были завещаны крупные денежные суммы. Общая посмертная оценка имущества, включая долговые обязательства и ценные бумаги, составила почти миллион — 980,399 руб. 29 коп.

Интересно, что значительную часть состояния купец Пономарёв направил на благотворительные нужды: городам Москве и Иваново-Вознесенску, откуда происходили его предки, на распределение городской думой бедным; Владимирскому Попечительству о слепых Императрицы Марии Александровны, членом которого он состоял, на благую его цель; в Московское Техническое Училище и Московский Университет для учреждения стипендий его имени; и даже в больницу для умалишённых в Москве на Канатчиковой даче для содержания от его имени мужской и женской койки. Оставил он деньги и на имя Новодевичьего монастыря, где он хотел бы быть похоронен, на украшение и благолепие храма, а также на построение храмов в Сибири по усмотрению Комитета, специально учреждённого для сего.

В 1900 году во дворе на стене хозяйственного флигеля, стоящего торцом к Знаменке в глубине  двора  появился вышеупомянутый фонтан, о котором я обещала рассказать.  Достоверное неизвестно, кто и когда сделал этот фонтан. По одной версии, фонтан был сделан архитектором К.Ф.Буровым  предположительно в память о скончавшемся о И. Е. Пономареве , а может быть  , в честь приятного и значительного события, произошедшего в октябре 1900 г. — рождения у архитектора сына Андрея. Правда  эскизов фонтанов так и не удалось найти ни в архиве, ни в семье К. Ф. Бурова.
Фонтан выглядел почти как римские "Уста истины" - рельефный портик с немецкой надписью «ARCHITEKTVR» (U как V), масонскими символами в филенках и расположенной посередине львиной маской с полукруглым бассейном…
Вот так выглядел фонтан в последние годы своего существования.

https://i.postimg.cc/j50hJRnS/002.jpg

0

2

По другой версии, фонтан  появился при следующем владельце. Вот к нему и перехожу.

Наследники Пономарева прожили в усадьбе 4 года и в 1904г. продали ее  уроженцу Баку владельцу «Нефтепромышленного и торгового общества  Г. М. Арафелов и Ко» , армянину, потомственному почетному гражданину Георгию Ивановичу  Арафелову  (Геворк Ованесович Арафелян). В части источников пишут, что его звали Григорий Мартынович, но мне кажется, что вариант Георгия Иванович больше подходит в качестве русской адаптации Геворка Ованесовича.
Г.Арафелов занимался добычей, переработкой и торговлей нефтью.

Новый владелец решил намного перестроить здание под свои нужны и пригласил для этого архитектора , который был его родственником. Это  гражданский инженер Аршак Измиров.

Что же было сделано при Арафелове ?
Во-первых, внутреннее переустройство жилого части дома , выходящей в М. Знаменский переулок с перепланировкой помещений, повышением существующих двух этажей и надстройкой третьего в выходящей во двор части здания.
Во-вторых,  к той же части был добавлен  новый корпус. Его фасад с увеличенными окнами, повышенной крышей и центральным входом с ионическими пилястрами и колонным портиком-эркером, увенчан фронтоном с гербом и монограммой владельца…
Так выглядит этот новый фасад, и отсюда сейчас вход с библиотеку.

https://i.postimg.cc/50gFNJwG/003-IMG-1966.jpg

https://i.postimg.cc/2jHBszjL/004-IMG-1967.jpg

Герб с буквой "А"

https://i.postimg.cc/ZnDBpLsx/006-IMG-20220419-134256.jpg

https://i.postimg.cc/j2jnD1cj/008-IMG-1968.jpg

Хозяйственные постройки тоже претерпели большие изменения, потому что в них была размещена маленькая текстильная фабрика Арафеловых.
Работы по перестройке усадьбы продолжались до 1913г.

https://i.postimg.cc/GtNtHm9M/009-IMG-1969.jpg

https://i.postimg.cc/sf0vnwKp/010-IMG-20220419-134319.jpg

https://i.postimg.cc/Gh896GS6/011-IMG-1970.jpg

https://i.postimg.cc/BQrt3brb/012-IMG-1971.jpg

А что же фонтан ? И вот теперь вторая версия его появления.
В процессе переустройства усадьбы в  Арафелов захотел расширить крохотный садик, который дол во дворе дома.
Москвичи всегда отличались особой любовью к садам, которых в городе было великое множество. Это увлечение вновь захватило город в самом начале XX века, когда при многих особняках в Москве появились миниатюрные сады, порой занимавшие площадь менее 6-8 соток.
Не был исключение и Георгий Арафелов. Он предложил своему соседу, князю Голицыну  (они продолжали владеть своей частью участка)  и его родственнику Баскакову выкупить у них большой кусок земли. Князь не только отказался уступить, но чтобы досадить Арафелову, выстроил два огромных доходных дома, заслонивших соседский сад от солнца и портивших его, так как они были обращены к нему невзрачной противопожарной стороной. «Процветать» саду мешал постоянный сквозняк, образовывавшийся между уличным и дворовым корпусами домов Голицына-Баскакова.
Арафелов «ответил» Голицыну тем, что построил на границе злосчастного участка садовый павильон. Торец павильона его архитектор Аршак Измирян  оформил в нео-ампирном стиле строгими дорическими колоннами с фризом над ними и маскароном с изображением сурового пышновласого и бородатого мужчины — видимо, речного божества Ахелоя или Нила. Голова божества была увита пшеничными колосьями и осокой — ибо вода дарит плодородие и жизнь, изо рта в фонтанную чашу стекала струя воды. Латинская надпись «ARCHITECTURA»   на фризе, видимо, по замыслу Арафелова должна была показать Голицыну, где «живут» настоящая архитектура и вкус, и где они отсутствуют.
Вот такая вторая версия.

Когда бы фонтан не появился - в 1900 или в 1913 году- он просуществовала до 2000 года.
Это маленькое чудо не одно десятилетие привлекало прохожих. Самые любопытные подолгу стояли возле ограды, пытаясь его разглядеть.

А осенью 2000 года павильон с фонтаном был варварски сломан, чтобы уступить место уродливому железному гаражу. Это и был конец «Архитектуры», в прямом смысле этого слова.
Сейчас вместо гаража стоит небольшое здание , его арендаторы прониклись историей фонтана и вроде захотели сделать его копию.

0

3

После революции в 20-е здесь находились секции Коммунистической (Социалистической) академии при ВЦИК, основная часть которой располагалась в бывшей усадьбе Голицыных в начале Малого Знаменского переулка (ныне Институт философии РАН).
А на архивном фото подпись "Здание Военной академии РККА" , фото 1923г. Возможно, какое время здесь была эта академия, пока ей не построили новое большое здание здесь на Знаменке.

https://i.postimg.cc/D0tf7pYH/016.jpg

Фото примерно 60-70 годов. В целом фасады не менялись.

https://i.postimg.cc/h4wt8hPs/017.jpg

А сейчас здесь находится Библиотека по естественным наукам РАН.
https://www.benran.ru

https://i.postimg.cc/JtV8fDsW/013-IMG-20220419-145924.jpg

https://i.postimg.cc/9XvqmLTc/014-IMG-20220419-134344.jpg

Сейчас в библиотеке  проходит выставка картин  "Естествознание", и ее можно бесплатно посетить до 13 мая. Но нужна регистрация по ссылке
https://ben-ran.timepad.ru/events/

https://i.postimg.cc/7Y8f8f86/015-IMG-20220419-134352.jpg

И приходить в часы работы библиотеки , указанные на афише.

С 17 мая будет новая выставка и также свободный доступ через регистрацию.
А я приглашаю вас войти внутрь.

0

4

Лена ГМ
с интересом жду продолжения  :yep:

0

5

Отметившись у охранника, оказалась в вестибюле, откуда видна лестница, украшенная витражами советского периода. Они соответствуют назначению библиотеки  -естетсвенные науки.

https://i.postimg.cc/HkFVmnDx/018-IMG-20220419-145728.jpg

https://i.postimg.cc/sXrxBL2C/019-IMG-20220419-145734.jpg

https://i.postimg.cc/fyWbC0XH/020-IMG-20220419-145738.jpg

https://i.postimg.cc/SsfscGX2/021-IMG-20220419-145745.jpg

Но по этой лестнице подниматься не надо, потому что указатели на выставку ведут узкими коридорами первого этажа в самую старую часть здания, в ту, что построена по Пономареве и выходит фасадом на ул.Знаменка. Саму выставку я пока пропущу, покажу ее в конце, а сейчас представим, что мы вошли через парадный вход со стороны Знаменки и оказались сначала в небольшом пространстве за входной дверью.  Вся входная группа из дуба к счастью сохранилась, хотя у нас чаще всего сразу и безжалостно меняют все двери.

https://i.postimg.cc/tJMJS49F/022-IMG-20220419-144447.jpg

Уцелела и ручка со львом

https://i.postimg.cc/wjdg6m47/027-IMG-2114.jpg

В прихожей по бокам в лепных рамах с одной стороны зеркало,  а с другой пустое пространство. Было ли там тоже зеркало,  а может быть картина, мы не знаем.
Сохранились и изящные вентиляционные решетки.

https://i.postimg.cc/tgqb6Hjb/029-IMG-20220419-141151-IMG-20220419-141201.jpg https://i.postimg.cc/mZJT5qQ3/030-IMG-2492.jpg

https://i.postimg.cc/9QtVzQs1/032-IMG-2113.jpg

https://i.postimg.cc/7PWLyby2/034-IMG-20220419-141216.jpg

0

6

Лена ГМ

Лена, и опять новое место (и как Вы их находите!)-Библиотека БЕН РАН -красивый особняк, открытый для всех.  Сохранилось немало. Жду продолжения.

Отредактировано Неслучайные гости (2022-05-11 11:54:15)

0

7

Неслучайные гости написал(а):

красивый особняк, открытый для всех

Да,  его можно и нужно посетить.

Про люстры ничего сказать не могу, скорей всего,  их подобрали в более поздний период.

https://i.postimg.cc/hPmKWrrk/036-IMG-20220419-141211.jpg

https://i.postimg.cc/4dFXZ2jg/037-IMG-1979.jpg

https://i.postimg.cc/2ysmLbz9/038-IMG-2490.jpg

Проем, отделяющий зону входа от вестибюля, фланкируют мраморные колонны с ионическими капителями и несколько  ступенек. Отсюда уже видна парадная лестница, но про нее чуть-чуть позже. Слева от лестницы (на фото за колонной) сохранилась подлинная  вешалка.

https://i.postimg.cc/br6R19Py/039-IMG-1978.jpg

Первоначальная вся деревянная часть, а металлические крючки , уже современные.

https://i.postimg.cc/5tcS5thC/040-IMG-2088.jpg https://i.postimg.cc/4NdPsqvm/041-IMG-2089.jpg

Эта такая редкость, что сохранилась вешалка,  это все обычно разворовывалось и уничтожалось.

https://i.postimg.cc/qBQQf43P/042-IMG-20220419-141344.jpg

https://i.postimg.cc/63tVSm56/043-IMG-2090.jpg

0

8

Сохранилась даже часть с подлинными крючками, это похоже латунь. Номерки современные, а все что из желтого металла старинное.

https://i.postimg.cc/Znq8Yvd1/044-IMG-2091.jpg

Пол в вестибюле - похоже, что мраморная плитка,  даже не метлах.

https://i.postimg.cc/Hk8t7Mhm/045-IMG-2087.jpg

Пол грязноватый, дело в том, что в парадных залах идет ремонт, идет он по частям, довольно деликатно, так что  посмотреть залы удалось.

Если стать левым боком к лестнице, то прямо будет небольшой холл, он так же отделен колоннами

https://i.postimg.cc/s2p9Trz0/047-IMG-1987.jpg

Камень, из которого сделаны колонны и откосы проема выполнены из камня, который называется змеевик.

https://i.postimg.cc/4NS5dPww/048-IMG-20220419-144548.jpg

https://i.postimg.cc/90NGDXPz/049-IMG-20220419-141230.jpg

Красивый камень !

https://i.postimg.cc/xjsGxgrY/050-IMG-20220419-141234.jpg

А теперь обратный вид из холла в сторону вестибюля.

https://i.postimg.cc/8P9RD5P0/053-IMG-2504.jpg

Впереди освещенное помещение, там выставка, этот зал покажу в конце.

https://i.postimg.cc/jdLHGNKf/054-IMG-20220419-141315.jpg

0

9

Жалко, что фонтан не уцелел....

0

10

На балюстраде парадной лестницы три скульптуры мальчиков с факелами-светильниками в руках.

https://i.postimg.cc/K86BY2hF/054-IMG-1972.jpg

На этом фото светильник не включены

https://i.postimg.cc/tC7xtTXp/055-IMG-1975.jpg

Но мне повезло ходить по особняку с  Ириной Александровной Умновой, она руководитель отдела библиотеки по организации мероприятий, очень приятная дама, которая и показала,  и рассказала, и свет везде включала.
Так что вот вам фото с включенным"факелом"

https://i.postimg.cc/7PKz27rK/055-IMG-2119.jpg

Посмотрим на ангелочка сзади
https://i.postimg.cc/zBjgpHbX/056-IMG-20220419-141358.jpg

Поднимаюсь по лестнице. Она из белого мрамора, в отличном состоянии, не разбита, колонки балюстрады блестят

https://i.postimg.cc/vTZ6K8f7/057-IMG-1988.jpg

Почти везде видны родные заглушки системы вентиляции и отопления

https://i.postimg.cc/0QxSp0NB/057-IMG-2092.jpg

Потолок над лестницей и стены украшены лепниной

https://i.postimg.cc/0jXJ1g0T/058-IMG-2138.jpg

https://i.postimg.cc/43pt7SXc/059-IMG-20220419-140142.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Библиотека БЕН РАН -красивый особняк, открытый для всех.