ГОТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ XIV–XV ВЕКОВ
В период треченто, на стыке флорентийской и сиенской живописных школ, существовала так называемая космополитическая, или интернациональная (международная), готика: уже не совсем церковная, еще не совсем светская. В произведениях этого стиля царит сказочная атмосфера, броская яркость цветов и почти детский, жизнерадостный в целом настрой. Этот готический фьюжн, как бы мы назвали его сейчас, стал последним из стилей перед живописной традицией нового века, который устремится к реализму.
Симоне Мартини. Благовещение. 1333.
«Благовещение» попало в Уффици из собора Сиены, которую можно назвать городом-соперником Флоренции. Один из самых выдающихся примеров поэтичности сиенской школы, которой противопоставляют флорентийскую как более приземленную. Выполнено с каллиграфической тщательностью, с которой выписан и венок в волосах ангела, и оливковая ветвь, которую он держит, и ваза с лилиями в центре композиции — деталь, поражающая своей внезапностью. Фигуры удлиненные, хрупкие, готически аристократичные и контрастные по цветовым решениям и телесности: легкий золотистый ангел с парящими за спиной крылами и развевающейся тканью плаща — посланник небес, ворвавшийся, словно ветер, и «земная» Мария в мрачноватом черно-красном облачении, выслушивающая благую весть с недоумевающим выражением лица. Очень естествен жест ее руки, которым она поддерживает на груди накидку, словно закрываясь от уготованной ей судьбы: стать матерью сына, которому суждено умереть на кресте и воскреснуть.
Теперь это один из моих любимых ангелов.
Giovanni da Milano, полиптих Оньиссанти, 1360, Хор святых дев с милым прирученным дракончиком.
Niccolò di Pietro. St. Benedict and the poisoned wine, 1415
А вот другая версия отравленного вина ( первую я видела в Badia Fiorentina ).
Святой Бенедикт, призванный руководить монастырем без настоятеля, садится в трапезной вместе с двумя монахами, одетыми так же, как и он, в черную тунику , характерные для основанного им монашеского ордена. Бенедикт благословляет чашу с отравленным вином, которую ему протягивает элегантно одетый мирянин, на котором странная зеленая шляпа. Полный стол и элегантная одежда пажа могут намекать на расслабленные нравы монахов до прибытия Бенедикта, который с тех пор восстановил строгие правила ордена, что привело монахов к покушению на его жизнь. Однако после благословения святого стекло чудесным образом разбивается.
Niccolò di Pietro. Saint Benedict Makes his Nurse’s Broken Sieve Whole. 1415
эпизод из детства святого Бенедикта, в котором в раннем возрасте открылась святость основателя западного монашества. Ребенок благословляет терракотовое сито, которое его няня одолжила для очистки зерна и которое случайно упало на землю и разбилось. После молитвы решето тотчас снова становится целым. Действие происходит в палаццо, построенном в стиле поздней готики северной Италии, с лоджиями и балконами, мраморными вставками, трехлепестковыми арками и потолками, обшитыми деревянными панелями.
Lorenzo Monaco. Adoration of the Magi, 1420
Творчество Лоренцо Монако завершает период флорентийского треченто.
Лоренцо Монако изображает этот сюжет, в сравнении с приверженцами школы Джотто, стилистически поновому - более обогощенным фигурами в движении, заинтересованностью всех персонажей действом.
Gentile da Fabriano. Adoration of the Magi, 1423
В те годы, когда уже появился Мазаччо, был написан большой алтарный образ «Поклонение волхвов» Джентиле де Фабиано, созданный для капеллы церкви СантаТринита. Эта роскошная, многофигурная работа, во всем великолепии ее золотого узорного обрамления, может считаться последней яркой страницей космополитической готики. Здесь и животные и люди, и городские пейзажи и сельские, вкрапления золота и гирлянды цветов на пилястрах, мельтешение и пестрота. Кажется, евангелический сюжет для художника — только повод для устроения празднества, какими вскоре прославится Флоренция при Лоренцо Медичи.
В конце долгого пути волхвы предстают перед новорожденным Мессией, ведомые звездой, и преклоняют колени перед Святым Семейством, предлагая свои драгоценные дары. Трое волхвов одеты в необычайно богатые модные одежды и сопровождаются многонациональной процессией, в которую также входят экзотические животные, чтобы подчеркнуть их происхождение с Дальнего Востока.