До поездки честно пыталась читать книги по истории искусств, но толком ничего не откладывалось. Я что-то слышала про Возрождение и «от иконы к картине», но все это был пустой звук для меня, пока я не увидела сама, что же там есть, во Флоренции.
Надо сказать, про то, что есть Возрождение и причины его возникновения, все пишут или расплывчато или заумно. Я понимаю, что искусство – не математика, но все таки.. Возьму на себя смелось коротенько упорядочить происходившее, надергав цитат из словообильных книг. Упорядочивала для себя, но раз уже сделала, выложу и на форуме.
Отправной точкой в копании для меня стала вот это высказывание Муратова:
«Флоренция была колыбелью кватроченто и его саркофагом. На улицах Флоренции призрачно все, что было до начала XV столетия
Еще столетие самоуничтожающей борьбы, еще несколько ярких событий, трагических бедствий, монументальных фигур, едва успевающих прикрыть неотвратимое угасание, – и Флоренция перестала существовать. Три века новой европейской истории растаяли в лучах единственного века, который поглотил всю ее энергию.
Кватроченто до сих пор остается настоящей жизненной стихией Флоренции.»
Новшества флорентийского Ренессанса столь глубоко укоренились в западном сознании, что порой нам сложно оценить их исключительность. Нет ничего естественнее, чем использование линейной перспективы для передачи пространства. А так же натурализм, реализм. Но если задуматься, как было до и как изменилось искусство за достаточно короткое время…поразительно, да.
Паола Волкова:
«До XIII века художественное творчество было почти исключительно делом монастырей. Живопись повторяла одни и те же исстари установившиеся типы изображений, соблюдала одни и те же условности в рисунке, колорите и технических приемах, пренебрегая наблюдением природы и не давая художникам возможности демонстрировать что-то индивидуальное.
Но к XIII веку лицо Западного мира начинает меняться. В то время как в византийском государстве вся культурная жизнь скорее походит на кружение вокруг одной точки — с колебаниями то в сторону узкой церковности, то в сторону более свободной образованности, на Западе мы видим теперь решительный разрыв с прошлым или, вернее, внезапный рост всего организма, который в два-три века меняет свой облик до неузнаваемости.»
Возрождение делят на 4 этапа:
1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век) (Дученто и Треченто)
2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века) (Кватроченто)
3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
4. Позднее Возрождение (середина XVI века — 1590-е годы)
Проторенессанс -
этот этап считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения.
Чимабуэ оказался последним итальянским художником, работавшим в византийской манере, а учеником его был великий Джотто.
Джотто создал то, что на современном европейском языке называется композицией. А что такое композиция? Это то, как художник видит сюжет. Как он себе представляет, как все происходило. То есть художник сам стал сценаристом, режиссером и актером в своих картинах. Его картины — это некий театр, в котором действуют актеры, а режиссирует этими актерами — он, и он словно говорит — я там был, я это все видел… Мыслимо ли такое для средневекового сознания?
Он первым изобразил действие. И все у него происходит на ваших глазах в определенную единицу времени, а не в том абстрактном вневременном пространстве, которое было обязательной принадлежностью иконы.
Раннее возрождение (Кватроченто)
Столица кватроченто — Флоренция, художественная столица Возрождения для всего мира, а не только для Италии, это художественное сердце европейской культуры. Все великие писатели, художники, философы и архитекторы того времени либо родились во Флоренции, либо учились там.
Паола Волкова:
«Итальянский Ренессанс можно назвать человекосотворительным. Итальянская культура все свое внимание сосредотачивает на понятии человека, она возвращается к идее того, что Господь создал человека по образу своему и подобию.
История дома Медичи неразрывно связана не только с историей Флоренции, но и с самим течением, определившим культуру всей западной цивилизации и сформировавшим ее современный облик. Коллекционеры, меценаты, философы-гуманисты и даже поэты, Медичи справедливо считаются крестными отцами Ренессанса.»
Федотова:
«Учение о человеке, его месте в природе и обществе, сложившееся в этике итальянских гуманистов, явилось стержнем ренессансного мировоззрения. Живая мысль гуманистов поставила личность во главу этических проблем. Человек - неотьемлемая часть природы, сотворенной Богом, а природа - воплощение высшей божественности. Разумное начало, позволявшее сделать себя счастливым, заключено в самом человеке, в его восприятии мира, в его поступках. Эта идея человеческого разума в свою очередь была связана с учением о добродетели, смысл которой в ее пользе по отношению к другим людям. Это учение было построено на светской основе. Добродетель - путь к достижению человеком счастья посредством разных поступков, то есть залог жизни, в основе которой лежат нравственные идеалы - активная гражданская жизнь, труд, творчество, полезные обществу. Гуманисты выделяли четыре добродетели - благоразумие (то есть умение доискиваться до истины, различать добро и зло), умеренность, справедливость и стойкость (господство разума над желаниями).
Человек в эстетике гуманистов рассматривался как существо социальное, а модель созданного им общества была такова, что в нем личные и общественные интересы должны были находиться в гармонии, и в этом идеальном социуме господствовал принцип справедливости. Личность во всей полноте смогла реализовать в таком обществе свои задатки посредством полезного труда. Модель итальянского республиканского правления стала образцом для модели и некого идеального города. Главное же заключалось в самом человеке, который должен был осознать свое желание совершенствовать свой разум, мыслить и творить.
Важнейшим положением гуманистической эстетики было требование правдоподобия изображенного объекта, то есть подражания природе. Однако ренессансная гуманистическая концепция подражания природе не означала ее копирования. Искусство наделялось правом самостоятельного существования, а художник воссоздавал в своем сознании образ природы.»
Муратов заключает, что происхождение кватроченто - это загадка. Поэтому я оставила копания в других источниках.
«Происхождение искусства кватроченто до сих пор остается одной из исторических загадок. На протяжении XIV века Италия видела начало, распространение и упадок художественных школ, представлявших в живописи традиции Джотто, в скульптуре – традиции пизанских мастеров. Как случилось, что в ту самую минуту, когда оба эти искусства оказались изжитыми и одряхлевшими, Флоренция дала жизнь новому искусству, более зрелому, более могущественному и более прекрасному? Откуда явились в ней, другими словами, Донателло и Мазаччио? Вот чего мы до сих пор не знаем. Иногда кажется, что и здесь, как перед Джотто, не остается ничего другого, кроме признания таинственной воли гения. Но история искусства не любит прибегать к этому последнему средству: слишком частые ссылки на гениальность могут сделать непрочным все возводимое ею здание. Простое объяснение давала некогда легенда о подражании Донателло античным образцам. Новейший критицизм отвергнул эту легенду. Время первых опытов Донателло и юности Мазаччио представляется теперь в гораздо более сложном освещении, чем представлялось оно, когда господствовало убеждение, что итальянское Возрождение было только возрождением классической древности.»
Кто же были главные действующие лица того времени?
Главным способом достижения жизнеподобия стала линейная перспектива, новый художественный метод передачи пространства на изобразительной плоскости.
Принцип линейной перспективы, изложил архитектор Леон Батгиста Альберти.
Для окончательного достижения жизнеподобия было также необходимо, чтобы выверенная расчетами перспективная композиция пространства была заполнена фигурами, предметами, элементами архитектурного пейзажа, и чтобы они выглядели объемно. Для такого произведения изобразительного искусства в живописи использовался термин скульптуры - «рельеф». Живопись Мазаччо, стала образцом новаторских нововведений. Задача художника заключалась в том, чтобы показать красоту человеческого тела. Поэтому изображение пластики фигур и выразительности их жестов играло большую роль в объемно-пространственной организации картины. Художник и скульптор должны были владеть в совершенстве передачей строения человеческого тела, а движение должно было соответствовать «движению души».
Филиппо Брунеллески впервые на практике воплотил в зодчестве законы перспективы, обоснованные Альберти.
Среди скульпторов выдающиеся Гиберти, Донателло. Но со скульптурой у меня пока сложные отношения, так что про скульптуру молчу.
Традиции Брунеллески и Альберти в архитектуре были развиты Микелоццо.
Параллельно Мазаччо творил Фра Анджелико. Муратов говорит, что «по этой линии в искусство кватроченто вошли благоухающие легенды и бедные формы средневековья». Но мы потом посмотрим на Фра Анджелико подробнее.
Возникло и новое понимание света и тени, тоже игравших значительную роль в объемном воспроизведении объектов. Свет считался важным средством в передаче правдоподобия предметов и фигур. Художник изыскивал источник света, соответствовавший реальному источнику освещения в пейзаже или в интерьере. Золото, которое было изобразительным и символическим эквивалентом света в средневековой живописи, теперь считалось «варварским» искусством, которое следовало материализовать.
Наблюдаемые в природе блики и рефлексы изображались как реальные отражения между земными вещами, а изменения цвета зависели от реального света, хотя Бог - считался по-прежнему «вечным светом» и его творцом.
Фра Филиппо Липпи становится мастером передачи света.
Андреа дель Кастаньо создает одну из первых ренессансных сцен Тайной вечери. В его "Тайной вечере" изображены человеческие характеры
Во второй половине XV столетия ведущими мастерами были Беноццо Гоццоли, Алессио Бальдовинетти, Сандро Ботrичелли Доменико Гирландайо.
Беноццо Гоццоли - хороший портретист и мастер перспективного пейзажа.
Боттичелли - утонченная декоративность, романтичность.
Доменико Гирландайо - документальность и повествовательность, умение органично включить фигуры людей в городское пространство
Высокое Возрождение -
В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим. Творчество трёх великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это — Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль
Позднее Возрождение -
Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия утверждает, что «Возрождение, как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х годов там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.