Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Флоренция. Знакомство с кватроченто.


Флоренция. Знакомство с кватроченто.

Сообщений 1 страница 10 из 114

1

После многочисленных отмен удалось таки урвать кусочек Италии. Выбор пал на Флоренцию. 4 дня счастья.
Поселилась я в нескольких метрах от Ponte Vecchio со стороны Oltrarno. Место стратегическое – все в пешей доступности «звездочкой».
Первым делом на рассвете отправилась на Piazzale Michelangelo – вот они, те самые виды, что я разглядывала много раз. Рассвет порадовал, Арно горела.

https://live.staticflickr.com/65535/51977053865_6b108420cc_z.jpg   https://live.staticflickr.com/65535/51976566018_b188b5b5cf_z.jpg

https://live.staticflickr.com/65535/51976493286_ab9b38da3c_z.jpg   https://live.staticflickr.com/65535/51977053765_655fc1719d_z.jpg

https://live.staticflickr.com/65535/51977053665_2ca46f9cee_z.jpg    https://live.staticflickr.com/65535/51976565963_ce558f3097_z.jpg

А дальше..дальше я не знала, как рассказывать.
Во-первых, маршруты бесполезны. Мое броуновское движение по городу подчинялось расписанию открытия церквей и музеев. Тот еще квест составить расписание на день.
Во-вторых, об'екты я выбирала без всякой системы, разглядывала фотографии в книгах Владимира Кереметчи и помечала звездочками на карте  :blush:  Потрясающе полные книги про храмы и палаццо Флоренции, но системы я там не увидела, храмы сгруппированы по районам.

Пришлось пойти лопатить литературу – Мортон, Муратов, Волкова, Федотова, Згарби, лекция Санжаровой. Кстати, после поездки все это читается и воспринимается гораздо легче. Оказалось, все мои звездочки стройно укладываются в период раннего Возрождения( кватроченто ).

+2

2

lenkin написал(а):

Выбор пал на Флоренцию. 4 дня счастья

эх-хххх-х...  :love:  замерла в предвкушении!

0

3

Julia:flag:

0

4

Арно как специально подсвечивали. Нереально  и красиво!

0

5

До поездки честно пыталась читать книги по истории искусств, но толком ничего не откладывалось.  Я что-то слышала про Возрождение и «от иконы к картине», но все это был пустой звук для меня, пока я не увидела сама, что же там есть, во Флоренции.

Надо сказать, про то, что есть Возрождение и причины его возникновения, все пишут или расплывчато или заумно. Я понимаю, что искусство – не математика, но все таки.. Возьму на себя смелось коротенько упорядочить происходившее, надергав цитат из словообильных книг. Упорядочивала для себя, но раз уже сделала, выложу и на форуме.

Отправной точкой в копании для меня стала вот это высказывание Муратова:
«Флоренция была колыбелью кватроченто и его саркофагом. На улицах Флоренции призрачно все, что было до начала XV столетия
Еще столетие самоуничтожающей борьбы, еще несколько ярких событий, трагических бедствий, монументальных фигур, едва успевающих прикрыть неотвратимое угасание, – и Флоренция перестала существовать. Три века новой европейской истории растаяли в лучах единственного века, который поглотил всю ее энергию.
Кватроченто до сих пор остается настоящей жизненной стихией Флоренции.»

Новшества флорентийского Ренессанса столь глубоко укоренились в западном сознании, что порой нам сложно оценить их исключительность. Нет ничего естественнее, чем использование линейной перспективы для передачи пространства. А так же натурализм, реализм. Но если задуматься, как было до и как изменилось искусство за достаточно короткое время…поразительно, да.

Паола Волкова:
«До XIII века художественное творчество было почти исключительно делом монастырей.  Живопись повторяла одни и те же исстари установившиеся типы изображений, соблюдала одни и те же условности в рисунке, колорите и технических приемах, пренебрегая наблюдением природы и не давая художникам возможности демонстрировать что-то индивидуальное.
Но к XIII веку лицо Западного мира начинает меняться. В то время как в византийском государстве вся культурная жизнь скорее походит на кружение вокруг одной точки — с колебаниями то в сторону узкой церковности, то в сторону более свободной образованности, на Западе мы видим теперь решительный разрыв с прошлым или, вернее, внезапный рост всего организма, который в два-три века меняет свой облик до неузнаваемости.»

Возрождение делят на 4 этапа:
1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век) (Дученто и Треченто)
2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века) (Кватроченто)
3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
4. Позднее Возрождение (середина XVI века — 1590-е годы)

Проторенессанс -
этот этап считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения.
Чимабуэ оказался последним итальянским художником, работавшим в византийской манере, а учеником его был великий Джотто.
Джотто создал то, что на современном европейском языке называется композицией. А что такое композиция? Это то, как художник видит сюжет. Как он себе представляет, как все происходило. То есть художник сам стал сценаристом, режиссером и актером в своих картинах. Его картины — это некий театр, в котором действуют актеры, а режиссирует этими актерами — он, и он словно говорит — я там был, я это все видел… Мыслимо ли такое для средневекового сознания?
Он первым изобразил действие. И все у него происходит на ваших глазах в определенную единицу времени, а не в том абстрактном вневременном пространстве, которое было обязательной принадлежностью иконы.

Раннее возрождение (Кватроченто)

Столица кватроченто — Флоренция, художественная столица Возрождения для всего мира, а не только для Италии, это художественное сердце европейской культуры. Все великие писатели, художники, философы и архитекторы того времени либо родились во Флоренции, либо учились там.

Паола Волкова:
«Итальянский Ренессанс можно назвать человекосотворительным. Итальянская культура все свое внимание сосредотачивает на понятии человека, она возвращается к идее того, что Господь создал человека по образу своему и подобию.
История дома Медичи неразрывно связана не только с историей Флоренции, но и с самим течением, определившим культуру всей западной цивилизации и сформировавшим ее современный облик. Коллекционеры, меценаты, философы-гуманисты и даже поэты, Медичи справедливо считаются крестными отцами Ренессанса.»

Федотова:
«Учение о человеке, его месте в природе и обществе, сложившееся в этике итальянских гуманистов, явилось стержнем ренессансного мировоззрения. Живая мысль гуманистов поставила личность во главу этических проблем. Человек - неотьемлемая часть природы, сотворенной Богом, а природа - воплощение высшей божественности. Разумное начало, позволявшее сделать себя счастливым, заключено в самом человеке, в его восприятии мира, в его поступках. Эта идея человеческого разума в свою очередь была связана с учением о добродетели, смысл которой в ее пользе по отношению к другим людям. Это учение было построено на светской основе. Добродетель - путь к достижению человеком счастья посредством разных поступков, то есть залог жизни, в основе которой лежат нравственные идеалы - активная гражданская жизнь, труд, творчество, полезные обществу. Гуманисты выделяли четыре добродетели - благоразумие (то есть умение доискиваться до истины, различать добро и зло), умеренность, справедливость и стойкость (господство разума над желаниями).
Человек в эстетике гуманистов рассматривался как существо социальное, а модель созданного им общества была такова, что в нем личные и общественные интересы должны были находиться в гармонии, и в этом идеальном социуме господствовал принцип справедливости. Личность во всей полноте смогла реализовать в таком обществе свои задатки посредством полезного труда. Модель итальянского республиканского правления стала образцом для модели и некого идеального города. Главное же заключалось в самом человеке, который должен был осознать свое желание совершенствовать свой разум, мыслить и творить.

Важнейшим положением гуманистической эстетики было требование правдоподобия изображенного объекта, то есть подражания природе. Однако ренессансная гуманистическая концепция подражания природе не означала ее копирования. Искусство наделялось правом самостоятельного существования, а художник воссоздавал в своем сознании образ природы.»

Муратов заключает, что происхождение кватроченто  - это загадка. Поэтому я оставила копания в других источниках.
«Происхождение искусства кватроченто до сих пор остается одной из исторических загадок. На протяжении XIV века Италия видела начало, распространение и упадок художественных школ, представлявших в живописи традиции Джотто, в скульптуре – традиции пизанских мастеров. Как случилось, что в ту самую минуту, когда оба эти искусства оказались изжитыми и одряхлевшими, Флоренция дала жизнь новому искусству, более зрелому, более могущественному и более прекрасному? Откуда явились в ней, другими словами, Донателло и Мазаччио? Вот чего мы до сих пор не знаем. Иногда кажется, что и здесь, как перед Джотто, не остается ничего другого, кроме признания таинственной воли гения. Но история искусства не любит прибегать к этому последнему средству: слишком частые ссылки на гениальность могут сделать непрочным все возводимое ею здание. Простое объяснение давала некогда легенда о подражании Донателло античным образцам. Новейший критицизм отвергнул эту легенду. Время первых опытов Донателло и юности Мазаччио представляется теперь в гораздо более сложном освещении, чем представлялось оно, когда господствовало убеждение, что итальянское Возрождение было только возрождением классической древности.»

Кто же были главные действующие лица того времени?

Главным способом достижения жизнеподобия стала линейная перспектива, новый художественный метод передачи пространства на изобразительной плоскости.
Принцип линейной перспективы, изложил архитектор Леон Батгиста Альберти.

Для окончательного достижения жизнеподобия было также необходимо, чтобы выверенная расчетами перспективная композиция пространства была заполнена фигурами, предметами, элементами архитектурного пейзажа, и чтобы они выглядели объемно. Для такого произведения изобразительного искусства в живописи использовался термин скульптуры - «рельеф». Живопись Мазаччо, стала образцом новаторских нововведений. Задача художника заключалась в том, чтобы показать красоту человеческого тела. Поэтому изображение пластики фигур и выразительности их жестов играло большую роль в объемно-пространственной организации картины. Художник и скульптор должны были владеть в совершенстве передачей строения человеческого тела, а движение должно было соответствовать «движению души».

Филиппо Брунеллески впервые на практике воплотил  в зодчестве законы перспективы, обоснованные Альберти.

Среди скульпторов выдающиеся Гиберти, Донателло. Но со скульптурой у меня пока сложные отношения, так что про скульптуру молчу.

Традиции Брунеллески и Альберти в архитектуре были развиты Микелоццо.

Параллельно Мазаччо творил Фра Анджелико. Муратов говорит, что «по этой линии в искусство кватроченто вошли благоухающие легенды и бедные формы средневековья». Но мы потом посмотрим на Фра Анджелико подробнее.

Возникло и новое понимание света и тени, тоже игравших значительную роль в объемном воспроизведении объектов. Свет считался важным средством в передаче правдоподобия предметов и фигур. Художник изыскивал источник света, соответствовавший реальному источнику освещения в пейзаже или в интерьере. Золото, которое было изобразительным и символическим эквивалентом света в средневековой живописи, теперь считалось «варварским» искусством, которое следовало материализовать.
Наблюдаемые в природе блики и рефлексы изображались как реальные отражения между земными вещами, а изменения цвета зависели от реального света, хотя Бог - считался по-прежнему «вечным светом» и его творцом.
Фра Филиппо Липпи становится мастером передачи света.

Андреа дель Кастаньо создает одну из первых ренессансных сцен Тайной вечери. В его "Тайной вечере" изображены человеческие характеры

Во второй половине XV столетия ведущими мастерами были Беноццо Гоццоли, Алессио Бальдовинетти, Сандро Ботrичелли Доменико Гирландайо.

Беноццо Гоццоли - хороший портретист и мастер перспективного пейзажа.

Боттичелли  - утонченная декоративность, романтичность.

Доменико Гирландайо - документальность и повествовательность, умение органично включить фигуры людей в городское пространство

Высокое Возрождение -
В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим. Творчество трёх великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это — Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль

Позднее Возрождение -
Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия утверждает, что «Возрождение, как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х годов там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

0

6

Нарышкина написал(а):

Арно как специально подсвечивали. Нереально  и красиво!

закатами меня Флоренция не порадовала, но этот рассвет компенсировал :)

0

7

lenkin написал(а):

Выбор пал на Флоренцию. 4 дня счастья.

У Вас хороший вкус. Нет, не так  - замечательные увлечения. Уже не терпится увидеть, что покажете.

lenkin написал(а):

Рассвет порадовал, Арно горела.

А я такого и не видела - после впечатляющих музеев Флоренции нам рано вставать было невозможно.
Красота и восторг от фото!

lenkin написал(а):

Пришлось пойти лопатить литературу – Мортон, Муратов, Волкова, Федотова, Згарби, лекция Санжаровой.

Хорошо так зачитались... Все четко, все систематизировано, поработали отлично.

lenkin написал(а):

Муратов заключает, что происхождение кватроченто  - это загадка.

Муратов, похоже, подвел черту.

lenkin написал(а):

Но мы потом посмотрим на Фра Анджелико подробнее.

На него и на других -с удовольствием!

0

8

А какие имена!!!!! Мазаччо, Гиберти, Донателло, Микелоццо, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли, Боттичелли, Доменико Гирландайо - пытаюсь спросить себя: "Не забываются ли они?" Да как их можно забыть, увидеть бы...

Ох, не томите, мучайте нас Кватроченто! Буду наслаждаться  Вашим рассказом с прекрасными фото и вспоминать  свою Флоренцию...

Отредактировано Неслучайные гости (2022-05-06 18:55:10)

0

9

lenkin написал(а):

Выбор пал на Флоренцию. 4 дня счастья.

:cool:
Будем наслаждаться Вашими 4 днями...

0

10

Cappella Brancacci

В этом году во Флоренции в Капелле Бранкаччи началась реставрация. построены леса в 2 этажа и по этим лесам дают походить, можно разглядеть фрески вблизи и под нормальным углом. Уникальная возможность.

https://live.staticflickr.com/65535/51979022736_11dfee231d_z.jpg   https://live.staticflickr.com/65535/51979021801_b693295b15_z.jpg

Реставраторы что-то там рассказывали по сам процесс, потом мило отодвинули свою аппаратуру.

https://live.staticflickr.com/65535/51979048891_94bd8bc494_z.jpg   https://live.staticflickr.com/65535/51978042472_638d76d9ef_z.jpg

Богатый торговец шелком Бранкаччи решил украсить часовню церкви Санта Мария Кармине фресками и в 1423 году заказал их исполнение Мазолино и Мазаччо. В 1420-х годах роспись капеллы не закончили. Мазолино уехал в 1428 году в Венгрию, а затем в Рим, откуда и вызвал к себе  Мазаччо в помощь на роспись фресок в базилике Сан Клементе. Мазаччо перебрался в Рим и там неожиданно умер. Мазолино больше во Флоренцию не возвратился.
Заказчик росписей был об'явлен мятежником и сослан.
Только через 50 лет Филиппино Липпи получает от кармелитских монахов заказ на окончание росписей.

Муратов очень высоко отзывается о Мазаччо:
«Мазаччио умер почти юношей, не успев дожить до тридцати лет. Но какая это необыкновенная юность – все искусство Мазаччио проникнуто чувством глубокой зрелости! Художник, наделенный таким удивительным инстинктом существенного и большого, легко устоял перед соблазнами красивого и занимательного, которые в изобилии рассыпало перед ним природное чувство. Флоренция подымала своих художников на такую высоту требований, какой не знали художники, родившиеся в глухих провинциальных городках. Только в ней могло воспитаться такое тяготение к монументальности, какое было у Мазаччио.
В справедливо прославленных фресках в церкви Кармине Мазаччио одним усилием гения воскресил после Джотто монументальную живопись и тем утвердил право Флоренции на первенство в искусстве кватроченто. Быть может, без этих фресок XV век еще долго блуждал бы по цветочным коврам, усеянным птицами и бабочками, воплощавшим простодушные мечты Джентиле и его сверстников. Характерное для того переходного времени "подробное" чувство природы могло раздробить внимание художников и измельчить их задачи. Было необходимо снова, как во времена Джотто, собрать все линии искусства в одной точке, как в фокусе, – привести все его устремления к одной цели. Для Мазаччио, как и для Джотто некогда, этой целью оказался человек. На фресках в Кармине просты до неприметности пейзажные фоны, и никакие вводные эпизоды, никакие звери и птицы, никакие наряды и узоры не отвлекают внимания от человеческих фигур и образуемых ими групп.
С той минуты, когда это героическое представление о человечестве было запечатлено на стенах Кармине, искусство кватроченто не могло уклониться от пути, который спустя столетие привел к Микельанджело.»

Мазаччо. «Изгнание из рая Адама и Евы». На мой взгляд абсолютно современная работа.
https://live.staticflickr.com/65535/51978017172_a3a2556384_z.jpg   https://live.staticflickr.com/65535/51978944541_04c2672310_z.jpg

Мазолино называют архаичным. Рядом с «Изгнанием из рая» «Первородный грех» выглядит невнятным и лишенным эмоций.

https://live.staticflickr.com/65535/51978945171_a784d397ff_z.jpg   https://live.staticflickr.com/65535/51979299959_d6a07cc894_z.jpg

Но мне очень понравилась фреска Мазолино «Исцеление калеки и воскрешение Табиты(Тавифы) св. Петром». После этой фрески Флоренция представляется мне розовой, хотя она, конечно, совсем другого цвета :)

https://live.staticflickr.com/65535/51978944661_b58766a982_z.jpg   https://live.staticflickr.com/65535/51978944996_54d2712492_z.jpg

https://live.staticflickr.com/65535/51978944796_598ca201a4_z.jpg   https://live.staticflickr.com/65535/51979094528_277b8d6174_z.jpg

https://live.staticflickr.com/65535/51978017782_e93617db2a_z.jpg

Мазаччо. «Чудо с статиром». Фрагмент, когда св. Петр вынимает из рыбы монету( статир) , что бы заплатить пошлину
https://live.staticflickr.com/65535/51979582460_064e95df5e_z.jpg

Мазаччо. «Крещение неофитов».
https://live.staticflickr.com/65535/51978017652_8f8822cff4_z.jpg

Филиппино Липпи. «Освобождение святого Петра из тюрьмы». слева и в образе стражника изображен сам Филиппино Липпи
https://live.staticflickr.com/65535/51979094058_fe71513462_z.jpg

Филиппино Липпи. «Апостол Петр посещает святого Петра в тюрьме»
https://live.staticflickr.com/65535/51979093568_7a7b6b3fd3_z.jpg

Филиппино Липпи. «Спор с Симоном волхвом»
https://live.staticflickr.com/65535/51979581875_7489fc0bf5_z.jpg

Мазаччо, Филиппино Липпи. «Воскрешение сына Феофила». В образе воскресшего юноши - Франческо Граначчи ( учился в мастерской Доменико Гирландайо )
https://live.staticflickr.com/65535/51979093028_949433867b_z.jpg   

Мазаччо, Филиппино Липпи. «Воскрешение сына Феофила». в центре внизу - Мазаччо
https://live.staticflickr.com/65535/51978016382_6f207ee95e_z.jpg 

Филиппино Липпи. «Распятие святого Петра». Справа на нас смотрит Сандро Боттичелли ( Филиппино в течение десяти лет был помощником Боттичелли )
https://live.staticflickr.com/65535/51979022131_1fea7485ee_z.jpg

Мазаччо. «Святой Петр исцеляет больных своей тенью». слева внизу - Мазаччо. в красной шапке - Донателло. на заднем плане с белой бородой - Биччи ди Лоренцо.
https://live.staticflickr.com/65535/52018616120_6c1a42afdc_z.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Флоренция. Знакомство с кватроченто.