У Вас прямо иллюстрированный путеводитель получился!
Флоренция. Знакомство с кватроченто.
Сообщений 91 страница 100 из 114
Поделиться922022-05-19 21:09:19
ЖИВОПИСЬ РАННЕГО РЕНЕССАНСА
Посреди золотых узоров, замысловатых аллегорий и святой простоты интернациональной готики делал свои первые шаги реализм, и под ним дрожала земля, по которой пройдут титаны.
Masolino, Madonna of Humility, 1415
Мария сидит на подушке на земле, следуя иконографической модели, известной как Мадонна Смирения (от латинского humus, земля). Богородица кормит своего сына Иисуса, предлагая свою грудь, по этой причине иконография Мадонны Смирения часто сливается с иконографией Кормящей Мадонны, широко используемой в тосканских картинах. Обе модели подчеркивают привилегированную роль Марии как посредника между Богом и человечеством.
Большинство ученых приписывают картину Мазолино, из которых эта Мадонна Смирения будет одной из старейших работ, известных на сегодняшний день.
Подушку я не разглядела, поэтому обрезала Забавно, что, в принципе, я розовый цвет не люблю. А вот розовые мадонны доставляют
Конечно, что бы посмотреть Фра Анжелико, надо идти в Сан Марко. Но и в Уффици есть, чем поживиться.
Фра Беато Анджелико. Коронование Марии. 1434–1435
Работы Фра Анджелико — это почти нарядная мистика треченто. Почти, но не совсем: они лиричны, трогательны и красивы несуетной красотой. Его «Коронование Марии» — настоящая ода к радости, которую мы можем почувствовать тем сильнее, что монолитное золото фона не мешает созданию объема композиции. Фигуры святых и ангелов размещены так, что в работе присутствует глубина, а одна из святых с тихой загадочной улыбкой смотрит на зрителя( этого я не заметила и не сфотографировала ), создавая с ним связь, вовлекая в происходящее. Удивительная сияющая чистота красок Фра Анджелико положила начало легенде, что он писал выжимками из настоящих цветов. Его формы всегда плавны, но фигуры ясно очерчены, самостоятельны, даже при большом количестве персонажей. Благоговейный восторг мастера передается зрителям, не оставляя нас равнодушными наблюдателями.
Фра Беато Анджелико, Thebaid, 1420
Термин Фиваида относится к изображению скалистого ландшафта, в котором группа монахов занимается различными видами деятельности, связанными с их молитвенной и аскетической жизнью. Этот термин произошел от сборника текстов, повествующих о жизни святых в пустыне, в которых рассказывалось о монахах, которые в первые века христианства удалялись в пустыню вокруг египетского города Фивы, чтобы молиться и вести аскетический образ жизни. Эта тема была особенно популярна во Флоренции в пятнадцатом веке, когда она была изображена на прямоугольных панелях, и эта картина в Уффици является единственным полностью неповрежденным образцом, сохранившимся до наших дней. В пейзаже многочисленные сцены из легендарных житий разных святых, чередуются со сценами из повседневной жизни – святой черпает воду из колодца, святой верхом на олене и группа, несущая старца на повозке. носилки, например, которые очерчивают путь монахов к вознесению. В пышном ландшафте доминирует река, впадающая в море, и она заполнена деревьями, метафорой духовного сада, где будут процветать добродетельные подвижники.
Картина передает сильную духовность, и истоки этих фигур можно найти в просвещенной среде флорентийского монашества; однако они также были высоко оценены мирянами, и действительно, семья Медичи владела двумя такими экземплярами.
Интересно, что совсем недавно в Будапеште я видела другую версию этого сюжета того же Фра Анжелико.
В целом картина почти не смотрится, я ее даже и не сфотографировала целиком ( фото из интернета )
Но можно практически уткнуться носом и поразглядывать многочисленные сюжеты.
Филиппо Липпи. Мадонна с Младенцем и ангелами. 1450–1465.
Совсем другой по темпераменту монах работал в то же время во Флоренции, пользуясь покровительством Козимо Медичи. Фра Филиппо Липпи не был создан для благолепной монастырской жизни. Он любил поесть, выпить, побаловать себя женским обществом и рассказывал занимательные истории о своем прошлом, в которых не было, судя по всему, ни слова правды, например, как его захватили в плен пираты, но он перебил всех в одиночку и привел корабль к берегам Италии. Служа капелланом, он встретил в монастыре послушницу Лукрецию Бути, которая позировала ему для одной из картин, влюбился в нее, и пара сбежала на волю. Священник женился на монахине, хотя это грозило карами им обоим, но влюбленным помог Козимо Медичи, испросив из Рима разрешения от папы сочетаться им браком постфактум. По удивительной причине, вероятно в силу экстравагантности, после случившегося Филиппо Липпи не снял с себя священнического сана. Кисти этого буйного художника принадлежит самая тихая, светлая и нежная Мадонна раннего Ренессанса с полупрозрачным личиком и полудетскими чертами. Есть все основания предполагать, что моделью послужила Лукреция Бути. Возможно, Младенец и ангелы на картине — дети фра Филиппо Липпи и Лукреции. Так впервые в мире святое семейство стало изображением семьи самого художника. Нимб над головой Мадонны тонкий, едва заметный. Группа изображена у открытого окна, на фоне тосканского пейзажа. Это все еще изображение, сделанное по религиозным канонам, но в нем есть элемент бытописательства. Картина стала отправной точкой для юного Боттичелли, который учился у Липпи, и в изображении новорожденной Венеры однажды проступит та же светлая полупрозрачная тишина.
Андреа дель Кастаньо. Данте. Данте, 1448
В Санта Аполлонии я достаточно спокойно посмотрела Тайную вечерю Андреа дель Кастаньо. А его Данте мне очень понравился.
Поделиться932022-05-19 21:28:51
У Вас прямо иллюстрированный путеводитель получился!
пасиба!
Поделиться942022-05-19 23:02:20
Фра Беато Анджелико, Thebaid, 1420
Прямо как комиксы на религиозную тему... только облачков со словами не хватает
Филиппо Липпи. Мадонна с Младенцем и ангелами. 1450–1465.
Прелесть! И опять все итальянцы/итальянки светловолосые...
Вот же ж как хорошо и полезно читать рассказы единомышленников.
Я не способен дотошно читать искусствоведческую литературу... все-равно забуду
Да и просто подготовка к поездкам хромает. Часто понимание и осознание где собственно был и что видел начинается после поездок. В воспоминаниях, и таких вот чтениях, которые тянут к поиску, к новому узнаванию и осознанию.
Что я знал перед первой поездкой в Италию?! Да почти ничего. Если вспомнить мои вопросы здесь ДО, то хотел Возрождения... Но чего конкретно и не осознавал... типа Джотто, ну и других великих...
О многих и просто не знал, хотя Вазари полистал... Уже первая поездка, в которой была и Фло, открыла мне Гирландайо, Гоццоли и Липпи. А сколько интересного узнал после! Вот и читая этот рассказ тоже...
Поделиться952022-05-19 23:56:14
Вот же ж как хорошо и полезно читать рассказы единомышленников.
Я не способен дотошно читать искусствоведческую литературу... все-равно забуду
Да и просто подготовка к поездкам хромает. Часто понимание и осознание где собственно был и что видел начинается после поездок. В воспоминаниях, и таких вот чтениях, которые тянут к поиску, к новому узнаванию и осознанию.
Что я знал перед первой поездкой в Италию?! Да почти ничего. Если вспомнить мои вопросы здесь ДО, то хотел Возрождения... Но чего конкретно и не осознавал... типа Джотто, ну и других великих...
О многих и просто не знал, хотя Вазари полистал... Уже первая поездка, в которой была и Фло, открыла мне Гирландайо, Гоццоли и Липпи. А сколько интересного узнал после! Вот и читая этот рассказ тоже...
ваши изначальные знания по сравнению с моими были чрезвычайно глубокими!
2 года назад я не знала слово Возрождение и имени Джотто
я тогда в Венецию собралась, дней много, мне говорят, езжай в Падую, там же Джотто!!
как ни странно, я тогда даже в капеллу попала, не заказывая билет..
а прочитала про него немного только сейчас
про светловолосых осторожно! у нас на днях на работе скандал был. лекторша вдруг брякнула, что в своих презентациях любит использовать фотографии белокурых детей. они, мол, красивые
ну фсе, теперь рассизм ей шьют
Поделиться962022-05-20 06:13:09
аши изначальные знания по сравнению с моими были чрезвычайно глубокими!
ваши изначальные знания по сравнению с моими были чрезвычайно глубокими!
А то! Зря я что ли штук 10 лекций прослушал в школе, на факультативе по истории искусств?
Много позже дети повадились рисовать и в художественную школу ходить... Заставили купить 8-томник Вазари. Он и был долгое время источником справок по искусству... инета-то еще не было...
Несмотря на все это у меня долго не сочетались кватроченто и 15 век... Понятия "кватро" и 15 никак в моей голове не складывались в одно время...
А вот вы не только подготовились к поезде теоретически, но и саму поездку великолепно продумали.
Жена
- Ты куда? - В магазин - Зачем? - Не знаю, посмотрю что есть, может куплю чего вкусненького...
Я иду в магазин четко зная зачем - 3-4 позиции нужные мне именно сейчас.
А вот в поездках все часто наоборот получается - Поехали, походим, посмотрим, мож чего интересного попадется... ))
Поделиться972022-05-20 07:42:36
А вот вы не только подготовились к поезде теоретически, но и саму поездку великолепно продумали.
нет, я готовилась не теоретически, а "визуально". перелопатила много инфы и выбирала то, что глазу приятно.
теорию это я сейчас читаю
Поделиться982022-05-22 08:56:52
Лена, у вас бесподобные фотографии И теоретическая часть на высоте, зря вы себя недооцениваете в этом плане.
А если чего-то недосмотрели во Фло (мне кажется, даже живя в ней год, все не увидишь), то есть, к чему стремиться.
Вот я Уффици давно смотрел (еще до всяких форумов и рассказов). А второй раз все пока не складывается. И в Академию в заключительный раз не попал. И Сан Миниато от меня в этот раз скрылся.
Может, судьба еще будет к нам так добра, чтобы дать возможность увидеть недосмотренное.
Поделиться992022-05-22 18:01:24
Germon,
спасибо! нет, я не недооцениваю. просто рассказываю, что теоретическая часть появилась уже после поездки, когда я оказалась перед кучей фотографий и не знала, что со всем этим делать
и не сожалею о недосмотренном, только удивляюсь своей невнимательности например, я целый парк на мясо променяла только потому, что небо было блеклое. лучше еще раз попаду и не буду портить впечатление.
я все таки верю, что черная полоса скоро закончится..
Поделиться1002022-05-22 18:06:48
Сандро Боттичелли
Подошла к самым известным работам - нет, не греют 🙂 Особенно ноги Венеры впечатлили 🙂
Рождение Венеры. 1485
Весна. 1482
Дмитрий Лихачев: «Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатели должны быть «вооружены» — вооружены знаниями».
Ладо, пошла читать.,,
у Боттичелли было две любимых модели, две разнополые Музы: прекраснейшая женщина Ренессанса золотоволосая Симонетта Веспуччи и ее возлюбленный чернокудрый Джулиано Медичи, брат Великолепного. Две эти рано угасшие звезды, две грезы красоты, умершие в один день 26 апреля с разницей в два года (напрашивается едва ли не мистическое объяснение), служили для него неиссякаемым источником вдохновения.
Вначале от обычной и очень распространенной в те времена чахотки в 23 года умерла Симонетта. В траур по ней облачилась вся Флоренция, похоронившая свою богиню красоты.
А затем 26 апреля 1478 года, во время заговора Пацци, страшной смертью, от девятнадцати ударов кинжалами, во время кровавой мессы в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре погиб в возрасте 25 лет «принц юности» Джулиано, заплативший своей молодостью и красотой за чужую зависть, амбиции и политическое восхождение своего великого брата.
И вот когда исчезли они оба, когда умерла Симонетта и когда так романтично и драматично погиб Джулиано Медичи, они превратились в настоящих героев для Боттичелли. Они стали его сном, они стали его наваждением, они стали его уникальными и единственными героями. Он писал их бесконечно. И если при жизни он был другом Джулиано, а Симонетте поклонялся как прекрасной даме Джулиано, то после смерти их обоих места переменились, и Симонетта в его творчестве заняла первое место. Боттичелли служил женской красоте. Боттичелли был художником-романтиком. Он вовсе не был таким, как все остальные художники Флоренции этого времени. Он был не только учеником Филиппо Липпи, который прекрасно писал образы мадонн и писал их со своей жены. В Боттичелли было какое-то особое ощущение женственности и утраты. Именно после смерти Джулиано он пишет свою картину «Весна». Не только тогда, когда ушла Симонетта, а тогда, когда и Джулиано ушел тоже. Для поэта и романтика это имеет очень большое значение. Сандро Боттичелли был первым настоящим европейским поэтом-романтиком, в центре творчества которого стоит любовь и трагическая утрата любви.
...нет, все равно не греют 🙂
Благовещение – милое
Больше всего мне понравилась работа, про которую меньше всего пишут - Клевета Апеллеса, 1495
Сюжет заимствован у древнегреческого живописца. История оригинала такова: соперники обвиняют художника Апеллеса в организации заговора против их покровителя, царя Египта Птолемея IV , при дворе которого они обитали.
Апеллеса бросили в тюрьму, но один из настоящих заговорщиков указал на невиновность художника. Апеллес был реабилитирован и, находясь под впечатлением несправедливости, избрал способ парировать клевету с помощью художественных средств, поэтому создала картину «Клевета». Она не сохранилась, однако до нас дошло подробное описание этой работы от Лукиана.
Это описание было использовано Боттичелли при создании новой версии.
У Боттичелли на троне восседает царь Мидас, «награжденный» Аполлоном ослиными ушами за то, что победителем в состязании был объявлен Пан, а не он. И слушает клеветников. Царь Мидас олицетворяет Глупость.
Подозрение и Невежество. Они обступили царя-судью с обеих сторон и нашептывают ему прямо в его ослиные уши свои наветы.
Зависть. Именно из зависти Апеллес был оклеветан его соперником. Зависть здесь в темном изодранном плаще с капюшоном, наподобие монашеской рясы.
Клевета. Она предстает в образе молодой женщины.
Коварство и Ложь. Клевету сопровождают две ее спутницы – Коварство и Ложь. Они украшают Клевету, чтобы ее навет звучал более привлекательно. Они вплетают в волосы Клеветы белые ленты и цветы, коварно используя символы чистоты для большей убедительности Клеветы.
Невинность. Клевета тащит за волосы свою жертву( невинность ) – обнаженной, умоляющей о пощаде.
В левой части картины нагая Истина указывает на небо, но определить истину под силу только одному Покаянию – оно изображено художником в сгорбленной старухе, похожей на плакальщицу.
( вопрошающе-злобный Покаяния взгляд мало вяжется с идеей раскаяния, скорее эта фигура ближе Зависти. )
Похожие темы
НАВИГАТОР по рассказам об Италии | Рассказы: Италия | 2024-07-24 |