а мы здесь попали на кормежку в честь субботы, пекли лепешки и нас щедро кормили и умилялись)
дальше мы потопали к дому-музею Ататюрка, кукольному театру и гробнице Мехмеда
Тем интереснее будет читать Ваш рассказ
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » С чего начинается Турция: у истоков Османской империи. Бурса и Изник
а мы здесь попали на кормежку в честь субботы, пекли лепешки и нас щедро кормили и умилялись)
дальше мы потопали к дому-музею Ататюрка, кукольному театру и гробнице Мехмеда
Тем интереснее будет читать Ваш рассказ
..........
Сейчас мы потихоньку начнём выбираться из чащоб Рыночного квартала, но так просто он нас не отпустит: дело в том, что некоторые улицы, идущие в нужном нам направлении, не просто находятся на его территории, но и сами стали базарами: вдоль них поставили прилавки и лотки, сверху сделали крышу - и вышло так, что все стоящие на них здания, причём не только жилые дома, но и магазины и даже мечети, стали частью торговых рядов.
Наконец мы выбрались "на свет"...
... и вскоре оказались возле "малой" Часовой башни ("большая - это, конечно, та, что в парке Топхане) на площади Хейкель, название которой - а турецкое слово Heykel переводится как "статуя" - возникло благодаря расположенной здесь конной скульптуре Ататюрка. Башня эта совсем новая: её поставили на месте фонарного столба, на котором висели обычные уличные часы, в 1992 году, но тогда выглядела она иначе. А современный облик в стиле типичных османских Часовых башен обрела в 2007 году.
Скромная, не входящая в какие-то "топы", мечеть Ходжи Табипа, названная именем построившего её иранского купца, поселившегося в Бурсе, является, тем не менее, очень даже исторической и относится ко временам правления Мехмеда-Завоевателя, то есть к середине 15 столетия:
Сейчас мы подошли к ручью Гёкдере, протекающем в довольно глубокой ложбине, которая разделяет городские районы Османгази и Йылдырым, а в нашей терминологии, о которой мы "договорились" в начале, Рыночный квартал и "заречье". Через ручей проложено несколько старинных каменных мостов, и сейчас мы пройдём вдоль ручья и попробуем их посмотреть. "Попробуем" - потому что, во-первых, яркое дневное солнце заставляет снимать не так, как хочется, а как получается, а во-вторых, все спуски-лесенки к ручью перекрыты (не знаю, чем это вызвано, но уж точно не эпидемией) и сделать самые "козырные" фотографии на уровне опор мостов, на что я очень рассчитывал, невозможно. К тому же склоны ложбины поросли уже изрядно выросшими деревьями, которые закрывают почти весь пейзаж и "вбивают последний гвоздь в крышку гроба" потенциально очень живописных видов. А мост Сетбаши (кстати, "славящийся" в Бурсе как "популярное" место самоубийств) с колоритными стрельчатыми арками-проёмами, образованными его опорами, по которому я только что прошёл, заснять не получилось вовсе...
На другой стороне моста стоит маленькая, сама по себе не особо примечательная, но с красивым фонтаном, мечеть:
А рядом - интересно украшенный на темы османской истории дом с несколькими скульптурами рядом с ним:
Зато следующий мост Ирганди, входящий в список главных достопримечательностей Бурсы, удалось сфотографировать по-всякому:
Мост был построен в 1442 году богатым купцом по имени Ходжа Муслихуддин, занимавшимся торговлей шёлком. Его иногда называют турецким Понте Веккьо, потому что вдоль всего моста с обеих сторон расположены магазины, некоторые из которых выступают за край пролёта и поддерживаются деревянными опорами-контрфорсами:
Кстати, сказать, пишут, что подобных мостов (с торговыми рядами) в мире всего 9, так что мост Ирганди действительно является заметной достопримечательностью, и не только масштаба Бурсы
Справедливости ради отмечу, что сегодня мы видим лишь "копию": в 1922 году во время Турецкой войны за независимость мост был разрушен отступающей греческой армией, в 1949 году реконструирован, но в изменённом виде (без магазинов), и лишь в 2000-х годах ему вернули исторический облик.
А вот со следующего моста Бояджикуллугу, построенного купцом Ходжой Синаном в первой половине 15 столетия, мне, наконец, удалось увидеть ложбину с вьющейся по ней ниточкой ручья (не исключаю, что в период таяния снегов в горах или при сильных дождях он становится весёлым и бурлящим):
На другой стороне моста стоит старинная мечеть Бедреттин, построенная в 1443 году Хафса-хатун, младшей дочерью султана Мехмеда I, известного также как Челеби Мехмет.
И где-то здесь, возле симпатичного голубенького дома с "пузатым" балконом-эркером, мы закончим прогулку по колоритному и суматошному Рыночному кварталу Бурсы.
И, кстати, как раз подошло время обеда
* * * * * * * * * *
Теперь мы отправимся осматривать последний из своевольно выделенных мной районов Бурсы, условно (опять же, мной) названный "заречьем". Конечно, проще всего в него попасть из Рыночного квартала, тем более что от моста Бояджикуллугу, где я закончил прошлый раздел, до одной из главных достопримечательностей "заречья" Зелёного мавзолея всего-то минут 5 пешего хода. Но я по ряду причин разделил их на разные прогулки и развёл по разным дням, так что теперь я "захожу на цель" со стороны расположенной в районе Демирташ мечети Тимурташ-паша Джами, построенной в 1390 году Кара Тимурташ-пашой, полководцем султана Баязида I.
В целом, мечеть как мечеть, но её главной особенностью, жаргонно выражаясь - "фишкой", является отдельно стоящий (а сегодня - и вовсе через дорогу) минарет, установленный на шести кирпичных столбах-опорах, со стрельчатыми арками, между которыми находится фонтан для омовений. Выглядит очень оригинально, да и вообще увидеть такое можно далеко не часто.
А дальше, если пересечь широкую улицу Кемаля Бенгю (Kemal Bengu Cd.) и немного пройти вдоль пустырей, мы окажемся в очень интересном и очень атмосферном месте (вот его я искренне рекомендую тем, кто окажется в Бурсе), где на небольшом пустом пространстве (когда-то здесь был конный рынок, а сегодня обустроено что-то вроде парка) находятся сразу несколько исторических сооружений.
Во-первых, это мечеть Камберлер, называемая также мечетью Ситти-Хатун по имени дочери некоего Оруч-бея в 1459-1460 годах.
Имя же Камберлер произошло от названия несохранившегося караван-сарая, развалины которого можно увидеть чуть поодаль:
Ещё одна мечеть неподалёку - Хатидже Исфендияр, возведённая примерно в то же время или чуть раньше дочерями султана Баязида I.
Простой, но эффектный кирпичный декор стен:
Фонтан для омовений напротив входа:
Рядом стоит ещё одно здание, по логике, это, скорее всего, либо медресе, либо хаммам, либо имарет, но, судя по двум куполам над сравнительно небольшим сооружением, рискну предположить (не утверждая наверняка), что это всё-таки хаммам:
В утренней дымке то ли футуристически, то ли мистично выглядит огромный купол расположенного чуть в стороне недавно открытого Музея завоевания Бурсы под названием "Панорама 1326 года", который называют крупнейшим в мире полностью панорамным музеем (кстати, любопытно должно быть, я тогда не знал о нём):
Очень неожиданно, как "хуторок в степи", смотрится одиноко стоящий дом в классическом османском стиле:
Чуть дальше находится хаммам Дайыоглу, о времени постройки которого известно лишь то, что в 1605 году он уже существовал. Кстати, и сегодня он продолжаем "работать по специальности".
Здесь же можно увидеть памятник "городской легенде" Бурсы - Айтен Шеноджак, известной как "Безумная Айтен", которую также называли "королевой всех сумасшедших". Она родилась в 1935 году, уже в 3 года перенесла менингит, после которого у неё начались умственные отклонения. В 16 лет она влюбилась и вышла замуж за алкоголика Джумбюша Хасана, однако вскоре тот запил и вовсе "по-чёрному" и бросил Айтен, что ещё больше повлияло на её психическое здоровье. Она начала бесцельно бродить по улицам, а в годовщину своей свадьбы надевала своё лучшее платье, красила губы красной помадой, вешала на плечо барабан, брала в руки джуру и отправлялась в путь. В конце концов, Айтен превратилась, как говорили на Руси, в юродивую, считалось, что магазинам, в которые она заходила, будет благоприятствовать удача, за ней всегда тянулась длинная очередь детей и местных сумасшедших, а встречные прохожие аплодировали...
Айтен Шеноджак нашли мёртвой в одном из домов в марте 1992 года и похоронили на местном кладбище после поминальной молитвы в мечети Ахмет Дай. Позднее её могила была облицована гранитом, а на надгробии помещена фотография с барабаном. В 2009 году статуя самой известной в Бурсе "городской сумасшедшей" была установлена здесь, в парке Камберлер. Вот такая история...
А вот, кстати, та самая мечеть Ахмет Дай, где "отпевали" (по нашему говоря) Айтен Шеноджак. Она была возведена в 1471 году и названа по имени жившего в этом районе известного в то время поэта, состоявшего на службе у эмира Сулеймана-паши.
Немного в стороне находится бывшее трамвайное депо, а рядом с ним, на не действующих сегодня рельсах, выставлены старые трамваи:
Теперь мы переходим ручей Гёкдере, который сейчас, как видите, совсем обмелел, и начинаем взбираться на холм к "Зелёному комплексу" султана Мехмеда I.
..........
Зелёный мавзолей Ешиль Тюрбе является одним из самых известных османских захоронений. Его построил рядом с одноимённой (тоже Зелёной) мечетью в 1421 году султан Мехмед I для себя самого, как вскоре выяснилось - ровно за 40 дней до своей смерти (видите, какое значение имела Бурса: прошло уже более полувека, как она не являлась столицей Османского государства, а правители всё равно стремились обрести вечный покой именно здесь).
Большой и высокий восьмиугольный мавзолей считается единственным в османской архитектуре, все стены которого покрыты керамической плиткой, преимущественно зелёного и бирюзового цветов, отчего он и получил такое имя (правда, "родных" изразцов осталось немного: большая их часть была заменена при реставрациях), хотя я бы, скорее, назвал его голубым.
Вход в тюрбе (ещё раз отмечу, что слова тюрбе и мавзолей в Турции являются практически полными синонимами) украшен высоким порталом с великолепным декоративным оформлением:
Внутри находятся 9 саркофагов, принадлежащих, кроме самого Мехмеда I, трём его сыновьям и четырём дочерям, а также их няне (!):
В мавзолее установлен потрясающий изразцовый михраб "тех" времён, сохранившийся до наших дней, который называют (и даже дилетант вроде меня поймёт, что по праву!) шедевром орнаментального искусства:
Недалеко от мавзолея расположена Зелёная мечеть (Ешиль Джами), построенная в 1419 году и ставшая тогда одной из самых больших в молодом Османском государстве (до взятия Константинополя оставалось более 30 лет): она вмещает около 2000 человек. К сожалению, сделать "правильные" снимки мне опять не удалось: с одной стороны - деревья, с другой - "встречное" солнце, с третьей - ограда, так что особо не разбежишься...
Для отделки мечети (само здание сложено из тёсаного песчаника), впервые в Бурсе, использовался мрамор, привезенный, что звучит символично, с острова Мармара.
Особенностью Ешиль Джами было то, что она создавалась не просто в качестве мечети, а как правительственная резиденция: в ней, в частности, предусматривались помещения, где обсуждались проблемы "ходоков" из санджаков (так называлась административная единица в Османской империи), причём восточная комната предназначалась для прибывших из Анатолии (Малой Азии), а западная -для выходцев из Румелии (провинции, охватывающей территории нынешних европейских стран). На верхнем этаже находились султанский махфиль (место для молитвы султана, членов его семьи и высокопоставленных чиновников) и дворцовые апартаменты.
По преданиям, изначальные минареты были покрыты зелёной черепицей, отчего и пошло название самой мечети. Но они не сохранились, а нынешние, с каменными шпилями в стиле барокко, возведены в конце 19 века, уже после землетрясения 1855 года.
Вход в Зелёную мечеть украшен высоким мраморным порталом-айваном с мукарнасом ("сталактитовым" декором с "сотовым" сводом):
Фонтан напротив входа:
Внутри было довольно темно: честно говоря, я впервые столкнулся с подобным, по крайней мере, в крупных мечетях. Но интерьеры оказались столь красивыми, что я не смог удержался, чтоб не сделать несколько фотографий, заранее понимая, что их качество окажется, мягко говоря, так себе... Но самое общее представление они, надеюсь, всё же дадут:
Среди прочего оформления выделяется монументальный михраб (он на снимке выше справа) высотой более 10 с половиной (!) метров, покрытый изразцами с декором на растительные мотивы, ставший, кстати, первым османским михрабом, который был украшен керамической плиткой (Зелёный мавзолей появился, напомню, чуть позднее).
В центре зала, как в Улу Джами, прямо под центральным куполом расположен восьмиугольный фонтан из белого мрамора:
А капители-то явно "заимствованные", византийские (хоть и заметно подлатанные):
У стен Зелёной мечети можно увидеть несколько старинных гробниц:
Район, окружающий Зелёный комплекс (в него, кроме мечети и мавзолея, входили медресе, имарет и хаммам), живописный, колоритный и как-то по-домашнему уютный, уходить отсюда, честно говоря, не хотелось...
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » С чего начинается Турция: у истоков Османской империи. Бурса и Изник