После кончины Александра Брюса усадьба перешла к его сыну Якову Александровичу Брюс, который последним в роду русских Брюсов.
Граф Яков Александрович Брюс (1730 - 1791) — генерал-аншеф, сенатор, петербургский генерал-губернатор (1786—1791) и одновременно главнокомандующий в Москве (1784—1786).
Яков Александрович Брюс
Получив домашнее воспитание, он был записан солдатом в л.-гв. Семёновский полк в 1744 г., за 10 лет дослужился до поручика.
В 1751 г. женился на Прасковье Александровне Румянцевой. Она была фрейлиной при Екатерине II. («Брюсша» -так ее назвала Екатерина II).
И дальше, так же, как у его отца и дяди , достойная военная карьера.
В 1770г. он дослужился до генерал-адъютанта . В связи с тем, что в 1771 г. в Москве началась эпидемия чумы, ему поручено было принять меры профилактики в Петербурге. Брюс принялся за дело энергично, учредил карантины между двумя столицами, строго следил за приезжающими, запретил всякий вывоз товаров из пунктов, заражённых чумой, приказал осматривать и окуривать все привозимые товары и т. д.; благодаря таким мерам чума в Петербург не проникла.
Произведённый в 1773 г. в генерал-аншефы, Брюс был назначен командовать финляндской дивизией в ходе войны со шведским королём Густавом III. В том же году Брюс был награждён орденом Андрея Первозванного.
С 15 июля 1781 по 3 октября 1784 г. — Тверской генерал-губернатор.
После почти одновременной кончины генерал-губернаторов в обеих столицах (князя Александра Голицына в Петербурге и графа Захара Чернышёва в Москве), Брюс был назначен на их место генерал-губернатором обеих столиц и главнокомандующим войсками в Москве.
В 1786 году созданы первые органы городского самоуправления: Городское собрание и Городская дума. В период губернаторства Брюса завершено строительство Старого Эрмитажа, Таврического дворца, Академии художеств, Главного почтамта. Освящен Троицкий собор Александро-Невской лавры. Одеты гранитом набережные Фонтанки, Екатерининского канала и Английская набережная на Неве. Построены Старо-Калинкин, Чернышёв, Симеоновский и Обуховский мосты через Фонтанку. В 1784 года он получил орден Владимира I степени.
Якова Александровича Брюса в Москве не любили за его суровость, да и сам он был недоволен пребыванием в городе, где «застарелые обычаи и тьма предубеждений», и благодарил Безбородко в 1786 г. за исходатайствованное у императрицы разрешение ему приехать в Петербург. С московского поста Екатерина II, по его просьбе, уволила Брюса, и он остался только генерал-губернатором в Петербурге.
Умер он в Петербурге в 1791г. от горячки, похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры.
Что касается его жены, то будучи фрейлиной Екатерины II, Прасковья строгостью нравов не отличалась. И дружба двух женщин резко прервалась, когда Екатерина застала её в недвусмысленной обстановке наедине с одним из своих фаворитов. Прасковью отстранили от двора, и она долго путешествовала за границей.
Прасковья Александровна Брюс
В общем, так получалось, что муж и жена — Яков Александрович Брюс и его жена Прасковья — часто жили отдельно друг от друга. Но Яков Александрович любил свою супругу. Когда Прасковья Александровна скончалась в 1786г., то ее похоронили здесь в Глинках в той же церкви Иоанна Богослова.
Яков Александрович заказал талантливому русскому архитектору Ивану Мартосу оригинальное надгробие с эпитафией для своей жены, которое начиналось словами: «Жене и другу».
Растите завсегда на гробе сем цветы.
В нем разум погребен, в нем скрылись красоты.
На месте сем лежат остатки бренна тела,
Но Брюсовой душа на небеса взлетела.
Иван Петрович Мартос заказ выполнил, и до сих пор эту надгробную стелу историки считают одной из лучших среди всех его творений. Хотя он является создателем многих великолепных, известных на весь мир памятников и скульптур.
В этом памятнике запечатлён коленопреклонённый рыцарь, горько оплакивающий потерю любимого человека. Выше юноши-воина расположен беломраморный барельеф графини. Высота скульптурной композиции составляет 5 метров. Не зря тогда среди местных крестьян появилась легенда о том, что, посетив однажды могилу жены, граф Яков Александрович окаменел от горя.
Среди произведений скульптора И.П. Мартоса самый, конечно, известный — это памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади, статуя «Актеон» в Петергофе, надгробная плита княгини С.С. Волконской в Донском монастыре, выполненная из бронзы великолепная статуя Иоанна Крестителя в Казанском соборе Петербурга и многие другие такие же изящные и бесподобные творения.
В 1934 году, когда церковь ликвидировали, надгробие было перевезено в Донской монастырь.
В 2000 году надгробье было разобрано по частям и перевезено в Училище имени Щукина (улица Воздвиженка, дом 5). И сейчас оно там хранится: в подвальном помещении здания музея архитектуры.
Со смертью Якова Александровича прервалась мужская линия рода Брюсов, проживающих в России. В общей сложности, они владели этими землями 88 лет.
Дочь Якова и Прасковьи Брюс вышла замуж за Василия Валентиновича Мусина-Пушкина (он был сыном ее опекуна). Мусину-Пушкину высочайше было разрешено называться Мусиным-Пушкиным-Брюсом. Но брак оказался недолгим. Мусин-Пушкин промотал все состояние супруги, что и послужило причиной развода.
В.В.Мусин-Пушкин-Брюс