В 1647 году шотландский офицер Роберт Брюс с сыном Вильямом (Вилимом) оставили свою родину, охваченную огнем Великой английской революции, и приехали в Россию, в Архангельск.
Неизвестно, сколько лет было Вильяму Брюсу, когда он попал в Россию, предположительно 17-18 лет, то есть он выехал из Англии молодым и не женатым человеком.
Россия при царе Алексее Михайловиче охотно привечала иноземных мастеров – обладателей всевозможных профессий, а также военных специалистов из голландцев, немцев, шотландцев и англичан. За их опыт и добросовестное служение новому отечеству в воинском деле, науке, ремеслах и искусстве русское правительство денег не жалело. Роберт Брюс на русской службе был майором .
Карьера Вильяма Брюса в России сложилась также весьма успешно. Он поступил на военную службу, в 1647г. в 20 лет стал подполковником,
а в 1658 году он уже полковник артиллерии и возглавил Псковский полк.
Всю жизнь 30 лет он преданно служил русскому царю, дослужившись до генерал-майора. Его полк квартировал в Пскове, но Вильям Брюс поддерживал тесные связи с шотландской колонией в Немецкой слободе, где тогда селились москвичи-иностранцы. Доподлинно неизвестно имя его жены, матери Романа, Якова и их сестры. На генеалогическом древе указано ее имя Элспет Крейк Инглис, но со знаком вопроса.
Старшим ребенком у Вильяма была дочь Елизавета, вероятно 1667 года рождения ( впоследствии вышла замуж за полковника Джона Трейдона, умерла она в 1694 году .
А дальше в 1668 г. родился сын Роберт (Роман) и через год в Москве родился Яков. Сам Вильям Брюс умер в 1680 году, так что безусловно, ранняя потеря отца стала для 11-летнего Романа и 9-летнего Якова огромной утратой. Но Вилим Брюс успел снискать уважение и благосклонность при русском дворе. К тому же, наверняка, свою роль в судьбе его детей сыграл один из безусловных авторитетов Немецкой слободы Патрик Гордон. От природы умный и деятельный, лично известный королям Карлу и Якову английским, двоюродный брат графа Гордона, губернатора Эдинбурга, Патрик Гордон был признанным представителем роялистской шотландской колонии. Так что, по-видимому, его протекция для молодых Брюсов при дворе малолетнего царя Петра могла быть нелишней.
Традиционно считается, что оба брата получили неплохое домашнее образование, а Яков с раннего детства проявил большую склонность к изучению широкого круга научных предметов.
Он рано пристрастился к математическим и естественным наукам, которыми не переставал заниматься всю жизнь.
Однако, судя по всему, из-за ранней смерти их отца, занимались наукой они исключительно по собственной инициативе. Достоверно известно, что оба брата прилежно занимались учением, хотя никаких учебных заведений они не заканчивали.
Их отец, Вилим Брюс, не ставил перед собой задачи добиться, чтобы дети хватали звезды с неба. Оба сына должны были пойти по отцовскому пути, что они и сделали. Роман стал бравым офицером, «слуга царю, отец солдатам», в таком же духе он позднее воспитал и собственного сына. Сразу скажу, что Роман Брюс стал первым обер-комендантом Петербурга . Петр I считал, что во главе нового города должен был стать опытный военачальник, авторитетный и грамотный руководитель. Роману Брюсу к моменту основания Петербурга было лишь 35 лет, но он вполне отвечал этим требованиям. В мае 1704 года Роман Вилимович Брюс был назначен первым обер-комендантом Петербурга, то есть он был не только комендантом Петербургской крепости, но и начальником над комендантами Кронштадта, Нарвы и Шлиссельбурга.
Что касается Якова, то он стал не только военным, но и дипломатом, и ученым .
Но это все было позже, а 1683 году, когда юный царь Петр начал собирать “потешное войско”, под его знамена встали братья Роман и Яков Брюсы.
Петр I в своих начинаниях не был обделен талантливыми сподвижниками. Бешеный ритм эпохи, величие петровских замыслов не терпели серых людей у трона. Меншиков, Толстой, Шафиров, Остерман – эти люди превосходили по уму и природному дарованию своих современников. Но, пожалуй, единственным человеком, не уступавшим Петру ни в широте кругозора, ни в глубине мысли, ни в разнообразии интересов, был именно Яков Вилимович Брюс.
Из экспонатов в первом зале покажу часы и сундук
Я. Брюс был в 1687 г. произведён в прапорщики и участвовал в походе князя Голицына в Крым, после чего был награждён небольшим поместьем. В 1689 г., после второго крымского похода, Брюс снова получил в награду поместье и деньги.
Так что поместий у него было немало.
В то время как юный царь укрывался в стенах Троицкого монастыря от людей Шакловитого, Брюс как прежний потешный находился при царе и был за то опять награждён. Участвуя в кожуховском походе 1694 г., Брюс уже был поручиком 2-го рейтарского полка армии князя Ромодановского.
В январе 1695 года Яков Брюс женился на дочери генерал-поручика русской службы Генриха Цеге фон Мантейфеля Маргарите (1675 —1728), на русский манер ее звали Марфа Андреевна Цей. Их две дочери умерли в раннем детстве. Других детей у них не было.
В 1695 г. Яков Брюс был произведён в капитаны и состоял в должности инженера в первом походе на Азов. В 1696 г. Брюс (тогда капитан девятой флотской роты) отплыл с Лефортом из Воронежа снова к Азову и во время пути составил карту от Москвы до Малой Азии. Замеры на местности делал другой офицер, Юрий фон Менгден .
При составлении карты Брюс проявил незаурядный талант картографа. Он использовал четыре вида масштабов, сделал привязку местности по параллелям и меридианам, что в то время могли делать только сведущие картографы Европы.
Во время Великого Посольства (март 1697 — август 1698 года) эта работа Менгдена и Брюса была вывезена в Голландию и там карта была награвирована и выпущена в свет в Амстердаме по заказу голландского негоцианта Яна Тессинга в 1699 году. Эта карта стала первой гравированной картой, изданной на русском языке.
Карта Брюса-Менгдена, печатный вариант Яна Тессинга, 1699 год
За эту работу Брюс был пожалован чином полковника.
В 1697г. Брюс сопровождал Петра в его заграничном путешествии и, исполняя различные его поручения в Англии, занимался там математикой под руководством английских учёных.
В следующем году Брюс, в числе 16 избранных лиц, поехал с царём в Лондон и подробно осматривал различные технические заведения и мастерские как в Лондоне, так и в Вулвиче. Брюс имел особый план работы, согласованный с царем. Петр и Яков посещают монетный двор в Тауэре, которым руководил в те годы И. Ньютон, проводя денежную реформу в Англии. В этот период И. Ньютон и Э. Галлей активно занимаются совершенствованием рефлекторных телескопов, работающих на системе отражательных зеркал. Брюсу посчастливилось там присутствовать. Он работал несколько месяцев в лаборатории Ньютона, выступал с докладами на заседаниях научного Королевского общества Англии.
Доклад, обнародованный Брюсом, сообщает о новых разработках лаборатории Исаака Ньютона и новой лунной теории. Брюс, фактически, выступал от имени коллектива ученых, работавших с Ньютоном.
Он также сотрудничал с руководителем Гринвичской обсерватории Дж. Флэмстидом.
Оставшись после отъезда Петра в Лондоне, Брюс писал отсюда царю письма и по его поручению переводил разные книги.
Петр I . Копия гравюры 1737г.
Во время таких длительных командировок Брюс часто писал своей жене Марфе трогательные письма, он очень ее любил.
В 1699 году он находился уже в Москве. Сразу после прибытия в Россию Брюс предложил воодушевленному после посещения Европы царю, спроектировать и построить первое в Москве светское учебное заведение, — школу математических и навигационных наук. Помимо прочего это здание должно было служить штаб-квартирой первой масонской ложи России, учрежденной Петром вскоре после возвращения из Англии, так называемого «Нептуного общества». Это сооружение, известное как Сухарева башня, располагалось в Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспекта Мира).
В Сухаревой башне по ночам собиралось «Нептуново общество», тайный царский совет и первая российская масонская ложа, члены которой увлекались магией, чародейством и астрологией, и в которую помимо Петра I входили его приближённые, первые лица государства. Среди них были Меньшиков, Шереметьев, Голицын, Лефорт (председатель общества), Апраксин ну и, конечно же, Брюс. В народе шептались, что царь, окружив себя иноземцами, творит теперь с ними в башне дела «богомерзкие» и «нечестивые», общается с сатаной и занимается колдовством.
В 1701 году в Сухаревой башне Пётр I открывает Навигацкую школу, а Брюс, который являлся ближайшим сподвижником царя, открывает при этой школе первый в России научный центр и обсерваторию. В башне проводились регулярные астрономические наблюдения, ставились различные физические и химические опыты, чертились карты, переводились иностранные и писались свои учебники и пособия. Но, в народе говорили, что в башне Брюс творит жуткие вещи, и обходили её стороной.
В Сухаревой башне Яков Брюс работал в том числе над созданием летальных машин. Сохранившиеся чертежи действительно напоминают чертежи современных самолетов. Эти бумаги сейчас находятся в Российской академии наук. К сожалению, часть ценных документов бесследно исчезла в тридцатые годы.
Фото Сухаревой башни в музее конечно же есть