Неслучайные гости написал(а):или посещать выставку, или смотреть у Вас в рассказе
Я пишу отчеты про выставки и для тех, кто не в Москве, и для тех, кто из-за пандемийных ограничений никуда не ходит, и , конечно же, для себя самой. На выставках не всегда есть время вникнуть и копнуть так глубоко как это можно дома за компом. Всегда полезно после посещения разобраться с увиденным и узнать самой то, чего не рассказали на выставке.
Что касается подачи современных выставок, то скажу следующее.
Меня не напрягло оформление данной выставки, на дворе 21 век, все в жизни меняется, есть новое искусство и новая его подача, данная вполне интересна. Я себя не отношу к ретроградам, я готова воспринимать и новое искусство, и новую архитектуру. Не все одинаково нравится, но многое интересно, поэтому и с вами делюсь. И в плане современной архитектуры мне есть что показать и рассказать, хотя понимаю, что здесь это не воспримут. Но как знать... Одно понимаю - нельзя застыть в прошлых веках, они не вернутся. Можно восхищаться тем, что создано когда-то, но и отрицать все новое - ну это точно не про меня...
А сейчас будет еще один, надеюсь, интересный сюжет. Он спрятан под буквой "Х". Он связан с музейными хранителями и теми произведениями, которые им удалось спасти, а точнее, с одним их них.
Это картина Митрофана Берингова "Свадьба слепых".
И это единственная картина, к которой (помимо тех, что в разделе "Детектив") дано печатное пояснение.
Уверена, что имя художника мало кому известно.
Художника Митрофана Михайловича Берингова (1889-1937) трудно заподозрить в диссидентстве, он был вполне лоялен советской власти. Более того: имел перед этой властью особые заслуги.
Митрофан Михайлович Берингов, родился 23 октября 1889 г. в с. Пойми Пензенской губернии в семье сельского священника, начал заниматься живописью во время учебы в Пензенской духовном училище у Н.К. Грандковского, затем, в рисовальной в школе Общества поощрения художников в С-Петербурге (1913-1915) у Н. К. Рериха и А.А. Рылова. В начале 1910-х он совершил поездку в Финляндию. Участвовал в революционных событиях 1905 и 1917 годов. Будучи солдатом, исполнил в Смольном карандашный рисунок - портрет В. И. Ленина с натуры (1917), который на долгие годы стал его охранной грамотой. Оказавшись в Сибири в гражданскую войну, написал портрет А.В. Колчака и несколько плакатов, опубликованных в колчаковских газетах. В Томске (1919–1921) работал заведующим подотделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины, был одним из организаторов художественного отдела краеведческого музея.
В Москву Митрофан Берингов переехал в 1922 г. В том же году стал членом Ассоциации Художников Революционной России. По командировкам АХРР он выезжал в творческие поездки в Крым, на Кавказ, в Сибирь. Он автор картин с красноречивыми названиями — «Ленин в Михайловском манеже среди броневиков в ночь на 25 октября» (1923), «Красногвардейский патруль» (1924), «Штурм Кронштадта» (1926).
Необычной была внешность художника: высок, строен и гибок, одевался, как денди (коричневые брюки и френч, голубая рубашка и вишневый галстук), это в голодные-то 1920-е годы.
С 1925 г. неоднократно ездил на Север, участвовал в плаваниях по Северному Ледовитому океану, в том числе в 1933 г. на ледоколе «Седов». Главным результатом его путешествий были картины. В редких публикациях советского периода нет полного списка его работ, упоминаются картины на историко-революционные темы, картины связанные с участием в северных походах и путешествиях на Кавказ.
Картина «Свадьба слепых», написанная М. Беринговым в 1929 г., это откровение художника, скрытое за множеством символов. Картина была подвергнута острой критике, как не соответствующая идеологическим задачам, но при этом она была отмечена как одна из лучших и ярких работ на выставке АХРРа 1929 г.
Сюжет картины прост.
Два не совсем молодых человека сидят за свадебным столом в кругу друзей, представителей творческой интеллигенции.
Композиция из 13 фигур вокруг праздничного стола напоминает работы европейских художников-евангелистов. Пространство картины сформировано для действия, которого нет. По одной версии, картина была написана с натуры: в коммуналке в Аптекарском переулке, где художник жил, действительно имела место такая свадьба.
Множество символов — это сложный разговор со зрителем, размышления автора о назначении творчества в послереволюционной России.
В символике христианской иконописи изображение стола соответствует истине, высокой духовной идее. На картине стол покрыт богатой скатертью, соответствующей свадебному ритуалу, но его сервировка и кушанья: раки, мелкие яблоки, графины с водкой - … Все это наталкивает на мысль о конфликте понимания творческой интеллигенцией своего высшего предназначения и навязываемой ей идеи посвятить свое творчество пропаганде величия рабочих и крестьян в построении социалистического общества.
Главные герои картины — слепые жених и невеста внутри кольца слепых гостей. Руки молодоженов рядом, но не соприкасаются, а отсутствующие взгляды лишь направлены в сторону друг друга. Жених и невеста не радостны, и это создает общую тягостную, не праздничную атмосферу, которую художник окрашивает в сине- фиолетовые краски.
Автор задает вопрос: «Кто они, представители творческой интеллигенции конца 1920-х годов?».
Или создатели культурного слоя общества, или «попутчики» в строительстве социализма, как это часто звучало в этот период в установках политиков культуры. Кольцевое построение фигур — наиболее ясная форма, обеспечивающая единство действия.
Персонажи на картине изображены, словно застывшими в длительном потоке времени, которое течет как музыка, обращенная в будущее.
Взгляд притягивают руки , их «разговор» достигает высочайшего напряжения и выразительности. На картине руки становятся главным элементом образа. Они благородные тонкие, страстные, нервные, творческие, слабые и сильные одновременно, передают все душевные переживания. Диалог жестов - диалог образов этой картины, ее общего настроения. Именно благодаря рукам, образы не сливаются. В картине нет единого открытого общения героев, оно заменено общей принадлежностью к творческой деятельности.
Слепые герои произведения - это очень трудный шаг художника в творческом решении картины. Образ слепых в живописи крайне редко встречается: Питер Брейгель (Притча о слепых), Рембрандт (Слепой скрипач)… И это не случайно, потому что глаза так много могут сказать. Они задают характеристику образа. Они создают связи в картине. Но обращение к образу слепых работает на замысел. Это – удобная внешняя форма для связи фигур единством отклика идеи и времени, единством внутренних переживаний.
О чем хотел сказать художник своему зрителю? Вероятно, о времени, о себе, о роли Художника в Обществе.
Ведь среди слепых на картине он изобразил слепым и самого себя. Вот он справа, в темных очках.
Изобразил себя тоже слепым, хотя в жизни таковым не был. Его поза статична и напряженна. Эту напряженность художник отразил в мимике лица, позе и зажатой в напряженных пальцах горящей сигарете.Он слеп, как и все, но на нем – темные очки, которых нет на большинстве участниках застолья. Его взгляд обращен внутрь себя. Может быть, это - очки-маска, дающая возможность быть таким, как все, лишь внешне, но сохранить свое внутреннее Я? Очки - маска, за которой можно спрятаться от действительности?
Это художника попытка рассказать о слепоте творческой интеллигенции, к которой он относит и себя. Есть ощущение, что художник в 1928–1929 гг. уже видел ужесточение власти в условиях тоталитарного режима в отношении не только творческой интеллигенции.
Произведение «Свадьба слепых» — необыкновенное, оно не предназначено для эстетического наслаждения, но при этом притягивает, «цепляет», к нему хочется вернуться. Это обращение ХУДОЖНИКА к ЧЕЛОВЕКУ, его призыв посмотреть и постараться увидеть через темные очки незрячими глазами общество, в котором он жил.
Слегка выдвинутое от стола кресло на переднем плане - это яркая демонстрация приема расширения пространства и времени по предметным признакам. Это приглашение зрителя к столу в этот круг слепых, приглашение к открытому разговору.
Михаил Митрофанович Берингов умер от туберкулёза в 1937 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Несмотря на многозначительный год смерти (1937), репрессии обошли Берингова стороной. Некоторые его работы, к сожалению, не прошли испытания Великой Отечественной войной и сегодня утеряны навсегда.
В начале 1930-х картину "Свадьбу слепых", приобретенную было Третьяковской галереей, «сослали» в Нижнетагильский краеведческий музей, а там приказали списать. Хранители на свой страх и риск скрутили холст в трубку, как клеенку, и спрятали под сейф. Там «Свадьба» пролежала полвека, до конца 1980-х. К этому моменту, когда же картину вернули из небытия, красочный слой сильно пострадал. В музее ею так дорожили, что даже отреставрировали собственными силами, не стали отправлять в Москву или Петербург — боялись, что не вернут. Реставрация шла долго и мучительно, но зато теперь мы имеем возможность познакомиться с этой редко экспонируемой работой.