Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Азбука шедевра" в Новоиерусалимском музее.


Выставка "Азбука шедевра" в Новоиерусалимском музее.

Сообщений 51 страница 60 из 84

51

Кураторы выставки постарались представить портреты в разных стилях. За авангард отвечает вот этот портрет

https://i.yapx.ru/QRHR2l.jpg https://i.yapx.ru/QRHR4m.jpg

Вера Пестель родилась в 1887 году в Москве. В 1900-х годах она посещала частную студию одной из французских художниц и воскресные классы рисования Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища. В 1906–1907 годах Пестель училась в Школе рисования и живописи Константина Юона и Ивана Дудина. Во время поездки во Францию в 1912 году посещала Академию La Palette Анри Ле Фоконье и Жана Метценже. Друзьями и единомышленниками Веры Пестель были Казимир Малевич, Любовь Попова, Надежда Удальцова.
После возвращения из Франции Вера Пестель работала в Свободной коллективной мастерской на Остоженке вместе с Владимиром Татлиным — одним из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальником конструктивизма.
Портрет Владимира Татлина с бандурой, написанный художницей, выступает своеобразным манифестом авангардной живописи. Здесь сам человек, его лицо и фигура состоят из цветовых плоскостей, геометрических фигур и линий.
В те годы Вера Пестель увлекалась формальными экспериментами. Однако, в отличие от многих своих коллег, она не была внутренне убеждена в правильности пути, по которому шло авангардистское искусство. Об этом свидетельствуют дневники, где художница все чаще мысленно обращается к «старым мастерам», вспоминает Рембрандта. В 1918 году Пестель отошла от «левого» искусства и вернулась к предметной живописи.

Что касается самого портрета, то возникает вопрос -почему именно с бандурой ? Ее струны как раз хорошо различимы,  а вот лицо Татлина еще поискать надо. Изображение музыкального инструмента в руках художника связано с его увлечением народной украинской песней: Татлин пел, аккомпанируя себе на бандуре собственного изготовления. Он не раз делал это и в мастерской художницы Веры Пестель, где и был в 1916 году написан портрет.

Мастерство бандуриста незадолго до этого помогло Татлину попасть в Европу. В 1914 году вместе с русской кустарной выставкой он посетил Берлин, выступая в качестве музыканта-бандуриста. Из Берлина ненадолго съездил в Париж, посетил мастерскую Пабло Пикассо.
Сам Татлин описывал эту историю так:

«Жилось трудно. Услышал, что в Петербурге какая-то княгиня устроила выставку прикладного народного искусства, ее повезут в Берлин, ищут живых экспонатов, нужен бандурист, хорошо бы — слепец. Очень захотелось за границу. Поехал с бандурой в Петербург на выставку к княгине. Сказал: могу петь и слепцом быть.  :rolleyes:  Просили показать. Изобразил. Понравилось. Договорились по пять рублей в день. Проезд ихний. Вызовут, когда ехать. Вернулся в Москву. Шью украинские шаровары и репетирую слепца. Страшновато и неловко, но думаю: с закрытыми глазами — выдержу. Вот и поехал.
У выставки, и у меня в частности, большой успех. На открытии и Вильгельм Второй, и вся знать немецкая были. Я пел. Трогали мою вышитую рубашку и меня. Какие-то курфюрстины демократично жали руку и благодарили. Я говорил «данке», «данке» и целовал холеные ручки, а в щелки глаз поглядывал — были и хорошенькие, но крупноватые"

С портретом Татлина связана интересная история атрибуции. Произведение поступило в Челябинск из Государственного Русского музея и длительное время считалось натюрмортом под названием «Кубизм. Музыкальные инструменты». Московский исследователь русского авангарда Георгий Коваленко в середине 1990-х годов обнаружил старую открытку, где картина указана именно как портрет Татлина. Прежде не различаемые специалистами и зрителями геометрические формы сложились в фигуру известного художника.

https://i.yapx.ru/QRHR8l.jpg

Атрибуция картины стала одним из важнейших событий в истории Челябинского музея изобразительных искусств, тем более что портрет кисти Пестель — единственная вещь русского авангарда в собрании.

Букве "М"  подогнали слово "марина",  морской пейзаж. И выставили одну единственную картину и это Айвазовский

https://i.yapx.ru/QRHSCl.jpg

https://i.yapx.ru/QRHSFl.jpg

https://i.yapx.ru/QRHSGl.jpg https://i.yapx.ru/QRHSIm.jpg

Написание полотна Айвазовского "Ледяные горы" было приурочено к 50-летию открытия Антрактиды экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева. Во времена Российской империи это  открытие по значимости было подобно первому полету в космос. Айвазовский сделал центром сюжета великую экспедицию Ф. Беллинсгаузена, вдохновившись его подвигом. Художник одним из первых изобразил на картине полярные льды. Картина писалась со слов адмирала Лазарева — он в числе первых лицезрел чудо природы. Иван Константинович сам никогда не был в Антарктиде, но передать атмосферу, облик местности ему удалось с максимальной точностью.

0

52

Буква "Н". Проще всего было бы тут разместить натюрморты, но создатели выставки. как вы уже догадались, не искали простых путей и за букву "н" отвечает "неофициальное искусство", а натюрморты еще будут, но совсем под неожиданной буквой.

https://i.yapx.ru/QR2Dyl.jpg

https://i.yapx.ru/QR2Dzl.jpg

В качестве представителя неофициального искусства выбрали Владимира Вейсберга и его "белые" картины из собрания Новоиерусалимского музея.

https://i.yapx.ru/QR2D2l.jpg https://i.yapx.ru/QR2D4m.jpg

Вейсберг Владимир Григорьевич (1924, Москва – 1985, Москва)
Родился в семье ученого Григория Вейсберга, одного из основателей русского психоаналитического общества, переводчика на русский язык трудов Зигмунда Фрейда. Живописью  Владимир по собственному признанию, занимался с 1935 года. С 1956 начал участвовать в выставках.
В 1961 принят в члены СХ СССР. С 1964 по 1984 преподавал живопись в студии Института повышения квалификации Союза архитекторов СССР, с 1964 по 1966 – на курсах телевидения Москвы.

Владимир Вейсберг — один из самых оригинальных художников 1960–1970-х годов. Он принадлежит к мастерам, не пожелавшим примкнуть ни к официальному искусству, ни к сообществу нонконформистов. Вейсберг учился живописи у Ильи Машкова и Александра Осмеркина. После войны, как и многие его коллеги, увлекался сезаннизмом, принимал деятельное участие в деятельности группы «Девятка», в которую входили художники «сурового стиля» — Павел Никонов, Николай Андронов и другие. Но ценителями и коллекционерами особенно ценится «белый» Вейсберг (ню, портреты и натюрморты) 1970–1980-х годов, когда художник сосредоточился на том, чтобы добиться, по его собственному выражению, «невидимой живописи». Но «белое на белом» вовсе не означало отрицания цвета. Художник практически не использовал белый пигмент, а его картины построены на сложнейших сочетаниях полутонов: белый Вейсберга состоит из множества едва различимых разноцветных частиц.

https://i.yapx.ru/QR2D6l.jpg https://i.yapx.ru/QR2D8m.jpg

Картины "белого" периода снимать очень трудно. Малоразличимые очертания, да еще освещние дает какие-то дополнительные вертикальные полосы.

https://i.yapx.ru/QR2EAl.jpg https://i.yapx.ru/QR2EBm.jpg

В кубе этой буквы разместили вот такую инсталляцию на тему "Композиция с Венерой"

https://i.yapx.ru/QR2ECl.jpg

https://i.yapx.ru/QR2EEl.jpg

Белые картины оттеняет соседний яркий раздел. Ведь за букву "О"  отвечает понятие "Орнамент", а это ярко, многоцветно.

https://i.yapx.ru/QR2QQl.jpg

https://i.yapx.ru/QR2QTl.jpg

Орнамент характерен для модерна,  для ар-деко, чаще всего, это достаточно плоское изображение.

https://i.yapx.ru/QR2QVl.jpg https://i.yapx.ru/QR2QWm.jpg

0

53

https://i.yapx.ru/QR2QXl.jpg https://i.yapx.ru/QR2QYm.jpg

https://i.yapx.ru/QR2QZl.jpg https://i.yapx.ru/QR2Qam.jpg

Александра Осьмеркина можно отнести к рублике "Забытые имена", а это совершенно замечательный художник 20 века, работавший в самых разных жанрах и стилях, талантливейший человек с интересной и трудной судьбой. Советую почитать про него вот тут. https://my.mail.ru/community/artscrabbl … 9D634.html  (подробно и много картин)

https://i.yapx.ru/QR2Qcl.jpg https://i.yapx.ru/QR2Qdm.jpg

Федор Боткин - представитель большой семьи предпринимателей  Боткиных. Семьи талантливых людей, меценатов.
По матери Федор Боткин двоюродный дядя известного коллекционера западной живописи С. И. Щукина. С юности Федор Боткин  он увлекался математикой, поступил на математический факультет Московского университета, затем перешел на юридический, который окончил с отличием.
В 1887 году Боткин уехал в Италию. Флоренция с её музеями и церквями произвела на него неизгладимое впечатление, а великие творения Филиппо Липпи и Сандро Боттичелли вдохновили на занятия рисунком и живописью. За два года пребывания в Италии Боткин прошел обучение в частной мастерской на неаполитанском побережье и в Миланской Академии художеств. В 1889 году он переехал в Париж.
Федор Боткин и Иван Щукин — два русских парижанина, приобщившие Сергея Ивановича Щукина к импрессионистам.
В начале 1900-х годов — в период расцвета своей творческой деятельности — художник оставляет живопись по причине тяжелой наследственной болезни. Последние годы жизни Федор Владимирович Боткин провел в психиатрической клинике под Парижем.

https://i.yapx.ru/QR2Qel.jpg https://i.yapx.ru/QR2Qgm.jpg

0

54

Буква "П" -это  "Прорыв", искусство авангарда.

https://i.yapx.ru/QSMUUl.jpg

https://i.yapx.ru/QSMUil.jpg

Здесь всего две картины -и обе "Живописная архитектоника". Любови Поповой.

https://i.yapx.ru/QSMUrl.jpg https://i.yapx.ru/QSMU0m.jpg

Внутри куба эту картину разложили на плоскости. и мы можем оказаться как бы внутри нее.

https://i.yapx.ru/QSMU6l.jpg

https://i.yapx.ru/QSMVCl.jpg

И вторая картина

https://i.yapx.ru/QSMVHl.jpg https://i.yapx.ru/QSMVKm.jpg

Буква "Р" -"Русь", тема России, русского народного искусства, лубка.

https://i.yapx.ru/QSMVPl.jpg

https://i.yapx.ru/QSMVWl.jpg

https://i.yapx.ru/QSMVdl.jpg https://i.yapx.ru/QSMVqm.jpg

0

55

Конечно, русская тема не могла обойтись без Кустодиева.

https://i.yapx.ru/QTFVSl.jpg https://i.yapx.ru/QTFVXm.jpg

Картина «Купчиха, пьющая чай», относится к периоду полной зрелости этого большого мастера.
Неподвижно сидящая степенная купчиха, с ее дебелой матрешечной красотой, практически не может восприниматься как действующее лицо, становясь символом, ликом ушедшей в прошлое, но вечной России. Примечательно, что картина была написана в 1923 году, практически под занавес периода НЭПа, с его своеобразной китчевой культурой (в том числе и бытовой).
Здесь художник полностью исключает эффект хотя бы малейшего движения. Неподвижность в данном случае читается как метафора вечности и постоянства.
В целом образ не лишен иронии. Эта немного напыщенная интонация очень характерна для нескладных, но внутренне органичных и обаятельных образцов народного искусства и лубка, ранних русских портретов и провинциальных икон, то есть всех тех явлений отечественной художественной культуры, которые питали фантазию автора. Главная героиня, богатая эклектичная утварь и разнообразные яства на его полотне словно тщательно припудрены, парадно начищены и бережно повернуты к зрителю наиболее выигрышными сторонами. Гармония общего ансамбля поддерживается согласованностью и мирным диалогом всех составляющих его элементов. Сахарный румянец на щеках красавицы горит отсветом сочной мякоти арбуза и статусно выделен пышными розанами на обоях. Ее синие глаза перекликаются с насыщенным кобальтом стен, а золото волос с позолотой сервировки. Своей сдобностью и пышностью тело купчихи подобно калачам и булками на столе, а ее отполированные до зеркального блеска ногти отражают все великолепие предметного мира не хуже начищенного самовара или дорогого фарфора. Апофеоз сытости, здоровой красоты и довольства обставлен со всем тщанием внимательного к деталям бытописца и усердием человека, искренне влюбленного в свой идеал.

https://i.yapx.ru/QTFVjl.jpg

Героиня картины «Купчиха за чаем» вдохновил Нону Мордюкову на создание образа купчихи Белотеловой во время съёмок в фильме «Женитьба Бальзаминова Сестра Мордюковой, Наталья, рассказывала: «Она мне звонила из гримёрной «Мосфильма» — Ты знаешь Наташка, сделали такой грим… У меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло… Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха?».

https://i.yapx.ru/QTFVnl.jpg

И надо вспомнить, что у Кустодиева есть другая похожая картина, Купчиха за чаем. 1918 год. Государственный Русский музей

https://i.yapx.ru/QTFVrl.jpg

Картина «Купчиха за чаем» уникальна своей впечатляющей силой и гармоничной целостностью. Сидя на балконе за вдоволь накрытым столом, образ купчихи приобретает поистине символический оттенок.
На балконе, с которого открывается вид на провинциальный ампир, за чаепитием восседает купчиха. Телом белая, лицом пригожая. Сытая жизнь. Толстый ленивый кот, мурлыкая и сгибая в удовольствии хвост, трется о плечо хозяйки, Стол ломится, а арбуз соперничает крутостью боков с самоваром. Женщина пьет чай в дорогом парчовом платье с глубоким декольте. Ее сахарные плечи — еще одна сладость на этом празднике жизни. За ее спиной виден другой балкон, где точно так же купеческая семья распивает чай.
Город на заднем плане с церквями и торговыми рядами и, в частности, великолепный гастрономический натюрморт.
Спелый красный арбуз, пышный румяный кекс, различные булочки, фрукты, красивый фарфор, большой самовар - все это написано необычно реально и осязаемо. Кажется, будто писал картину человек, который все это имел у себя дома, видел, вкушал, принимал участие в подобной трапезе... В далеком детстве, да, возможно. Но писал картину 40-летний человек, который голодал, жил в революционное время, искал дополнительные способы заработка и был парализован.

А если я вам скажу, что моделью ему послужила вовсе не купчиха, и даже не русская женщина !?  :D

На дворе стоял 1918-й год. Денег не было, еды тоже — окаянное время. Кустодиев уже тяжело болел, и все тяготы несла на себе его жена Юлия Евстафьевна. По воскресеньям она ходила пилить дрова, платили ей, как и другим чернорабочим, — дровами. «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен», — писал художник театральному режиссеру Василию Лужскому. Вот в этом году и была написана эта картина.

Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала соседка по дому баронесса Галина Адеркас, баронесса древнего остзейского рода, начало которого затерялось в 13 веке. В то время девушка была студенткой первого курса медицинского факультета, она обладала значительно меньшими формами, однако художник считал, что красивой женщины должно быть много — худые на творчество не вдохновляли. Его даже называли русским Рубенсом за пышнотелых, дородных женщин. Но это касалось только творчества. А в жизни Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности.
Галина Адеркас училась хирургии в Астраханском государственном медицинском университете в 1918 году на первом курсе, и жила с Кустодиевыми в одном подъезде. Она была наслышана о своём соседе, охотно согласилась позировать для картины и даже гордилась этим.
Хотя Кустодиев уже работал, сидя в инвалидной коляске, картину он написал довольно быстро, за несколько дней.
Позже увлечение музыкой увело Галину  в другую сферу. Обладательница меццо-сопрано, в советские годы Г. В. Адеркас-Богуславская пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов, но большого успеха не добилась.
Позже она, возможно, стала выступать в цирке. В Рукописном отделе Пушкинского Дома хранятся рукописные воспоминания за авторством Г. В. Адеркас (инициалы не развернуты), озаглавленные «Цирк — это мой мир...»
Как сложилась её судьба в 1930-е и позже — неизвестно.

0

56

https://i.postimg.cc/rwBQbphs/224-IMG-5679.jpg https://i.postimg.cc/Vvvq5y72/225-IMG-5680.jpg

https://i.postimg.cc/TwGQd4vX/226-IMG-5681.jpg https://i.postimg.cc/v827kBTy/228-IMG-5682.jpg

https://i.postimg.cc/6QCYNNS0/229-IMG-5683.jpg https://i.postimg.cc/Fz6jLP8z/230-IMG-5684.jpg

Напомню, что Новоиерусалимский музей обладает большой коллекцией картин К.Горбатова. я ее показывала Новый Иерусалим: монастырь после реставрации и музейный комплекс.

Малявин -художник, о судьбе которого хочется рассказать побольше.
Картина с очень темными и густыми мазками, сильно отсвечивала, но на ней такие пронзительные глаза у  крестьянина. Он вообще больше на Мефистофеля  похож.

https://i.postimg.cc/DZg68P74/231-IMG-5685.jpg https://i.postimg.cc/MKc0SSfQ/233-IMG-5687.jpg

Живопись Филиппа Малявина даже специалисты до сих пор не могут отнести в полной мере ни к одному направлению искусства, когда-либо существовавшему. Он сумел соединить традиционные приёмы импрессионизма с манерой модерна, сохранив при этом реалистический стиль письма. Такой потрясающий художественный микс привел к рождению нового неповторимого стиля - "малявинского".

И жизнь Филиппа Малявина была такая яркая, насыщенная, как и его картины. 
Филипп Андреевич был рожден в обнищавшей многодетной крестьянской семье Молявиных в 1869 году селе Казанка Самарской губернии Да-да, именно - Молявиных. Это гораздо позже Филипп Андреевич намеренно изменит букву "о" на букву "а" для благозвучности фамилии. И просто остается удивляться тому, как в условиях реалий жизни русской глубинки у мальчишки, росшего в нищей многодетной семье, имевшего чурбаки вместо игрушек, и получившего несколько уроков грамоты от отставного фельдфебеля, могла возникнуть неуемная страсть к рисованию? ... Позже сам художник рассказывал, что, сколько он себя помнит, все время что-нибудь лепил из глины, вырезал различные фигурки из дерева, а особенной страстью было рисование угольками на печке или стенах. Правда, это увлечение сына не разделяла его мать, которой приходилось постоянно забеливать «художества» непослушного сорванца.

Шли годы, а рисование все больше и больше привлекало Филиппа. Пока однажды странствующий монах, знакомый семьи Молявиных, увидев работы подростка, предложил отправиться с ним в Грецию на Афон в монастырь святого Пантелеймона учиться иконописи. И нужно сказать, что к церкви тянулась и душа будущего художника: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда смотрел на ее купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники… Мне казалось, за этим звоном далеко-далеко есть что-то другое, хорошее и чудесное…». Поэтому 16-летний Филипп, не долго думая, сразу же согласился идти вместе с паломником. Но из-за нищеты, в которой жила семья, всей деревней пришлось собирать деньги на дорогу земляку, отправлявшемуся на благое дело.

Прибыв в Афон, Малявин быстро освоил азы и тайны иконописи, так как был талантлив, сообразителен и трудолюбив. Однако вскоре юный послушник начал потихоньку добавлять в устоявшиеся каноны свои элементы, проявляя непозволительное своеволие и дерзость в изображении святых ликов, чем очень огорчал настоятеля монастыря. Поэтому, когда строптивого «богомаза» призвали на военную службу, настоятель вздохнул с облегчением.
Однако не тут-то было! Послужить призывнику Малявину не удалось. Набожный чиновник, руководивший призывом, узнав о его таланте живописца, выдал рекруту «белый билет» и за казенный счет отправил обратно на Святую гору в греческий монастырь.

Но на этот раз Филипп пробыл в монастыре совсем недолго, потому как судьба снова круто развернула жизнь крестьянского парня. Его заприметил известный скульптор Владимир Беклемишев, который в 1891 году посетил Афон. Пораженный живописью Малявина, он пообещал оказать содействие при поступлении Филиппа в Петербургскую Академию Художеств, если тот согласится поехать с ним в столицу.

Таким образом, в 1892 году Малявин становится вольнослушателем отделения живописи Академии художеств. Сам Илья Репин, в будущем покровительствующий юному таланту, был среди его учителей, а среди сокурсников - И. Э. Грабарь, К. А. Сомов, А. П. Остроумова. Самобытность таланта, трудолюбие, целеустремленность довольно скоро принесли Малявину широкую известность. Картины даровитого академиста с завидным постоянством приобретал для своей галереи московский коллекционер-меценат П. М. Третьяков, что по тем временам считалось наивысшей оценкой таланта.

Заканчивал Академию художеств Малявин уже известным мастером живописи. Газеты наперебой писали о том, что заказы на создание портретов поступают к даровитому студенту в огромном количестве. И в действительности его доход вызывал немалую зависть и у сокурсников, и у некоторых учителей.
Однако, написанная художником для защиты диплома конкурсная работа "Смех" (1899), привела профессоров Академии в недоумение, одни восторгались, другие - отвергали, при этом жарко споря. В итоге было решено дать выпускнику Малявину звание художника за цикл портретов, написанных ранее.
А звездный час этого полотна пробил совсем скоро, через год, в 1900 году, когда художник за работу "Смех" был награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Небывалый интерес у европейской публики вызвало импрессионистическое изображение русских баб в красных одеждах на зеленом лугу, а также сочный колорит и размашистая импрессионистическая манера письма мастера. К слову, сейчас это уникальное творение Филиппа Андреевича находится в Музее современного искусства в Венеции. В Западной Европе хранится также немалая часть наследия художника из знаменитого "Крестьянского цикла" и большая часть произведений периода иммиграции.

А тогда, в начале 1900-х, став членом «Союза русских художников», Малявин с подачи Ильи Репина успешно участвовал в выставках Товарищества передвижников. Вскоре художник покинул аристократический Петербург и поселился вместе с семьей в собственной усадьбе под Рязанью, лишь временами наезжая в столицу, чтобы вынести на суд зрителя очередную свою работу.
Так, в 1906 году Малявин «прогремел» еще одной картиной — она называлась «Вихрь». «Пестрая драпированная неразбериха, подобная ковровой расцветке, где буйство ярких красок и их динамичное движение буквально кружит голову зрителю»,- так в нескольких словах характеризовали это произведение специалисты.
Нужно заметить, что на полотнах Малявина того периода впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу огненно-алый и все оттенки красного цвета. В том же году 37-летний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и командирован от Академии на три года за границу.

И что любопытно, за этот период прошло разительное преображение не только в жизни мастера, но и в нем самом. Его однокурсница Анна Остроумова, знающая его по Академии художеств, случайно встретив Малявина за границей, была немало удивлена таким переменам: «В 1892 году я встретилась с застенчивым, растерянным и одиноким «монашком» в одежде, похожей на подрясник, — он молчал, опускал глаза и крестил лист бумаги перед тем, как начать рисовать. Прошло десять лет, и уже в Париже я увидела «европейца» в пальмерстоне, цилиндре, ярко-рыжих перчатках и таких же башмаках. Выглядел «европеец» нелепо, но вел при этом себя очень вызывающе». По-видимому, головокружительная слава сыграла над художником злую шутку.

А когда художник вернулся на родину, он вновь заставил заговорить о себе, правда, уже критично и безапелляционно. "Семейный портрет", выставленный на всероссийской выставке, критики единодушно признали художественным фиаско живописца. С тех пор Филипп Малявин практически перестал выставляться, при этом продолжая интенсивно работать в своем имении. Писал заказные портреты, занимался станковой графикой, писал авторские копии из уже написанных образов крестьянок. Именно к этим героиням он относился с особым трепетом, как в живописи, так и в графике. Они в его работах всегда были как будто на мгновение выхваченными из жизни: их позы, движения, жесты были удивительно точны и правдоподобны.
И «малявинские» крестьянки до сих пор навевают зрителю мысли о радости жизни, безудержном веселье, широте народной души, об эмоциональном вихре красок и чувств.

Послереволюционный 1920 год художник переехал в Москву, и сразу же был делегирован "Союзом русских художников" в Кремль для зарисовок с натуры самого вождя революции и его соратников. С Лениным Малявина познакомил Луначарский, и Ильич позволял художнику беспрепятственно посещать не только Кремль, но и бывать у себя на квартире.
Однако как-то не сложилось у Филиппа Малявина с советской властью - новая реальность оказалась не для него … Командированный от нового государства в 1922 году для устройства персональной выставки за границу, он в Россию больше не вернулся. Художник навсегда обосновался во Франции, где какое-то время плодотворно работал и выставлялся, не имея уже того ошеломительного успеха. Находясь вдали от родной земли, живописец теперь частенько говорил, что вне родины искусства нет.
При этом некоторые его работы на русскую тематику стали носить уже гротескный характер, а зарисовки, сделанные в Кремле, перешли в разряд злых карикатур и шаржей... Так и не смог Малявин впустить себе в душу новую Россию, а старую - было уже не вернуть. Ностальгия по той, былой родине, угнетала мастера все последующие годы, проведенные в иммиграции.

Из шумного Парижа вскоре Филипп Андреевич переселился в Ниццу. И с 1930 года Малявин неоднократно организовывал персональные экспозиции в разных европейских городах. Но от былой славы и признания художника практически не осталось и следа.

А в 1940-м случилось непредвиденное. В поисках частных заказов, оказавшись на оккупированной Германией территории Бельгии, Малявин был арестован фашистами по подозрению в шпионаже. Не зная, кроме русского, никаких других иностранных языков, он не смог объяснить в гестапо ни причины пребывания на бельгийской земле, ни то что он всего-навсего художник, пишущий портреты на заказ. А отпущен Филипп Андреевич был, благодаря счастливой случайности, поскольку отделением гестаповцев, арестовавшим художника, руководил офицер, который умел рисовать и разбирался в искусстве.
Из Брюсселя в Ниццу 70-летний художник добирался пешком, прошагав пол-Европы. Это вынужденное путешествие и потрясение, испытанное художником при аресте, не прошло для него даром. Он вернулся измученным, истощенным, да еще и желтым - у него разлилась желчь. Дома Малявин тут же слег, его доставили в больницу, откуда он уже не вернулся...
В декабре 1940 года Филиппа Андреевича Малявина не стало.  Дочери для покрытия расходов на похороны отца пришлось продать за бесценок пятьдесят полотен торговцу картинами из Страсбурга.

0

57

https://i.yapx.ru/QUEqVl.jpg https://i.yapx.ru/QUEqcm.jpg

https://i.yapx.ru/QUEqkl.jpg https://i.yapx.ru/QUEqrm.jpg

Буква "С" -"Серебряный век"

https://i.yapx.ru/QUEq4l.jpg

https://i.yapx.ru/QUErDl.jpg

https://i.yapx.ru/QUErJl.jpg https://i.yapx.ru/QUErOm.jpg

https://i.yapx.ru/QUErTl.jpg https://i.yapx.ru/QUErYm.jpg

https://i.yapx.ru/QUErfl.jpg https://i.yapx.ru/QUErnm.jpg

На картине изображены события Дворцового переворота 1741 года, в результате которого к власти пришла дочь Петра Великого цесаревна Елизавета Петровна. Долгое время после смерти отца она оставалась в тени, не участвуя в политической жизни. В 1730 году династия Романовых пресеклась по мужской линии, и на русский престол взошла Анна Иоанновна, дочь старшего брата Петра I. Она была бездетна и завещала корону своему внучатому племяннику Ивану Антоновичу, который появился на свет в августе 1740 года, а уже в октябре стал царем. В этих условиях права Елизаветы на русский трон были настолько очевидны, что она стала опасаться за свою безопасность. Многочисленные сторонники советовали ей провозгласить себя императрицей. В итоге, 25 ноября 1741 года, вооружившись поддержкой гренадерской роты Преображенского полка, Елизавета Петровна ворвалась в Зимний дворец. Не встретив сопротивления, цесаревна провозгласила себя императрицей, а малолетний Иван VI и его родственники были взяты под арест.
В череде дворцовых переворотов XVIII века этот был одним из самых лихих и в то же время бескровных. Ключевую роль в событиях сыграла гренадерская рота лейб-гвардии Преображенского полка. В подготовке переворота участвовали Алексей Разумовский, братья Шуваловы, лейб-медик Иоганн Лесток. В легенду вошли слова будущей императрицы, обращённые к гвардейцам: «Ребята! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мной». И милосердие Елизаветы, не допустившей погромов. Она взяла под своё покровительство ненавистных иностранцев — и расправ в те дни не было.
Художник Евгений Лансере (1875–1946) увлекался Елизаветинской эпохой. Да, это взгляд на эпоху париков и треуголок из Серебряного века. Фантазия на тему переворота эксцентрична. Художник интересно показал игру света и тени. Создаётся впечатление ночного действа. Оно и верно: история не всегда вершится при свете дня.

https://i.yapx.ru/QUErzl.jpg https://i.yapx.ru/QUEr2m.jpg

0

58

баронесса Галина Адеркас - Какие зигзаги судьбы у баронессы, однако!

0

59

Лена! Иногда Ваши отчёты по музеям и выставкам бывают настолько исчерпывающими, что получаешь полное представление, как будто сам побывал, и даже лучше детальнее, более информативно.
Но в данном случае, чем больше читаю и смотрю, тем больше хочется эту выставку посетить. Тем более имея благодаря Вам в багаже такую подготовку.
Как всегда - СПАСИБО!

0

60

Я тоже смотрю с большим интересом. Хотя в целом складывается какое-то странное впечатление, картины слишком разноплановые, объединяющей идеи не чувствую.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Азбука шедевра" в Новоиерусалимском музее.