А дальше прекрасный портрет работы Карла Брюллова и женщина с интереснейшей судьбой - Аврора Карловна Демидова.
Но сначала пару слов о самом портрете. Тот, что сейчас на выставке, прибыл в Истру из Нижнетагильского музея. Но дело в том, что таких портретов было написано два.
И вот судьба второго портрета примечательна. В 1995 году на аукционе «Сотбис» в Лондоне было заявлено о продаже портрета А.Демидовой работы Брюллова. В зале присутствовала певица Г. Вишневская, заплатившая итоговую оценку портрета 133500 фунтов стерлингов. После смерти Ростроповича родными было принято решение продать огромную коллекцию художественных ценностей. И снова «Сотбис». За день до начала торгов российский бизнесмен Алишер Усманов приобрел все собрание целиком за 72 миллиона долларов и принес его в дар своей стране. Сегодня это собрание в Константиновском дворце в Стрельне под Петербургом. Там же, видимо, и портрет Авроры
Баронесса Ева Аврора Шарлотта Шернваль родилась в 1808 г. в разгар Русско-шведской войны 1808—1809 годов. Роды принимала бабка-повитуха такой неприятной внешности, что мать Авроры Ева Шернваль испугалась и закричала: «Уведите – от нее смертью веет!»
Бабка оказалась колдуньей и произнесла свое проклятье: «Смертью? Так пусть смерть при тебе и останется! Ты родишь на рассвете дочь, будет она красавицей, но всех, кто ее полюбит, ждет могила!»
Девочка родилась под утро и была названа Авророй - богиней утренней зари.
Её родители, отец — барон Карл Юхан Шернваль (1, выборгский губернатор, и мать — Ева Густава фон Виллебранд принадлежали к дворянским родам, прибывшим в Финляндию из Швеции. Она была вторым ребёнком в семье, старшим был Эмиль (1806—1890) и ещё две младшие сестры: Эмилия (1810—1846) и Александра (1812—1850).
Овдовев, в 1816 году мать Авроры Карловны вышла замуж за видного выборгского сенатора и юриста Карла Йохана фон Валлена. По словам Я. К. Грота, она была дамой, которой «мало подобных, не столько по приятной наружности, сколько по восхитительному обращению и младенческой ласковости со всеми».
Аврора Шернваль и её сестры получили хорошее образование и отличались необыкновенной красотой. Трудно было решить, кто из сестёр лучше. Эмилия, сравнённая Лермонтовым с белой лилией, казалась обаятельнее смуглой брюнетки Авроры, но красота последней была пластичнее и строже.
Авроре Шернваль в 1824 или 1825 году посвятил стихотворение Евгений Баратынский, проходивший в то время службу в Финляндии. Баратынский также перевёл это своё стихотворение на французский язык:
Выдь, дохни нам упоеньем,
Соименница зари;
Всех румяным появленьем
Оживи и озари!
Пылкий юноша не сводит
Взоров с милой и порой
Мыслит с тихою тоской:
«Для кого она выводит
Солнце счастья за собой?»
Её жизнь часто омрачалась утратами близких ей людей, за что её звали «роковой Авророй».
В 20 лет в 1928г. Аврора дала согласие на брак со шведским аристократом Маннергеймом, но ее избранник внезапно пропал без вести накануне свадьбы. Погиб, наверное, но где и как – осталось неизвестным для всех.
Ее сестра Эмилия вышла замуж за графа Мусина-Пушкина, сосланного в Финляндию по делу декабристов. В 1831 году графу разрешили вернуться домой , и вместе с ними приехала в Россию и Аврора. Она прожила в семье сестры прожила в её семье несколько лет.
В 1832 году Аврору представили императрице Александре Фёдоровне, жене Николая I.
Второй её жених, «синеглазый демон» и любовь её юности, друг Пушкина, Александр Алексеевич Муханов , умер скоропостижно от воспаления лёгких 20 августе 1834 года в Петербурге, в самый день своей намеченной свадьбы. Ему был 31 год.
В 1835 году Аврора Шернваль была пожалована во фрейлины двора, что дало ей приличное содержание, около 5 тысяч рублей в год.. Была одной из первых петербургских красавиц, встречалась в свете с Пушкиным, Вяземским, А. И. Тургеневым. В её честь граф М. Ю. Виельгорский на слова Вяземского написал романс-мазурку.
Ей шел уже двадцать седьмой год, когда в доме своей сестры она познакомилась с Павлом Николаевичем Демидовым, одним из самых завидных женихов России, тридцативосьмилетним миллионером, промышленником, известным коллекционером, археологом, любителем антиквариата. Павел Демидов - предприниматель из рода Демидовых, владелец богатейших уральских чугуноплавильных заводов, в 1831—1834 гг. курский губернатор. Аврора дважды отказывала ему, но поддавшись на уговоры императрицы, согласилась.
В 1836 году состоялась их свадьба.
Брак этот поначалу многие называли не более чем удачной сделкой. Да и сам Павел Николаевич не скрывал, что женитьбу на Авроре считает еще одним приобретением для своей коллекции дорогих редкостей. Поэтому, посватавшись к одной из первых красавиц Петербурга, Демидов напрямую изложил свои требования: он обеспечивает жене безбедное существование, а она… как можно реже будет появляться в гостиной. И вообще: каждый из них станет жить своей жизнью.
Похоже, эти требования не очень удивили невесту: в свете давно поговаривали о том, что почти все из представителей богатейшего рода Демидовых были с чудинкой. И засидевшаяся в девицах Аврора, согласилась. Судя по всему, о чувствах ни с чьей стороны речи не шло. По некоторым свидетельствам, к тому времени жених был тяжело болен и во время свадебной церемонии сидел чуть ли не в инвалидном кресле…
В качестве свадебного подарка он преподнес жене шкатулку из платины, добытой на уральских рудниках, внутри которой расположил четырехрядное ожерелье из жемчужин величиной с орех и знаменитый алмаз «Санси». Свадьба, которую устроили на родине новобрачной, в Хельсинки, не знала себе равных…
Рассказывали, что в первую брачную ночь жениха ожидало настоящее потрясение. Аврора разительно отличалась от знакомых ему прелестниц: выйдя замуж в двадцать семь лет, она оказалась целомудренной и невинной, как ребенок. Разве мог предположить Павел Николаевич, что фрейлина императрицы, в чьих апартаментах царили далеко не строгие нравы, окажется такой скромницей?
Таким же скромным и уступчивым был и ее нрав. Она изо всех сил старалась выполнять условия их брака: как можно реже показываться на глаза Павлу Николаевичу. И Демидов… безоглядно влюбился в собственную жену.
Вскоре после свадьбы Павел Демидов заказал Карлу Брюллову портрет, который мы и видим.
Но семейная жизнь продлилась недолго. 25 марта 1840 года Демидов скоропостижно скончался от сердечной недостаточности в Майнце, оставив ей сына Павла (1839—1885), будущего князя Сан-Донато.
После смерти Демидова Аврора шесть лет не снимала траурного платья. Совместно с младшим братом мужа она осталась наследницей колоссального состояния и огромного хозяйства Демидовых: почти миллион десятин земли, уральские рудники, шахты, медные и железные заводы, пятнадцать тысяч крепостных душ. И Аврора приняла довольно смелое для женщины ее круга решение, взяв на себя управление делами на уральских заводах.
Наследовав Нижнетагильские владения Демидовых, Аврора Карловна занялась устройством социальной инфраструктуры заводов, обеспечив помощью наиболее обнищалую часть рабочих.
10 июля 1846 года Аврора Карловна вступила во второй брак с Андреем Николаевичем Карамзиным (1814—1854), старшим сыном известного историка и путешественника Николая Карамзина. Супруги венчались в церкви Симеона и Анны на Моховой. По словам Вяземского, всё семейство Карамзиных было очень довольно этим браком, хотя невеста и старше жениха, но «она милая, добрая женщина, и была и будет примерной женой». Зато всё общество и её родные восстали против этой свадьбы и удивляются, как «Демидова может решиться сойти с какого-то своего класса при дворе и, будучи тайной советницей, идти в поручицы. Но любовь восторжествует над супротивной силой».
Андрей Карамзин писал ей: "Я всё время думаю о тебе, со счастьем, тоской и любовью. Я люблю тебя до опьянения, до головокружения".
В период управления А. К. Карамзиной демидовскими заводами в Нижнетагильском горнозаводском округе были устроены детский приют, сиротский и родильный дома и богадельня. Неоднократно Аврора Карловна совершала денежные вспомоществования нуждающимся.
В 1849 году в Нижней Салде она открыла единоверческое Павловское училище для мальчиков на 24 человека, в Верхней Салде – единоверческое училище на 15 мальчиков.
В честь неё был назван построенный в 1850 году Авроринский завод.
Когда началась Крымская война, ее муж мог не идти в действующую армию, но пошел.
Из письма Авроры Карловны:
«В Андрее снова проснулся военный с патриотическим пылом, что омрачает мои мысли о будущем. Если начнется настоящая война, он покинет свою службу в качестве адъютанта, чтобы снова поступить в конную артиллерию и не оставаться в гвардии, а командовать батареей. Ты поймешь, как пугают меня эти планы. Но в то же время я понимаю, что источником этих чувств является благородное и мужественное сердце, и я доверяю свое будущее провидению…»
С собой офицер Карамзин всегда носил миниатюрный портрет любимой жены, говоря, что этот предмет у него "могут отобрать лишь с жизнью".
В 1854 году Андрей Карамзин погиб в неравном бою с турками, ему было 40 лет.
По воспоминаниям Федора Тютчева, Карамзин накануне смерти написал письмо Авроре:
«Это одно из таких подавляющих несчастий, что по отношению к тем, на кого они обрушиваются, испытываешь, кроме душераздирающей жалости, еще какую-то неловкость и смущение, словно сам чем-то виноват в случившейся катастрофе... Был понедельник, когда несчастная женщина узнала о смерти своего мужа, а на другой день, во вторник, она получает от него письмо - письмо на нескольких страницах, полное жизни одушевления, веселости. Это письмо помечено 15 мая, а 16-го он был убит...».
Роковые случайности продолжали преследовать Аврору Карловну. В 1867 году она заболела оспой и потеряла свою красоту.
За смертью мужа последовала в 1868 году смерть молодой жены её единственного сына, Марии Элимовны, а в 1885 году умер и сам сын — Павел Павлович Демидов, известный филантроп, живший в основном в Париже.
Овдовев, Аврора Карловна вернулась на родину в Финляндию, где нашла утешение в благотворительности и общественной деятельности. Она была основательницей Института сестёр милосердия в Хельсинки. Внесла большой вклад в общественную работу и стала пионером в деле женского образования в Финляндии. Также долгое время была сосредоточена на благотворительной деятельности. Сначала лично, а потом с помощью кого-нибудь из слушательниц института сестёр милосердия принимала в назначенные дни нуждающихся в помощи. Помогала многим студентам, писателям и художникам. Посещала по праздникам народную школу в Трескенда, где участвовала во вручении учащимся стипендий и наград.
22 июля 1898 года Высочайшим указом Аврора Карловна была пожалована в статс-дамы.
С годами нрав её не изменялся ничуть. Сестра виделась с нею в Гельсингфорсе уже в половине 90-х годов, когда ей тоже, как и девятнадцатому веку, минуло 90. Она оставалась такою же светлою, тем духовным, не померкающим внутренним светом, который всегда сказывается и во внешности. Ни одного горького чувства, ни одного язвительного слова.
В старости, когда случалось любопытствующим заговорить с ней о постигших ее за долгую жизнь утратах, она говорила: «Я была не так уж несчастна. Меня любили на этой земле четверо мужчин. Они простились с жизнью в уверенности, что и я любила их столь же сильно, как и они меня. Любить стольких и быть ими любимой — чем не дар Божий?»
Аврора Карловна cкончалась 13 мая 1902 года в возрасте 93 лет на своей вилле Хагасунд (Хакасалми) в Хельсинки и была похоронена на кладбище Хиетаниеми.
Именем Авроры Карамзиной названы две улицы Хельсинки.
Но и после смерти её имя осталось роковым. В 1920 году поэт Маслов решил написать поэму"Аврора",но заболел и умер. Её именем был назван корабль, участвовавший в Крымской войне, который потопили англичане. А позже знаменитый крейсер "Аврора".
Правнуком Авроры Шернваль и Павла Демидова был принц Павел Карагеоргиевич, регент Югославии в период малолетства короля Петра II.