«Азбука шедевра» демонстрирует широчайшие возможности культурного сотрудничества регионов и объединения музеев
Интересно как организовано пространство выставки, в чем-то даже отвлекает от самой живописи! Или нет?
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Азбука шедевра" в Новоиерусалимском музее.
«Азбука шедевра» демонстрирует широчайшие возможности культурного сотрудничества регионов и объединения музеев
Интересно как организовано пространство выставки, в чем-то даже отвлекает от самой живописи! Или нет?
в чем-то даже отвлекает от самой живописи! Или нет?
Возможно. Это теперь такие новомодные тенденции. Классическая подача с хронологией не приветствуется.
Мне очень нравится концепция выставки. Жду каждую "серию", выкладываемую Леной. Необычный подход, много интересной информации.
... А Венеру привозили в Питер несколько лет назад на выставку Кустодиева, тогда-то и узнала о том, что картина "двухсторонняя"...
Это теперь такие новомодные тенденции. Классическая подача с хронологией не приветствуется
Знаете, если выставка сборная, представлены разные стили, авторы - может, и неплохо?
Правда идея "сближений" (соседняя тема) мне не очень понравилась...
Правда идея "сближений" (соседняя тема) мне не очень понравилась...
А мне и все моей компании "сближенья очень понравились". Может быть , дальше будет интересней, смотрите...
Забыла добавить, что в кубе перед кустодиевской картиной "На террасе" добавлен звук, мы слышим звон посуды, как наливают чай из самовара, как скрипит калитка и пение птиц !
Продолжу про раздел "Жанр".
Картина "Новые хозяева" Николая Богданова-Бельского.
До манифеста 1861 года далеко, у крестьян сменились господа - неловкая пауза, усталые лица за общим столом.
Нашла очень интересный разбор этой картины, стоит почитать ( https://pikabu.ru/story/pryanishnikov_v … ne_7011605)
Сюжет картины прост. Чрезвычайно красивой юной девушке из обедневшей и деклассированной дворянской семьи, перешедшей от барского к мещанскому стилю жизни, удалось найти очень богатого жениха из иного социального слоя, и это было сделано через участие профессионального посредника – свахи. На картине мы видим утро перед свадьбой. Жених прислал за невестой карету и представительного лакея, и теперь все ждут появления шафера (роль для друга или родственника жениха), который поедет с ней в церковь. Сваха, выполнившая свою задачу с успехом, чувствует себя свободно и развлекается беседой. Отец невесты в восторге от происходящего и испытывает огромную благодарность к свахе, из–за чего держит себя перед ней несколько подобострастно. Мать, напротив, больше думает о неблагоприятных аспектах неравного брака и выглядит встревоженной. Невеста же не знает, что и думать, и находится в прострации. Впрочем, никто и не ожидает от невесты выражения собственного мнения, в этой брачной сделке она является объектом, а не субъектом.
Но это поверхностный слой. Интереснее будет покопаться в деталях.
Детали
1. У вас ощущение, что бедных родителей невесты не пригласили на венчание? Ничего подобного, православные венчаются без присутствия родителей брачующихся, так как Христос сказал: «оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей». А одеваться на свадебный обед им пока рано, в запасе есть несколько часов.
2. На груди у отца невесты Знак отличия ордена Св.Георгия 4й, т.е. низшей, степени («солдатский Георгий»), награда, которую давали нижним чинам за боевые отличия. Можно ли это считать признаком того, что этот человек окончил службу нижним чином? Нет, нельзя, более половины офицеров, родившихся в 1840–х годах, не обучались в военных/юнкерских училищах, а выслужили чин в армии (где они составляли особую группу юнкеров армии, а затем вольноопределяющихся). Некоторая часть этих кандидатов в офицеры попадала на войну и там могла заслужить награды, положенные для нижних чинов. Заметим, что орден св. Георгия любого достоинства (включая и его «солдатские» степени) было положено носить непрерывно, и многие отставники носили на штатском платье только его, игнорирую менее престижные награды. Так что, возможно, у героя картины есть еще кое–какие низовые офицерские ордена, но их уже неприлично носит на чем–либо, кроме полного военного мундира либо фрака.
Таким образом, скорее всего перед нами отставной военный. Его вислые усы, осанка, манера одеваться в узкую одежду, наличие прислуги при явной бедности — всё это указывает на отставного офицера, а тайминг событий (см. далее) – на то, что он вышел в отставку в возрасте около 25 лет, то есть в самых небольших чинах (прапорщик или подпоручик).
3. Где отец невесты получил свой орден? На вид ему 40 с небольшим лет (люди того времени выглядели старше, чем это кажется на наш вкус). Дочери 17–18 лет, то есть отец женился по минимуму 18–19 лет назад. Младшему офицеру жениться обычно не разрешали (да и не особо хотелось, при грошовом жаловании). Следовательно, он вышел в отставку где–то в 1872 году, а поступил на службу в середине–конце 1860–х. Единственная война России того периода – это Туркестанские походы, и, скорее всего, орден получен за взятие Самарканда в 1868 году. В более популярном взятии Ташкента наш герой поучаствовать уже не успел, иначе его дочь была бы моложе.
4. Слева за спиной свахи висит выпускная фотография женской гимназии. В больших овалах начальница и попечитель, верхний ряд – преподаватели, нижние ряды – гимназистки. То, что наша девушка только что окончила гимназию, существенно усилило ее позицию на рынке невест. Кстати сказать, редкое в ту пору у женщин высшее образование практически уничтожало их шансы выйти замуж.
5. Справа на переднем плане мы видим икону, вынутую из киота. Это так называемая «фамильная» или «семейная» икона. Это единственная из икон в доме, которая имеет сентиментальную ценность – она передается из поколения в поколение и ей принято благословлять новобрачных. Икона очень качественная, дорогая (в окладе с большим количеством жемчуга) и старая, написанная еще в допетровской традиции. Это, возможно, намек на то, что в предшествующих поколениях семья отца (икона передается по мужской линии) знавала лучшие времена.
Стиль жизни
Семья невесты существует где–то на границе между мещанским и барским жизненным укладом. С одной стороны, отец и мать (особенно последняя) одеты безобразно плохо. С другой стороны, они все–таки живут с прислугой, не марают руки черным домашним трудом, а это очень важная граница. Общее впечатление, что семья имеет следующие приоритеты: наличие прислуги и обучение детей в гимназии – квартира с разделением хозяйственной, спальной и гостиной зоны – минимально приличный костюм отца семейства, требуемый по условиям работы. Всё остальное финансируется по остаточному принципу, и как раз на это остальное денег остро не хватает. Мать семейства и дети плохо одеты, дом обставлен дрянью, можно предположить, что семья питается примитивно и не позволяет себе даже простейшие развлечения.
Жених и его стратегия брака
О женихе художник намеренно не сообщает ничего определенного. Представительный лакей, шуба и роскошное свадебное платье намекают на то, что с деньгами у него всё в порядке, а также на то, что это человек светского (а не традиционно купеческого) стиля жизни – грубо говоря, человек, у которого такой лакей, сам носит фрак и цилиндр.
Зачем такому человеку жениться на девушке не из своего круга? Ответа, в принципе, два – либо у него нет своего круга, либо молодая красавица его круга не согласится выйти за него.
Если верен первый ответ, то наш жених заведомо не аристократ – для аристократов типична отличная социализация, у них масса знакомств, балы и званые обеды, им не особо нужны свахи, если они женятся вне своего круга, то на невестах с очень большими деньгами. Жених не высокооплачиваемый интеллигент – у интеллигентов своя социализация и привычка жениться на более интересных женщинах. Вряд ли он из слоя old money – серьезные миллионеры из семей с историей также предпочитают женщин своего круга и большое приданое.
Но и за пределом этих групп было полно не вполне социализованных людей, происходивших из всех социальных слоев и разбогатевших в первом поколении. Удачно чем–то поторговал – купил акции – продал акции – купил пароход – продал пароход – построил паровую мельницу – продал паровую мельницу – купил большой пакет акций страховой компании – попал в ее совет директоров. И вот теперь ты солидный господин с полумиллионом–миллионом рублей, а жены–то нет, а все знакомые – случайные разночинные люди, и невесту через них не найти. Вот тогда нужна сваха.
Второй ответ проще – жених не годится для любой невесты с хорошим социальным статусом и приданым. Это либо жалкий старик 50+ лет, либо инвалид.
В любом случае мы должны понимать, что объяснения типа «захотелось молодого тела» к нашему случаю не подходят. Брак для мужчины в ту эпоху – самый неподходящий и дорогостоящий метод получить доступ к сексу. Пожилой обеспеченный любитель секса с молодыми красавицами мог бы просто завести не менее эффектную «экономку», содержание которой обошлось бы дешевле при отсутствии неразрывного обязательства. И она бы еще была француженкой. Так что намерения нашего жениха явно почтенные, матримониальные, ему нужна именно жена, а может быть, еще и дети.
Невеста и ее стратегия брака
Для начала надо понимать, что перед нами стратегия не столько невесты, сколько ее родителей. Девушка закончила гимназию; куда ей теперь деваться? Вариант «сидеть далее на шее у родителей» отбрасывается, для той эпохи старая дева в семье это горе, даже если денег хватает. Брачный возраст (для первого брака) короток, прозевал окно, потом жениха не найти. Поступление в высшее учебное заведение – редкий, опасный и эксцентричный путь, курсисток подозревают в том, что они шлюхи, революционерки, лесбиянки и никому не нужные уродины. Остается замужество.
Замужество по любви – роскошь для тех, кто женится на равных, имеет широкий круг семейных знакомств и приданое, позволяющее выбирать между претендентами. Все остальные девушки среднего класса выходят за тех, за кого их просватали, и чем выше положение жениха, тем и лучше. Так что, в принципе, нашей невесте повезло и ее отец радуется не зря. Выдающаяся красота, дворянская фамилия (кое–для кого, прежде всего для недворян, это еще имело значение) и квалифицированная сваха сделали свое дело. Невеста куксится – это просто глупость и неопытность, лучшего варианта не будет.
Вот сколько всего можно нарыть про одну лишь картину.
очень интересный разбор этой картины
Класс, столько информации!
Лена ГМ
Не видела эту картину в Серпухове
Разбор, конечно, интересный, но есть и спорные моменты
отец и мать (особенно последняя) одеты безобразно плохо
прям уж таки безобразно? У матери, кроме платка, вообще одежды не видно, как это определили?
Мать семейства и дети плохо одеты
и вот опять...
Невеста куксится
зло как-то написано, неприятно
зло как-то написано, неприятно
Скорей, просто стиль , манера письма такая.
Но согласна, что интересно. Сами таких нюансов не заметим.
Лена ГМ
Но согласна, что интересно. Сами таких нюансов не заметим
Лена, писал мужчина, разобрал "по косточкам", довольно цинично, а мы с вами и так почувствовали эту картину, ведь правда? Эмоции отца, матери. невесты Нам и объяснять не надо.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Азбука шедевра" в Новоиерусалимском музее.