* * * * * * * * * *
Ну а сейчас мы пойдём... конечно же, в монастырь, благо в Муроме их целых 5, из которых 4 в основном сохранили своё историческое лицо (всерьёз пострадал только Крестовоздвиженский) - и именно они, нравится это кому-то или нет, создают привлекательный облик города. Тем более что все монастыри, как на подбор, красивые, интересные и уютные, что, согласитесь, с ними бывает далеко не всегда...
Иногда некоторые спрашивают, "а что в русских городах смотреть, кроме церквей?" - и, в общем, "где-то и как-то" они правы. Нет, есть, конечно, города с великолепным деревянным зодчеством (Кимры), или потрясающей купеческой архитектурой 19 века (Астрахань, Саратов, Самара, Нижний), или каменным модерном того же времени, или "инородным" стилем (Выборг, Калининградская область), но в целом "бал" действительно правит религиозная архитектура. И это вполне естественно, и не только в России - люди издавна именно богу посвящали всё лучшее, что могли и умели. Правда, увлёкшись искусством "во имя бога", они самого бога забыли, но это уже другой вопрос...
Первым на нашем пути (раз уж мы начали прогулку с южной части города) оказался Спасо-Преображенский монастырь - самый древний в Муроме и один из старейших на Руси, который упоминается в "Повести временных лет" в контексте так называемого муромского похода черниговского князя Олега Святославовича аж в 1096 году. Правда, чем и как монастырь жил до середины 16 столетия, история умалчивает, за исключением ещё двух-трёх связанных с ним, но в целом малозначимых событий.
Новая жизнь монастыря началась в 1552 году, когда Иван IV Грозный посетил Муром, направляясь в третий, на этот раз оказавшийся удачным, Казанский поход, перед которым дал обет построить в случае победы ряд храмов. Царь, конечно, есть царь: мог слово дать, мог и обратно взять, но только не в таких случаях. И менее чем через год Грозный прислал в Муром артель мастеров для возведения нескольких каменных церквей - одной из них стал собор Спаса Преображения при одноимённом монастыре.
Спасо-Преображенский монастырь не был разрушен большевиками, но когда в 1990-х годах был возвращён Русской православной церкви, находился в ужасном состоянии. И только после капитальной реставрации, проведённой в начале нашего века, приобрёл прежний (а может, даже лучше) блистательный вид.
Как это обычно и бывает, облик монастыря складывался на протяжении долгого времени: с 16 по 19 столетие (про несколько совершенно новых часовен я сейчас не говорю). Последним сооружением стала укреплённая контрфорсами кирпичная ограда с двумя несимметричными угловыми башнями, внутри которых были устроены часовни.
В западной восьмиугольной башне с шатровым верхом находится часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка:
А в восточной, сложенной по классическому принципу "восьмерик на четверике" - часовня Ксении Петербуржской:
При строительстве ограды на новое место между двумя башнями были перенесены Святые врата, а над ними построена надвратная церковь в честь преподобного Кирилла Белозерского.