Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Готическое Муромцево и древний Муром


Готическое Муромцево и древний Муром

Сообщений 1 страница 10 из 32

1

Готическое Муромцево и древний Муром

   Так уж сложилось, что каждый год... только не 31 декабря, а в середине лета... мы с друзьями... только не ходим, а едем, и не в баню, а в автопутешествие. Что стало уже приятной традицией, благодаря которой "случились" Псков и Новгород, Вологда и Суздаль, Углич и Рыбинск - и это только "заглавные" маршрутообразующие точки. А в этот раз, вопреки всем ограничениям (которые, правда, к лету почти сошли на нет), мы отправились в Казань.

   Поездка, особенно после того, как буквально в последний момент "на подножку" нашего "автопоезда" "запрыгнула" пленившая меня с первого взгляда новая Йошкар-Ола, вышла длинной, долгой и насыщенной, поэтому и рассказ о ней я решил -  что практически никогда не делаю - разделить на несколько частей, выделив отдельно бывшие "ханские" города Болгар, Касимов и саму Казань - их своими глазами я покажу в следующий раз.

   Но, скажу по секрету, то, что вошло в этот рассказ, намного интереснее:) Поскольку ехать в Казань после Саратова, Самары и особенно Астрахани - всё равно что есть апельсин после винограда - он неизбежно покажется кислым... Так что пусть Казань "вылежится", может, "дозреет" и "посластеет":)

   Ещё одной сложившейся традицией - уже не столь приятной - стало то, что погода в день отъезда не балует и, как правило, бывает облачной, иногда слегка пасмурной и совсем иногда - даже дождливой. И в этот раз всё пошло по тому же сценарию...

<<< -------------------- Муромцево -------------------- >>>

   Первым "маршрутным" пунктом изначально планировался Муром, но потом, приглядевшись к карте, я увидел, что дорога проходит совсем рядом с небольшим посёлком Муромцево, известным своей готической полуразрушенной усадьбой. А раз так - "почему нет, Лёня?" (можно как угодно относиться к хаосу 90-х, но некоторые крылатые фразы той эпохи стали нетленными), тем более что я понимал, что другого шанса побывать в Муромцево уже не предоставится: специально ехать туда из Москвы "слишком жирно", а посетив сейчас относительно окрестные Муром и Касимов и лежащую на том же "векторе" Казань, мы автоматически делаем для себя это направление тупиковым.

   Про великолепную в прошлом усадьбу с печальной судьбой написано множество прекрасных рассказов, заметок, историй и блогов, поэтому сильно углубляться в тему я не стану, писать в "стопятьсотый" раз одно и тоже или пытаться конкурировать с кем-то - тем более, поскольку наша поездка сюда получилась (собственно говоря, как и планировалась) поверхностной, чисто ознакомительной, как говорится, "для общего развития". Да и с погодой здесь нам не повезло, так что мои фотографии априорно сильно уступят тем, что можно увидеть на просторах интернета: ярких, сочных, в солнечных лучах и под голубым небом. Поэтому, не пытаясь никого удивить, я просто опишу наше посещение Муромцева (оно склоняется!) так, как оно и происходило, приведя попутно немного истории ровно в том объёме, сколько требуется, чтоб в основных чертах понять, что и как здесь происходило и почему именно Муромцево, а не какое-то окрестное, скажем, Ликино или Лаврово, стало заметной точкой на туристической карте Владимирской области.

   Своей известностью до того мало кому известное сельцо Муромцево обязано русскому дворянину Владимиру Семёновичу Храповицкому, получившему в 1884 году в наследство расположенную здесь фамильную усадьбу. В то время В. С. Храповицкий находился на военной службе, но это не помещало ему заняться делами запущенного имения, которое он решил полностью перестроить и создать масштабный дворцовый ансамбль (в общей сложности он насчитывал 72 сооружения!) в европейском стиле с преобладанием неоготических архитектурных форм.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19137.jpg

   На этот счёт существует красивая легенда, которую упоминает, говоря о Муромцеве, каждый второй, но мне она так понравилась, что я перескажу её в "много-тысяч-первый" раз: якобы Храповицкий, путешествуя по Франции и восторгаясь тамошними средневековыми замками, поспорил с неким французским бароном, что построит в своей усадьбе дворец не хуже, в чём барон усомнился. Через несколько лет Владимир Семёнович пригласил оппонента в гости и начал показывать ему имение. Дойдя до первой постройки, француз воскликнул: "О, это же в точности мой замок! Но почему вокруг нет цветников и клумб?" На что Храповицкий с достоинством и "чувством глубокого удовлетворения" ответил: "А зачем? Ведь это только конюшни" :)

   Вот с них-то я и начну мой скромный рассказ о Муромцевской усадьбе. Конюшни были частью большого комплекса, объединявшего расположенные буквой "П" скотный, конный и каретный дворы. К сожалению, осталось от него не так уж много...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19141.jpg

   В центре строения (перекладинка буквы "П") находились конюшни (конный двор), от которых более-менее сохранилась лишь "коробка", внутри которой можно увидеть полуразрушенные стойла.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19151.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19139.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19135.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19146.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19142.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19130.jpg

   По обеим сторонам "парадную" часть конного двора обрамляли две угловые башни в духе средневековых крепостей:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19125.jpg

0

2

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19132.jpg

   Крыло, прилегающее к конюшне справа, когда-то было скотным двором (любопытный факт: за разведение гусей китайской породы чете Храповицких была присуждена серебряная медаль министерства земледелия). В советскую эпоху, когда в усадьбе размещался лесной техникум, строения скотного двора использовались в качестве столовой и студенческого общежития, а потому сохранились лучше всего.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19133.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19162.jpg

   А вот от левого крыла - бывшего каретника - остались только руины в форме арок:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19144.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19145.jpg

   Зато уцелели  два флигеля, симметрично расположенные по бокам конного двора.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19140.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19128.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19129.jpg

..........

   Конно-каретно-скотный двор размещался на краю усадьбы, а в её центре, окружённый большим парком, находился дворец - хозяйский дом, возведённый в духе французского или немецкого замка. И даже сегодня, будучи в ужасном состоянии, он сохраняет остатки былых красоты и величия - можно только представлять (или посмотреть на рисунках тех лет и современных реконструкциях), как он выглядел в пору своего расцвета...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19163.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19154.jpg

0

3

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19149.jpg

   Ну и что ж, что новодел, что из того, что "по лекалам", "по образу и подобию"? Средневековье давно прошло, но "рыцарские" готические замки продолжают "плодиться и размножаться" по всей планете, и многими из них мы восхищаемся. Так почему же не восхититься, без всяких оглядок "через плечо", на творение наших мастеров, что бы там ни было "взято за основу"?

   Мастером же, создавшим этот провинциальный шедевр, стал русский архитектор-эклектик Пётр Самойлович Бойцов, построивший около полусотни усадеб и особняков, большая часть которых не сохранилась (в Москве можно увидеть особняк князя Б. В. Святополк-Четвертинского - сейчас Центральный дом литераторов - и доходный дом самого Бойцова, в котором ныне находится Генеральное консульство Греции).

   Долгое время в замке располагался лесной техникум, но в 1977 году он переехал, и дворец остался абсолютно бесхозным, любой мог зайти в него и вынести что угодно. Лишь в 2015 году его обнесли глухим забором, который, конечно, сильно "убивает" вид дворца со стороны. Но "за забор" можно пройти, купив в расположенной здесь же кассе билет за 100 рублей. Слишком многого за эти деньги вы не получите, но сможете обойти вокруг замка и увидеть его со всех сторон уже без всяких преград.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19158.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19147.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19153.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19156.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19148.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19161.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19155.jpg

   С обратной стороны дворец выглядит совсем неприглядно, но ... из песни слов не выкинуть... :suspicious:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19157.jpg

   Замок вмещал более 80 различных помещений, гостиных и жилых комнат (среди них имелись даже уникально оформленные: зеркальная, янтарная, малахитовая, голубая, розовая) и был оснащён по последнему слову техники того времени: электрическое освещение, центральное отопление, водопровод, канализация, телефон и даже собственная телеграфная станция (во время воинской службы Храповицкий одно время командовал телеграфной службой полка, так что применить свои знания и опыт "на гражданке" трудностей не составило). Убранство интерьеры тоже было непростым: полы из наборного паркета, расписанные и резные деревянные потолки, стены и двери из полированного дерева, электрические лампы в золочёных светильниках, мраморные камины, туалетные комнаты с ваннами и бассейном, коллекции картин, ковров, гобеленов, старинного оружия и рыцарских доспехов на стенах... Причём все материалы и предметы декора заказывались исключительно у столичных мастеров и поставщиков Императорского двора.

   И хотя заглядывать в чужой карман нехорошо, у многих наверняка возникнет вопрос: на какие ж средства бывший военный В. С. Храповицкий, род которого не отличался особым богатством, "отгрохал", выражаясь современным языком, столь большое и роскошное имение? А ответ очень прост: дослужившись до чина полковника, Владимир Семёнович вышел в отставку и занялся, как мы б сегодня сказали, бизнесом, превратившись в крупного лесопромышленника.

   Опять же, на первый взгляд кажется, что заниматься лесом - большого ума не надо, благо его в российских глубинках предостаточно: просто пили больше, вози дальше. Но читаем свидетельство Министерства земледелия и государственных имуществ России, вручённое Храповицкому в 1903 году, где говорится: "...за разведение леса на 1746 десятинах запущенных пашен...". Так что Храповицкий поступал не как прапорщик (это про него в армейском фольклоре звучит несколько видоизменённая фраза про "больше...дальше"), а как "настоящий полковник", не пытаясь "сшибить бабки" быстренько и на готовеньком, а подойдя к делу комплексно, с размахом, "всерьёз и надолго" (и если с первым всё сложилось, то последнему помешал переворот 17-го года, организованный "мужиком в кепке"...).

   Храповицкий не только выращивал, рубил и продавал лес: он построил паровую лесопилку, три крупные водяные мельницы, кирпичный и скипидарный завод, смолокурню и даже железную дорогу длиной 41 километр от Муромцева до станции Волосатая с двумя промежуточными станциями (Первая и Вторая Храповицкая, ныне Нерудная и Судогда), по которой ходили паровозы, купленные на мюнхенском заводе. Интересно, что ещё в расписании на 1981-82 годы числилось две пары грузопассажирских поездов между Волосатой и Нерудной, ходивших "по рельсам Храповицкого"...

   Муромцевское имение славилось не только чудным дворцом-замком, но и парком, вобравшим в себя черты самых известных европейских садово-парковых стилей: от итальянского были "позаимствованы" водные каскады с террасами, от французского - фонтаны, оранжереи и площадки для игр, от  английского - украшенные скульптурами аллеи и системы полян, прудов и искусственных ручьёв. Вдоль дорожек стояли электрические светильники, венская садовая мебель из гнутой древесины, скамейки и кресла. К сожалению, от этого уникального ансамбля не сохранилось практически ничего: лишь широкий земляной наклонный жёлоб, в котором располагался водный каскад, и одинокая готическая аркада на другой стороне пруда (при Храповицком на нём была даже лодочная станция)...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19152.jpg

0

4

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19150.jpg

   "Водная система" усадьбы хорошо видна в центральной части схемы имения:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19126.jpg

   А вот такой она была в жизни:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19159.jpg

   Кроме парка в усадьбе имелся большой фруктовый сад с нескольким сотнями плодовых деревьев и ягодных кустарников, огороды, теплицы, парники и оранжереи, в которых выращивались экзотические для России фрукты: персики, абрикосы, французские сливы, часть которых Храповицкие продавали в Москву, а часть шла на подарки: на каждый праздник жена Храповицкого Елизавета Ивановна собирала усадебным крестьянским детям полные корзинки фруктов.

   Вообще надо отметить, что Храповицкий относился к своим работникам с душой и при случае всячески старался им помогать. Например, одному из своих истопников он построил каменный дом, сохранившийся до наших дней – сейчас, кстати, им владеет внучка того истопника. Также дома строились для мастеров, рабочих и лесников, а для музыкантов оркестра был сооружён специальный "музыкальный дом". Для крестьянских детей Храповицкий открыл две школы: начальную четырёхклассную и музыкально-художественную, причём обучение в обеих было бесплатным.

   Одним из самых интересных сооружений имения был красивейший театр, который представлял собой миниатюрную деревянную копию Мариинского театра (по другой информации - Малого театра в Москве), но, к несчастью, он не сохранился...

..........

   В конце 1880-х годов с разрешения Владимирской епархии недалеко от дворца была возведена красивая усадебная церковь во имя мученицы царицы Александры Римской (откровенно говоря, в этом был небольшой "подкат" в сторону императорского дома, поскольку Александра Римская считалась небесной покровительницей жены Николая II императрицы Александры Фёдоровны), архитектором которой стал тот же П. С. Бойцов. После этого сельцо Муромцево, как имеющее храм, получило статус села.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19174.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19171.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19175.jpg

   Внутреннему убранству церкви В. С. Храповицкий уделил не меньше внимания, чем собственному замку. К примеру, серебряная напрестольная утварь была изготовлена на ювелирной фабрике Карла Фаберже, иконы для иконостаса написаны художниками школы Васнецова, а паникадило (большая центральная люстра) с хрустальной розеткой было позолочено.

   Конечно, столь изысканные интерьеры не имели ни единого шанса пережить большевистскую смуту, большинство церковных ценностей были изъяты "в пользу голодающих Поволжья", а остальные, рискну предположить, разграблены и "прихватизированы" "кем надо"... Но сама церковь, вопреки всему, сохранилась до нашего времени, хотя былой красоты так и не обрела: её нынешний облик можно назвать лишь "экономверсией" первоначального - главной потерей стало исчезновение изумительной "ажурной" звонницы над передней частью храма - вместо неё появилась банальная двускатная, да ещё покрытая железом, крыша. Нет больше и крылец в русском стиле. Но и на том, как говорится, спасибо...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19164.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19172.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19169.jpg

0

5

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19165.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19167.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19170.jpg

   Но реставрация нужна, ой как нужна...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19168.jpg

   От старой церковной ограды остались два столба бывших ворот:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19166.jpg

   А это весёленькие наличники в доме по соседству:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19124/h-19173.jpg

..........

   Сразу после октябрьского переворота В. С. Храповицкий - в одиночку, поскольку с женой к этому времени он уже разошёлся - покинул Россию и уехал во Францию, трезво оценивая ситуацию и не видя в "государстве, управляемом прачками", своего будущего. Правда, в эмиграции он уже не нашёл себя и применения своим талантам и умер в нищете спустя 5 лет в немецком городе Висбаден. В России же им почти 100 лет никто не интересовался и даже не знали, где именно он скончался: его могила в ужасном состоянии с поваленным полусгнившим крестом была обнаружена лишь в 2013 году. Тогда же, благодаря усилиям сотрудников Владимиро-Суздальского музея-заповедника, были собраны и переведены в Германию средства, на которые захоронение было восстановлено.

* * * * * * * * * *

   В общем, Владимир Семёнович Храповицкий был одним из тех, на ком "стояла земля русская" и "держалось государство российское". Надо ли удивляться, что изничтожив (изгнав, посадив, расстреляв) подобных ему людей, мы сегодня имеем то, что имеем? И их отсутствие (а откуда им взяться?!) не заменит никакая "национальная идея", ибо сила страны - прежде всего, в людях и их душах, а не в политике и концепциях...

   Конечно, наш народ всё перетерпит, всё перемелет и "грудью дорогу проложит себе", вот только жаль, что, во-первых, "жить в эту пору прекрасную..." (продолжение все знают), а во-вторых, исторического наследия, которое сейчас ещё можно худо-бедно спасти, останется всего-ничего, а то немногое, что сохранится, либо перестроят до неузнаваемости, либо "зареставрируют до смерти"  ...

..........

   От Муромцева до Мурома - всего ничего, можно сказать, рукой подать. Да и погода к этому времени, в полном соответствии с прогнозами, начала улучшаться, небо разъясниваться, и в старинный град Муром мы въехали с первыми, пока ещё робкими, лучиками солнца.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19194.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19195.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19202.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19200.jpg

0

6

savl написал(а):

мы отправились в Казань.

Сергей, с большим интересом жду Ваши рассказы. Мы ведь тоже озадачились: "доедет ли это колесо до Казани", и я уже набросала маршрут на лето 2022. Многие  точки наших поездок пересекаются, поэтому интересны бытовые подробности: гостиницы, качество дорог и т.п.  Очень интересен и план всего маршрута, и раскладка по дням. Напишите, пожалуйста.
А в Касимове мы тоже побывали там летом 2021. Может, рядом ходили? 8-)

0

7

savl написал(а):

Дойдя до первой постройки, француз воскликнул: "О, это же в точности мой замок! Но почему вокруг нет цветников и клумб?" На что Храповицкий с достоинством и "чувством глубокого удовлетворения" ответил: "А зачем? Ведь это только конюшни"

Какая хорошая история!  :cool:

0

8

Ксения написал(а):

Очень интересен и план всего маршрута, и раскладка по дням. Напишите, пожалуйста.

Общий расклад был таким:
Москва - Муромцево - Муром - Йошкар-Ола - Раифский монастырь - Свияжск - Казань - Болгар - вечерний Саранск - Санаксарский монастырь - Касимов - Гусь-Железный - Москва.
По дням:
1) Москва - Муромцево - Муром - отель ("хуторок в степи")
2) отель - Йошкар-Ола
3) Йошкар-Ола - Раифский монастырь - Свияжск - Казань
4) Казань
5) Казань - Болгар - Саранск
6) Саранск - Санаксарский монастырь - Касимов - Гусь-Железный - Москва

Ксения написал(а):

интересны бытовые подробности: гостиницы, качество дорог и т.п.

Дороги в целом нормальные. Самое неприятное - ремонты и, соответственно, участки реверсивного движения уже за Волгой (в районе Казани +-). Гостиницы - не вижу смысла особо рекомендовать, поскольку останавливались в больших городах, где выбор немаленький.

Общий вывод: маршрут слишком длинный для короткого временного отрезка. Много приходилось ездить, постоянно приезжали в отель позднее, чем планировалось. Предыдущие поездки (Псков, Новгород, Вологда, Верхневолжье) были в этом плане более оптимальными.

0

9

<<< -------------------- Муром -------------------- >>>

   Муром - один из древнейших русских городов, впервые упомянутый в летописи монаха Нестора "Повести временных лет" в 862 году: таким образом, он почти на 300 лет старше Москвы. Но искать в Муроме исторический антураж, равный псковскому или новгородскому, бессмысленно: его основные достопримечательности относятся к 16-17 столетиям, а основной облик городского центра сформировался в 19 веке. Так что с эмоциональной оценкой Владимира Даля ("Муром-городок, поглядишь, и весь-то с локоток, а старинушкой, матерью Русью, припахивает!") и уж, тем паче, с мнением великого В. П. Чкалова ("Никакой Суздаль не может сравниться с Муромом") я согласиться никак не могу (а уж с чем-чем, а с Суздалем Муром, при всём уважении к его истории, и рядом не стоит, а если и стоит, то высоко задирая вверх голову). Что, впрочем, отнюдь не означает, что в сегодняшнем Муроме смотреть нечего.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19191.jpg

   Да-да, вы не ошиблись: это именно они:) - одним из символов Мурома, удостоившимся чести украсить городские герб и флаг, являются фирменные местные калачи, "которыми сей город отменно славится" (из описание герба уездного города Мурома от 1781 года, когда он был высочайше утверждён Екатериной II): по преданию, во время проезда через город императрицу угощали калачами, которые ей очень понравились. Неизвестно, когда калачи появились в Муроме, но уже в середине 16 века, согласно историческим источникам, их выпекали пять дворов (а в конце 19-го существовало уже около 20 калачных пекарен). Стоили они, кстати, недёшево: когда Павел I, который тоже по достоинству оценил здешний специалитет и даже отправил несколько штук курьером в Петербург, посетил Муром, цена составляла 30 копеек - очень немаленькие деньги по тем временам! Причина тому была не только в качестве муки, но и в сложной технологии, предполагавшей много ручной работы: во-первых, муромские калачи делали из ситной (то есть пропущенной через сито, а не решето) муки, а во-вторых, тесто долго мяли ("тёрли") руками, благодаря чему не испарялся содержащийся в нём углекислый газ, и хлеб получалось пышным и пористым, "воздушным" (отсюда и пошло выражение "тёртый калач").

   Поэтому не удивительно, что на одной из центральных улиц города был установлен памятник "Его Высочеству" калачу:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19192.jpg

   Интересно, что "калач" подогревается до температуры 35 градусов, а в перспективе планируется установить внутри особые распылители, распространяющие запах свежеиспечённого хлеба (может, уже сделали, не знаю, мы совсем близко к памятнику не подходили).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19197.jpg

   Кстати, по одной (но не единственной!) из версий, само слово "калач" происходит из татарского языка и буквально означает "будь голоден!" - аналог нашего "приятного аппетита". И это не удивительно: до взятия в середине 16 века Иваном Грозным Казани Муром являлся приграничным городом и поневоле имел связи с далеко не всегда дружелюбными мусульманскими соседями.

   Калач мы, естественно, купили - в одном из местных монастырей. Оказался он довольно большим (для масштаба я положил его на колени) и, в отличие от московских калачей советской эпохи, которых сейчас многие уже и не помнят, слегка сладковатый.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19196.jpg

..........

   Но о знаменитых муромских калачах знают далеко не все (как и я до этой поездки), а вот другой символ города известен каждому, более того - с детства. Речь, конечно, идёт о главном былинном богатыре Всея Руси, изображённом в центре "большой тройки" на картине В. М. Васнецова "Богатыри" - Илье Муромце. Помните, конечно: "Из того ли то из города из Мурома, / Из того села да Карачарова"... И хотя Илья родился, как уверяют предания, в деревне Карачарово, что неподалёку от Мурома, которое сегодня фактически является его дальней окраиной, а к самому нему имел весьма опосредованное отношение, Муром, конечно, не мог не воспользоваться "однофамильством" и "присвоил" "бренд", поставив первый в мире памятник знаменитому богатырю (позже подобные появились во Владивостоке и в Киеве) близ городской набережной.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19201.jpg

   Запечатлеть монумент "по полной программе" не удалось по двум причинам: во-первых, если встать перед Ильёй, то окажешься лицом к лицу не только с ним, но с бьющим прямо в объектив солнцем, а во-вторых, на площади перед памятником проходили масштабные работы (в частности, клали плитку).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19190.jpg

* * * * * * * * * *

   По пути к центру города мы заехали на железнодорожный вокзал (станция "Муром-1"), считающийся одной из местных достопримечательностей, авторство которого "с переменным успехом", приписывают знаменитому А. В. Щусеву и менее известному М. А. Дурнову. Здание вокзала было сооружено в 1910 году в весьма своеобразном стиле, вполне соответствующем былинно-богатырскому образу города: как сказал побывавший здесь в 1915 году Константин Георгиевич Паустовский, "этот теремок весьма гармонирует со сложившимся представлением о древнем Муроме".

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19178.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19177.jpg

  Вообще, как город в целом, Муром не очень красив: он не имеет "пейзажно-рельефной составляющей" (за исключением окраин), его планировка "по-екатеринински" прямоугольна, а красивые и колоритные уголки можно встретить далеко не на каждом углу и даже не на каждой улице. В общем, атмосферой старинного русского города он не слишком богат (тому есть объективные причины: крупнейшие пожары 1792 и 1805 годов и новое градоустройство по регулярному плану, в результате которого появилась сеть длинных и прямых, перпендикулярных друг другу улиц, а центральные кварталы приняли форму правильных прямоугольников размером 250 на 150 метров; тогда же были окончательно снесены уже обветшалые остатки древнего Муромского кремля). Но достопримечательности, причём, действительно серьёзные и интересные, в нём есть, и немало - просто расположены они в основном "точечно" и разбросаны по городу, и если вы оказались здесь с машиной, лучше всего не стремиться сразу "сбагрить" её на парковку, а сформировать маршрут из 5-6 базовых мест (у нас таковых было 9), вокруг которых ходить пешком, но от одного до другого переезжать на машине.

   Так и мы сначала заехали посмотреть несколько "точек" с интересными историческими зданиями. Вот комплекс складов винного (ликёроводочного) завода, сооружённый на рубеже 19-20 веков:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19188.jpg

   Здание Муромского реального училища, построенное в 1880 году:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19180.jpg

0

10

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19179.jpg

   Небольшой квартал колоритных деревянных домов с красивыми наличниками на Комсомольской (бывшей Николоможайской) улице:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19193.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19198.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19199.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19187.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19183.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19189.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19185.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19181.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/19176/h-19184.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Готическое Муромцево и древний Муром