Вы уже заметили, что среди кукол, представленных на выставке, ведущее место занимают женские образы. Обращение к ним представляется не случайным. Женщина – продолжательница рода, хранительница этнических традиций, духовных и нравственных ценностей. Особое отношение к женщине в традиционных культурах восходит к архаичному культу матери-прародительницы, хранительницы домашнего очага, рода и его благополучия, воплощающей в себе идеи чадородия и материнского начала. Образ матери – вечная тема искусства, у каждой эпохи и у каждого художника свая мадонна, созданная в традициях своего времени и отражающая личное видение автора.
Вот и у Намдаковых такая мадонна тоже есть.
Кукла «Материнство» – возвышенный и вместе с тем трогательно-нежный образ матери и ребенка. Молодая женщина бережно прижимает к себе младенца, который доверчиво склонился к ее груди, чувствуя ее безмерную любовь и защиту. Образ матери и ребенка наполнен внутренним миром и гармонией, он воплощает общечеловеческие идеалы. Вместе с тем кукла имеет этнические черты, выражающиеся в монголоидном типе лица, высоком головном уборе бокка монгольских знатных женщин средневековья, декоре и орнаментике костюма.. Перед нами предстает прекрасная мадонна Азии – воплощение красоты и духовности восточной женщины-матери.
Созданный бурятскими мастерами образ женщины-матери имеет несомненную связь с культурой и мировоззрением своего народа. Самым важным достоинством женщины считалась ее способность к деторождению, так как понятия "счастье" и "богатство" определялись в первую очередь количеством детей. Чем многодетнее была семья, тем счастливее считались родители. Дети пользовались у бурят особой любовью, считалось, что ребенок одним годом младше Бурхана (Бога) и одним годом старше царя.
В сюжетах и образах кукол ярко представлена тема буддизма, оказавшего мощное влияние на формирование мировоззрения, религиозных и культурных традиций бурятского народа.
Буддийская религиозная традиция проникла в повседневную жизнь каждого бурята. Верующие старались совершать благие деяния с целью обретения в будущем благого перерождения: посещение храма, начитывание мантр, обход культовых мест, вращение молитвенных барабанчиков с заключенными в них молитвенными текстами, возжигание лампад и т. д. Буддисты ежедневно совершали домашние молебствия и подношения своим божествам-хранителям сахюсанам, скульптурные и живописные изображения которых размещались на домашнем алтаре. Женщина, как хранительница очага, проводила обряды для призывания благоденствия своему дому, умножения счастья и благополучия семьи.
Кукла «Молитва» – одухотворенный образ бурятской женщины, возносящей молитву буддийским божествам во имя блага всех живых существ. Женщина сидит, слегка прикрыв глаза, сосредоточенная на молитве. В правой руке она держит четки, на ее груди –украшение, напоминающее круглый медальон гуу для хранения буддийских реликвий. В ее облике, выражении лица, жестах рук проступают черты иконографических женских образов будд и бодхисаттв. Бодхисаттва в буддизме человек , который приняло решение стать буддой для блага всех существ. В переводе это «очистивший пробуждённое сознание»
Кукла «Медитация»
В сюжете куклы отражена важная составляющая тантрических буддийских практик, которая предусматривает сложную и поэтапную трансформацию сознания для достижения просветления.
Женщина, погруженная в состояние внутреннего сосредоточения и отрешенности, застыла в позе, характерной для медитации: она сидит со скрещенными ногами, спина выпрямлена, глаза прикрыты, руки лежат на коленях.
В истории буддизма известны многие женщины, вставшие на путь познания и самосовершенствования, достигшие на нем больших высот. Идеал мирянки-буддистки представляла собой женщина, осознающая и реализующая свое право на духовное совершенствование. У бурят было широко распространено принятие женщиной-мирянкой духовных обетов буддийских послушниц для улучшения личной кармы и достижения хорошего перерождения после смерти.