Вторая выставка, которую я посетила в Музее Востока - это выставка узбекского художника, графика, мультипликатора Бобура Исмоилова «!ллюзиум».
На выставке было представлено 24 живописных работы художника.
Выставка «!ллюзиум» Бобура Исмоилова погружает в ткань коллективных сновидений, которые придуманы художником. В этих снах воспоминания о бактрийской невесте Александра Македонского, на которой он женился в Средней Азии, и тайна космического корабля пришельцев, спрятанного в трансформаторной будке, зашифрованные неизвестные пословицы и мечты каждого человека о счастье. Все это можно будет увидеть воочию в залах Музея Востока и пережить краткий миг сновидения в Иллюзиуме, созданном Бобуром Исмоиловым.
Бобур Исмоилов родился в Ташкенте в 1973 году. Выпускник Республиканского художественного училища имени П. Бенькова и Института искусств имени Маннона Уйгура.
Бобур работал главным художником в Большом театре Узбекистана, создавал проекты в театре, кино и мультипликации, занимался видео-артом. Но живопись оставалась для него на первом месте.
Бабур Исмаилов является членом творческого объединения художников при Академии художеств Узбекистана, постоянным участником региональных и международных выставок. Его полотна находятся в коллекциях Галереи изобразительного искусства Узбекистана, США, Франции, в частных коллекциях во многих странах мира. У себя на родине это очень востребованный художник.
Так как Бобур учился в Республиканском художественном училище им. П. Бенкова на отделении «Театральные декорации» – это и наложило на все еготворчество очень сильный отпечаток. Его герои, в первую очередь люди, которых он видит как актеров.
Картины Бабура Исмаилова – это живописный спектакль, в котором нет ни злодеев, ни героев. В нем по мановению кисти застыли в различных мизансценах вымышленные персонажи – грустные, задумчивые. На их лицах нет улыбок. Их губы плотно сжаты. Какая тайна, какая печаль наполняет их маленькие души? Об этом знает только один человек – создатель полотен.
Бобур интерпретирует традиционные легенды, притчи и мифы, его работы иносказательны и ироничны.
Вот что говорит сам художник о себе и о своих картинах :
Все мои персонажи при помощи действий, ситуаций, запечатленных на картине, передают определенную драму или же обрисовывают психологический портрет героя без схожести с реальным субъектом. В них сквозит некая грусть, одиночество, а это – внутреннее состояние, потому что художник пишет порой бессознательно, не отдавая отчета в будущей картине, а просто выплескивая на холст все то, что накопилось внутри. И на фоне моего настроения происходят те действия, которые были реализованы на холстах: размышления, сюжеты, монологи.
Я не могу себе представить и нарисовать картины со смеющимися, веселыми персонажами. Мои герои, то, что я хочу сказать, возможно, я умею говорить о грустном, об одиночестве.
Я сам до конца не разобрался, что именно я хочу донести до зрителя своими работами. Мне интересен человек, его отношения с другими людьми. Если я рисую портрет, то в нем не будет прослеживаться внешнее сходство с натурщиком. Я раскрываю и передаю внутренние качества человека, его черты. Думаю, в этом и есть суть всего того, что я творю.
Зачастую пишу несколько картин одновременно. В мастерской у меня на трех-четырех мольбертах стоят три-четыре работы, которые находятся в процессе создания. Будучи в определенном настроении я нахожу ту работу, в которой оно откликается, и заканчиваю ее.
В себе открыл следующее: я всегда хочу писать картины, но для этого мне нужно особое состояние. Бывает такое, что нет мысли или же не то настроение. Приходишь в мастерскую, берешься за кисть, стараешься нагнать мысли – рисуешь. Нельзя себя заставлять. Такие картины получаются пустыми, пусть они технически завершены, но в них нет мысли, настроения, они не живые.
Необычные картины, необычные таблички и еще более необычные пояснения к картинам. Некоторые забавные, некоторые не совсем понятные. Эти тексты устроители выставки называют "сказками", но скорее, это вольные подписи к картинам. Короткие, всего в несколько строк. В них не меньше недоговоренностей, чем в живописи художника. Они больше похожи на обрывки монологов из неведомых спектаклей. Но автор этих текстов не сам художник, а историк искусства, поэт Тигран Мкртычев.
Трансформаторная будка, в которой спрятан корабль прищельцев
"Материк". 2019г.
"Вода. Вода. Вода. Ну вот, наконец доплыли. Зачем ?"
Фрагмент
Фрагмент