левая рука какая-то странная,
Да вроде нормальная рука.
Кроме портретов самих смолянок, которые я все вам показала, на выставке есть и другие экспонаты.
Это многократно упомянутый здесь шифр за окончание института и фрейленский шифр.
Фрейлинский шифр, фрейлинский вензель, фрейлинский знак, шифр с вензелем - знак отличия придворных дам в чине фрейлин, который подчеркивал их статус при императорском Дворе. Он представлял собой инициал (монограмму) царствующей императрицы или двойной знак из инициалов царствующей и вдовствующей императрицы, увенчивался стилизованным изображением короны и выполнялся из драгоценных металлов, чаще всего из золота, украшенного бриллиантами.
Носили фрейлинский шифр с левой стороны придворного наряда ("поближе к сердцу") на голубой Андреевской ленте.
Все шифры были именными, каждому присваивался индивидуальный номер и этот знак отличия навсегда оставался у бывших фрейлин, даже после ухода с придворной службы (как и портреты императрицы). Многие дамы носили их чуть ли не до смерти.
Фрейлины великих княгинь и княжон также имели свои вензеля.
«Быть пожалованной шифром» — означало получить придворное назначение на должность.
Вензеля (шифры) появились при императрице Екатерине Великой (до этого статс-дамам жаловались осыпанные бриллиантами портреты).
Александр Пушкин приводит следующее предание об их изобретении: «При Елисавете было всего три фрейлины. При восшествии Екатерины сделали новых шесть — вот по какому случаю. Она, не зная, как благодарить шестерых заговорщиков, возведших её на престол, заказала шесть вензелей, с тем, чтоб повесить их на шею шестерых избранных. Но Никита Панин отсоветовал ей сие, говоря: „Это будет вывеска“. Императрица отменила своё намерение и отдала вензеля фрейлинам». (Однако он ошибается — фрейлин было не три, а гораздо больше).
Стоимость вензеля в момент покупки могла составлять 500—900 рублей (на аукционе Christie’s на 2012 год — от 30 тыс. до 150 тыс. долл.). Шифры изготовлялись по заказу Кабинета Его Императорского Величества и имели порядковые номера.
Получение фрейлинского шифра было зримым воплощением мечты. Когда 13 марта 1855 г. А. Ф. Тютчева получила свой фрейлинский шифр, она немедленно записала в дневнике: «Сегодня вечером, когда я пришла на вечер, императрица подала мне маленький футляр со своим шифром из бриллиантов, на который я имею право как фрейлина царствующей императрицы». Следовательно, шифры могли вручаться и после обретения официального статуса фрейлины, шифр вручался лично императрицей и происходило это в неофициальной обстановке.
Следует подчеркнуть, что традиция вручения фрейлинского шифра лично правящими и вдовствующими императрицами жестко соблюдалась вплоть до начала 1900-х гг. Только последняя императрица „смело“ нарушила эту традицию, отказавшись от права раздавать молодым девушкам царский шифр. Это глубоко оскорбило русскую аристократию и лишило Александру Федоровну последних крох популярности. Подобное решение императрицы ещё раз продемонстрировало и то, насколько она не понимала и не желала понимать психологию российской аристократии, и то, что мнение этой аристократии ей было безразлично. Неудивительно, что ей платили тем же. Следует заметить, что вдовствующая императрица Мария Федоровна вплоть до начала 1917 г. добросовестно выполняла эту обязанность, от которой столь легкомысленно отказалась её невестка»
Сохранилось большое количество портретов, изображающих бывших фрейлин — уже замужними дамами, в обычном, а не в придворном платье: очевидно, что вензеля оставались в их собственности и в отставке.
И конечно же, на выставке есть портрет Екатерины II и он тоже работы Д.Левицкого
И здесь мы снова андреевскую голубую ленту, так что очень символично, что фоном для портретов смолянок сделали в виде этой ленты
Рядом портрет Бецкого.