Институт был учрежден в 1764 году, а в 1770-м впервые прогремело имя Левицкого, показавшего несколько работ на академической выставке и сразу получившего за одну из них звание академика. Екатерина решила увековечить славу своего деяния, и в 1772 году академиком Левицким было написано первое изображение серии – портрет Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой.
Рассказ про сами портреты и судьбы изображенных на них девушек начну с самого раннего по дате создания. На выставке был не идеальный свет, нижняя часть всех картин имеет засвеченные куски.
Буду показывать картины, фрагменты, подписи, которыми их снабдили . И потом ту информацию, что сама нашла.
Портрет Настасьи Давыдовой и Феодосии Ржевской. Картина Дмитрия Левицкого. 1772 год
О Настасье Давыдовой сведений мало. Известно, что она была грузинского княжеского рода и в Смольном отличалась умением хорошо декламировать. В дальнейшем в ее судьбе ничего примечательного, видимо, не было.
Это единственная картина серии, где персонажи изображены на нейтральном фоне — видимо, в помещении института. Она же — единственная не датированная авторской подписью. Установить год создания «Портрета Ржевской и княжны Давыдовой» исследователи смогли благодаря реестру «высочайших повелений» императрицы Кабинету. Из него следует, что в августе 1772 года за два портрета благородных девиц академику Левицкому было уплачено «200 рублёв».
Портрет этих девочек - первый в серии. Давыдова здесь еще малышка, а Ржевская тогда училась в средней группе и была одной из лучших учениц. Взрослые одежды старят девочек, хотя видно. что они живые, любознательные особы.
Ржевская начинает некое изящное танцевальное па, а 8-летняя Давыдова в коричневом платье первого возраста и с белой розой в руке – символом юности и чистоты – восхищенно смотрит на соученицу. Очевидно, в момент написания первого портрета еще не возникла идея запечатлеть девушек, наиболее отличившихся в науках или искусствах, но вскоре появятся и изображения отличниц.
Это как раз пример формы взаимоотношений «обожание». Младшая по возрасту Давыдова с обожанием смотрит на более старшую Ржевскую.
Феодосия Ржевская при выпуске была пожалована золотым шифтом императрицы - своеобразной отметкой за отличные успехи. Она обожала танцевать и делала успехи в балетных постановках.
Князь Иван Михайлович Долгорукий, двоюродный брат сестер Ржевских, вспоминал о Феодосии:
«Она была тиха, скромна и меланхолического свойства. Природа одарила ее разными талантами, из коих наипаче отличалась она в искусстве Терпсихоры. Будучи еще на воспитании в Смольном, она танцевала балеты при Екатерине, которые так ей полюбились… Но была она ума не хитрого…»
Вышла замуж довольно поздно для того времени - в 26 лет, за князя Голицына, вдовца.
Умерла Феодосия Ржевская молодой, в возрасте 35 лет, похоронена на кладбище Толгского монастыря в Ярославле.