Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Шедевры Русского музея: Смолянки Д. Левицкого" в ГИМ


Выставка "Шедевры Русского музея: Смолянки Д. Левицкого" в ГИМ

Сообщений 21 страница 30 из 46

21

Институт был учрежден в 1764 году, а в 1770-м впервые прогремело имя Левицкого, показавшего несколько работ на академической выставке и сразу получившего за одну из них звание академика. Екатерина решила увековечить славу своего деяния, и в 1772 году академиком Левицким было написано первое изображение серии – портрет Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой.

Рассказ про сами портреты и судьбы изображенных на них девушек начну с самого раннего по дате создания. На выставке был не идеальный свет, нижняя часть всех картин имеет засвеченные куски.
Буду показывать картины, фрагменты, подписи, которыми их снабдили . И потом ту информацию, что сама нашла.

Портрет Настасьи Давыдовой и Феодосии Ржевской. Картина Дмитрия Левицкого. 1772 год

https://i.postimg.cc/kgrq8MFj/11-IMG-2004.jpg https://i.postimg.cc/k45m92q5/12-IMG-2005.jpg

https://i.postimg.cc/d06Yz2MX/13-IMG-2006.jpg

О Настасье Давыдовой сведений мало. Известно, что она была грузинского княжеского рода и в Смольном отличалась умением хорошо декламировать. В дальнейшем в ее судьбе ничего примечательного, видимо, не было.

Это единственная картина серии, где персонажи изображены на нейтральном фоне — видимо, в помещении института. Она же — единственная не датированная авторской подписью. Установить год создания «Портрета Ржевской и княжны Давыдовой» исследователи смогли благодаря реестру «высочайших повелений» императрицы Кабинету. Из него следует, что в августе 1772 года за два портрета благородных девиц академику Левицкому было уплачено «200 рублёв».
Портрет этих девочек - первый в серии. Давыдова здесь еще малышка, а Ржевская тогда училась в средней группе и была одной из лучших учениц. Взрослые одежды старят девочек, хотя видно. что они живые, любознательные особы.
Ржевская начинает некое изящное танцевальное па, а 8-летняя Давыдова в коричневом платье первого возраста и с белой розой в руке – символом юности и чистоты – восхищенно смотрит на соученицу. Очевидно, в момент написания первого портрета еще не возникла идея запечатлеть девушек, наиболее отличившихся в науках или искусствах, но вскоре появятся и изображения отличниц.
Это как раз пример формы взаимоотношений  «обожание». Младшая по возрасту Давыдова с обожанием смотрит на более старшую Ржевскую.

https://i.postimg.cc/43sGL80V/14-IMG-2007.jpg

Феодосия Ржевская при выпуске была пожалована золотым шифтом императрицы - своеобразной отметкой за отличные успехи. Она обожала танцевать и делала успехи в балетных постановках.
Князь Иван Михайлович Долгорукий, двоюродный брат сестер Ржевских, вспоминал о Феодосии:
«Она была тиха, скромна и меланхолического свойства. Природа одарила ее разными талантами, из коих наипаче отличалась она в искусстве Терпсихоры. Будучи еще на воспитании в Смольном, она танцевала балеты при Екатерине, которые так ей полюбились… Но была она ума не хитрого…» 
Вышла замуж довольно поздно для того времени - в 26 лет, за князя Голицына, вдовца.
Умерла Феодосия Ржевская молодой, в возрасте 35 лет, похоронена на кладбище Толгского монастыря в Ярославле.

0

22

На следующий год ( в 1773) Левицкий пишет великолепную театральную сцену, в которой 10-летняя Екатерина Хрущова в образе пастушка небрежно треплет по подбородку 12-летнюю подругу Екатерину Хованскую, а также чарующий танец 15-летней Екатерины Нелидовой.

Портрет Екатерины Хрущовой и Екатерины Хованской. Картина Дмитрия Левицкого. 1773 год

https://i.postimg.cc/13n415yP/15-IMG-20211126-112838.jpg

Слева Екатерина Николаевна Хрущова (1761–1811), а справа Екатерина Николаевна Хованская (1762–1813). Две воспитанницы Смольного изображены в театральных костюмах: они участвовали в постановке комической пасторальной оперы Шарля Симона Фавара «Любовный каприз, или Нинетта при дворе». Хрущова играла роль юноши Кола. Хованская изображала Нинетту.
Девочки -смолянки практически не видели юношей, и даже играть в спектаклях мужские роли для них было крайне неприятно. Но это не относилось к Екатерине Хованской. Она такие роли исполняла с удовольствием.
Посмотрите, каким уверенным жестом мужчины-ловеласа Е.Хрущева держит за подбородок Е.Хованскую. Возможно, сказывается тот факт, что она была дочерью военного.

https://i.postimg.cc/TPnwh7y4/16-IMG-20211126-112844.jpg

https://i.postimg.cc/XJ3v5fd7/17-IMG-1999.jpg

https://i.postimg.cc/LXT83J3k/18-IMG-2000.jpg

Окончив институт, Екатерина Хрущова поступила в фрейлины и вышла замуж за полковника Бориса Владимировича фон Ломана. Умерла она, прожив обычную жизнь дамы своего круга, в 1811 году.

0

23

Портрет Екатерины Нелидовой. Картина Дмитрия Левицкого. 1773 год

https://i.postimg.cc/zXDTdP21/20-IMG-1991.jpg

https://i.postimg.cc/JhXXDw0j/22-IMG-1994.jpg

https://i.postimg.cc/FH73vkQW/23-IMG-1995.jpg

Екатерина Ивановна Нелидова (1758–1839) изображена в костюме, в котором она исполняла танцевальный номер возможно, во французской опере «Служанка и госпожа». Фоном, по-видимому, служили театральные декорации, но на картине они представлены как естественный ландшафт. В процессе реставрации раскрылись многие детали пейзажа и архитектурных сооружений справа на заднем плане, стала видна разнообразная и тонкая цветовая нюансировка, прежде скрытая записями и потемневшим лаком.
Нелидова была не знатного происхождения, ее отец был простым артиллерийским офицером.
Поступившая в Смольный в 1765 году Нелидова отличалась чрезвычайной грацией, музыкальной одаренностью, способностью к танцам и рисованию. В ноябре 1773-го драматург и поэт Алексей Андреевич Ржевский написал «Стихи к девице Нелидовой на представление во французской опере, называемой „Служанка и госпожа“, роли Сербинской»:

Как ты, Нелидова, Сербину представляла,
Ты маску Талии самой в лице являла,
И, соглашая глас с движением лица,
Приятность с действием и с чувствиями взоры,
Пандолфу делая то ласки, то укоры,
Пленила пением и мысли и сердца.
Игра твоя жива, естественна, пристойна;
Ты к зрителям в сердца и к славе путь нашла —
Нелестной славы ты, Нелидова, достойна;
Иль паче всякую хвалу ты превзошла!
Не меньше мы твоей игрою восхищенны…
Естественной игрой ты всех ввела в забвенье:
Всяк действие твое за истину считал;
Всяк зависть ощущал к Пандолфу в то мгновенье,
И всякий в месте быть Пандолфовом желал.

https://i.postimg.cc/NM7rD11M/24-IMG-20211126-112830.jpg

Нелидова была одной из пенсионерок императрицы Екатерины II: обычно они носили зеленые платья с белыми передниками. В 1776 году, окончив Смольный с шифром Екатерины II и золотой медалью второй величины, Нелидова была сначала назначена фрейлиной великой княгини Натальи Алексеевны, первой супруги Павла Петровича, а затем, после ее смерти 15 апреля того же года, — фрейлиной его второй жены, великой княгини Марии Федоровны.

https://i.postimg.cc/sxTGdsHC/25-IMG-1996.jpg https://i.postimg.cc/4yfHSm51/26-IMG-1993.jpg

Будучи фрейлиной двух жен великого князя Павла Петровича, она была и его  фавориткой. Впрочем, связь их считалась чисто нравственной, основанной на общности религиозных взглядов. Сам Павел говорил, что это «дружба священная и нежная, но невинная и чистая»  . Нелидова имела собственные апартаменты в Большом петергофском дворце и Михайловском замке и сопровождала графа и графиню Северных (то есть Павла Петровича и Марию Федоровну) в качестве фрейлины в 1782 году во время путешествия по Европе. О Нелидовой писали, что она «не имея твердых политических убеждений и государственного ума и оставаясь всегда восторженно-сентиментальной институткой, руководилась обычно нравственными и сердечными мотивами» .
Замуж она так и не вышла.

Портрет Александры Левшиной. Картина Дмитрия Левицкого. 1775 год
( на выставке картина так сильно ликовала,  что я взяла ее из интернета)

https://i.postimg.cc/kXjKLFLR/27.jpg

https://i.postimg.cc/Z5235YbT/28-IMG-1984.jpg

https://i.postimg.cc/fLh9YHSp/29-IMG-1985.jpg

Александра Петровна Левшина (1757–1782) происходила из обедневшей семьи. Левшина пользовалась особым расположением императрицы и чаще других получала приглашения ко двору.

На портрете Левицкого Левшина изображена в платье к одному из музыкальных спектаклей: вероятно, она играла Заиру в одноименной трагедии Вольтера. «Лучше всех танцевала и пела девушка Левшина!» — вспоминал великий князь Павел Петрович один из своих визитов к смолянкам  .

https://i.postimg.cc/T20DWJdN/30-IMG-1983.jpg

Портрет Левшиной больше остальных изображений смолянок. Отличает его и торжественный, подробно разработанный архитектурный фон, детали которого стали видны после реставрации 2010 года: до раскрытия угадывался лишь силуэт вазы на первом плане слева. После реставрации открылась торжественная архитектурная композиция с колоннами, появилась пространственная глубина. Расчистка изменила — точнее, возвратила — аутентичный эмоциональный строй портрета, лицо обрело девическую миловидность, а поступь — легкость.
К сожалению, жизнь Александре Левшиной  была дана совсем короткая, она умерла в 25 лет...

0

24

Обратила внимание на немного странный цвет волос у девушек. Пудрили?
... Раньше как-то не задумывалась о жесткости воспитания в этом пансионе. Неужели терпели,  не сбегали?

0

25

познавательно про Смольный - никогда особенно не интересовалась подробностями.

Ксения написал(а):

Неужели терпели,  не сбегали?

А куда? К родителя? Так те наверняка обратно бы сдали.

0

26

Julia написал(а):

Так те наверняка обратно бы сдали.

Выше писала :

Лена ГМ написал(а):

Более того, от родителей требовалась расписка, что они не потребуют возврата своего чада ранее чем по завершении полного курса, то есть через двенадцать лет.

Волосы пудрили.

0

27

Лена ГМ написал(а):

Посмотрите, каким уверенным жестом мужчины-ловеласа Е.Хрущева держит за подбородок Е.Хованскую. Возможно, сказывается тот факт, что она была дочерью военного.

Я вообще всегда была уверена, что это мужчина на портрете)))

Ксения написал(а):

Обратила внимание на немного странный цвет волос у девушек. Пудрили?

Наверное, да
А я обратила внимание на размер ноги, у всех какие-то маленькие относительно роста
Лена, про расписку я тоже прохлопала, так что Ксения правильно спросила
Кстати, только сегодня читала статью о том, что героиня Рождённой революции была выпускницей Смольного и сильно смеялась в местах, когда автор пишет, что все выпускницы Смольного были утонченные барышни и после выпуска сразу попадали во фрейлины, я думаю, Смольный сильно закалял характер

0

28

В последних портретах серии, исполненных в 1776 году изображениях Глафиры Алымовой, Натальи Борщевой и  Екатерины Молчановой, сформулированы этические установки Просвещения о предназначении человека к «существам разумным», соответствующие воспитательной программе Смольного института. Аллегорический смысл каждого из трех портретов достаточно ясен: сидящая у физического прибора Молчанова олицетворяет науку, танцующая Борщова — театр, перебирающая струны арфы Алымова — музыку.
Со времен Пифагора музыка понималась как олицетворение гармонии. В просветительском же трактовании гармония — это сосуществование разума и чувства («ума и чувствительности» по Дидро). Портреты Молчановой, Борщевой и Алымовой — образная модель этой аксиомы: постоянным совершенствованием разума, приобщением к науке в процессе жизненной игры   творится гармония человеческого бытия, аналогичная музыкальной.
По сути, в «Смолянках» Левицкий формулирует законченную этико-эстетическую программу человека новой формации. Но художественное воплощение этой идеи лишено навязчивой литературности и декларативности благодаря блестящей живописно-пластической форме, выверенной композиционно, фактурно, тонально и колористически (пусть не всегда совершенной с точки зрения классического канона).

Портрет Глафиры Алымовой. Картина Дмитрия Левицкого. 1776 год

https://i.postimg.cc/vm15JLfG/31-IMG-1965.jpg

https://i.postimg.cc/Qt11t8fP/32-IMG-1969.jpg

https://i.postimg.cc/fb6YDtfm/33-IMG-1970.jpg

Глафира изображена за арфой не зря. С юных лет ее влекло к музыке, и после Смольного она продолжала заниматься ею, достигнув в игре на этом инструменте больших успехов.
Она   изображена в белом шелковом платье, которое носили воспитанницы старшего возраста. Повседневные платья белых смолянок шили из английской ткани камлот, а праздничные — из шелка.

https://i.postimg.cc/MHYB7s2m/34-IMG-1968.jpg

Когда Глафира  еще училась в Смольном, в нее болезненно влюбился попечитель института Иван Бецкой, в то время уже очень пожилой человек, который до конца своей жизни боготворил Алымову , жениться на ней он уже не мог  и при этом не хотел от себя отпускать.
Успешно выпустившись из Смольного, Алымова вышла замуж за А. А. Ржевского, вдовца, вице-директора Академии наук. Бецкой так умолял молодоженов поселиться в его доме, что они сдались. Однако жизнь рядом с влюбленным стариком была невыносимой, к тому же его дочь интриговала против Глафиры (логично опасаясь, что наследство папаши достанется Алымовой). В конце концов Ржевские сбежали из этой нервной обстановки, а старика Бецкого от расстройства хватил паралич.

https://i.postimg.cc/PJHZvgcq/35-IMG-20211126-112001.jpg

Глафира была та еще интриганка, всячески желала утвердиться в высших кругах, но потерпела неудачу при Павле I. Муж ее впал в опалу и умер. Оставшись вдовой, она вышла замуж за И. Маскле, который, кстати, перевел басни Крылова на французский язык.

0

29

Портрет Натальи Борщевой. Картина Дмитрия Левицкого. 1776 год

https://i.postimg.cc/d1NPhFD2/36-IMG-1971.jpg

https://i.postimg.cc/QdZL90Ny/37-IMG-1988.jpg

https://i.postimg.cc/8P6QzqGv/38-IMG-1989.jpg

Наталья Семеновна Борщева (1759–1843) изображена в бархатном черном платье: в нем она исполняла танцевальный номер на сцене театра Воспитательного общества благородных девиц на выпускном балу в 1776 году. Екатерины II на балу не было: при дворе был объявлен траур в связи с кончиной великой княгини Натальи Алексеевны. Борщова обладала красивым голосом и пела во французских операх.
Были у Борщевой и актерские способности, за которое она удостоилась похвалы, возможно, самого Сумарокова: она «хоть роль себе противну представляла, но тем и более искусство являла»  .

https://i.postimg.cc/7LqpXh21/39-IMG-1973.jpg https://i.postimg.cc/VN42hwqx/42-IMG-1975.jpg

Портрет Борщевой — один из самых изысканных в серии. Реставрация позволила увидеть его удивительное цветовое и тональное богатство, виртуозную живопись черным по черному в изображении бархатного платья, обобщенный пейзажный фон.
Умерла она в 85 лет, пережив двух мужей.

Портрет Екатерины Молчановой. Картина Дмитрия Левицкого. 1776 год ( фото из интернета. на выставке картина  сильно отсвечивала)

https://i.postimg.cc/wMtKJrsS/45.jpg

https://i.postimg.cc/3NzsZZXW/47-IMG-1979.jpg

https://i.postimg.cc/G3NnrbWr/48-IMG-1980.jpg

Девушка сидит в окружении физических приборов, с книгой в руке. Это можно трактовать как ее интерес к науке. А может быть, ее просто попросили сыграть такую роль, как в театре.

https://i.postimg.cc/JzNfbZG4/49-IMG-1978.jpg

Но все же это скорее подчеркивание личных качеств. Катя действительно отличалась своим умом и увлеченностью чтением умных книг. Ей нравилось заниматься наукой. Она окончила институт с большой золотой медалью, была взята в фрейлины к императрице. Вышла замуж за Сергея Олсуфьева, который был при Екатерине II статс-секретарем. Молчанова родила пятерых детей, из которых двое скончались в младенчестве.

0

30

Портрет Натальи Борщевой

левая рука какая-то странная, непропорциональная  o.O

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Шедевры Русского музея: Смолянки Д. Левицкого" в ГИМ