Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Шедевры Русского музея: Смолянки Д. Левицкого" в ГИМ


Выставка "Шедевры Русского музея: Смолянки Д. Левицкого" в ГИМ

Сообщений 11 страница 20 из 46

11

На занятиях ученицы должны были в основном молчать: задавать учителю вопросы и вступать с ним в дискуссии запрещалось. В институте не было библиотеки, учебников по большинству предметов, продуманных учебных планов: так, один из проверяющих с ужасом обнаружил, что ученицы старших классов знают о Пушкине, Лермонтове и Гоголе только в туманном пересказе учителя литературы, никогда не читали их произведений и не могут даже примерно пересказать, о чем в них идет речь, зато уверенно читают наизусть стихи самого учителя.

https://i.postimg.cc/vBnk8Pg1/upl-auto-1576256757-174903-3.jpg

                  Воспитанницы на уроке.

https://i.postimg.cc/0NFhsgQR/upl-auto-1518383105-174903-5.jpg

                         Урок гимнастики.

Впрочем, по воспоминаниям смолянок, успеваемости от них никто и не требовал. Наставниц интересовали в первую очередь внешние приличия, а то, что они, например, после нескольких лет изучения немецкого не способны даже полстраницы прочесть с листа, никого особенно не волновало.

https://i.postimg.cc/Vksx9BTT/upl-auto-1576256757-174903-2.jpg

                    Девочки на занятиях.

Способствовала этому и специфическая система разделения на классы, каждый из которых длился не год, а три года; с такой же периодичностью происходил набор и выпуск учениц. Неуспевающих институток пришлось бы оставлять на дополнительные три года, что не было выгодно ни родителям девушек, ни руководству школы (последним не хотелось портить показатели и смешивать возрастные группы, первым — лишние три года платить за дочерей, которых к тому же пора было выдавать замуж).

https://i.postimg.cc/0NbhF590/upl-auto-1576256757-174903-1.jpg

                 Урок танцев.

Поэтому аттестат им вручали в любом случае, даже если те на экзаменах называли Александра Невского польским королем, а прусского короля Фридриха — основателем Священной Римской империи.
Такими же абстрактными были занятия по домоводству. Вот, к примеру, как выглядел кулинарный урок: к приходу институток на кухню там уже были аккуратно разложены подготовленные кухаркой мясо, овощи, тесто и специи. Кухарка снисходительно позволяла девушкам что-нибудь нарезать или измельчить, а дальше снова брала инициативу в свои руки: к плите воспитанниц не подпускали.

https://i.postimg.cc/nrt5XvB3/upl-auto-1576256757-174903-4.jpg

                    Урок рукоделия.

https://i.postimg.cc/J4xghHnQ/upl-auto-1576256757-174903-5.jpg

                    В швейной мастерской.

Все могло измениться с приходом в Смольный институт в 1859 году инспектора классов Константина Ушинского. За три года работы он поменял штат преподавателей на молодых и прогрессивных, ввел в программу естественные науки и предметные уроки, полностью изменил методики обучения, сделал переходы в следующий класс ежегодными и даже замахнулся на внутренние распорядки, пытаясь увеличить свободу учениц.
Но чуда не случилось: консервативное руководство Смольного сплотилось против неудобного реформатора, и после серии анонимных доносов Ушинский был отстранен от реорганизации института. Вместе с ним пришлось уйти и новому преподавательскому составу, институт вернулся к штамповке «кисейных барышень».

Со временем, конечно, порядки в нем менялись(воспитанницам стало позволено уезжать домой на каникулы и по выходным, а позже появились даже приходящие ученицы), но в целом на фоне развивающейся системы женского образования в стране Смольный оставался крайне консервативным. Так продолжалось вплоть до закрытия заведения, который в октябре 1917 года переехал в Новочеркасск, а в 1919-м выпустил последнюю партию «институток».

0

12

Истории серии портретов смолянок.

К сожалению, обстоятельства заказа «Смолянок» и их исходное предназначение до сих пор не выяснены. Считается, что это одна серия, созданная по заказу Екатерины. Этой версии, однако, противится датировка полотен: одно написано в 1772 году, два в 1773-м, одно в 1775-ми три в 1776-м. Кроме того, картины существенно различаются размером, форматом, масштабом фигур, пестротой тематико-иконографических приемов: среди них есть костюмированные изображения, портреты в повседневных форменных платьях, в интерьере и на природе, с аксессуарами и без них. Архивные документы — реестр «высочайших повелений» — свидетельствуют лишь об оплате картин в 1772, 1776 и 1777 годах.

Значительные суммы — соответственно 200 и дважды по 1500 рублей — выплачены из Кабинета Ее Императорского Величества академику Левицкому «по письму действительного тайного советника Бецкого» . Личная заинтересованность Ивана Ивановича Бецкого в создании «Смолянок» дает основания предположить, что им предназначалось находиться либо в самом Смольном институте, либо в Зимнем дворце. Весьма возможно также, что пребывали они в доме самого куратора Воспитательного общества — дворце на набережной Невы у Марсова поля и Летнего сада — и переехали оттуда по его кончине в 1795 году.

История бытования портретов прослеживается лишь с 1797 года, когда их внесли в инвентарь Императорского Эрмитажа  , как находящиеся в гостиной и приемной комнатах Большого петергофского дворца. В Петергофе эти картины оставались более столетия, до их передачи в Русский музей. Возможно, «Смолянки» были сосланы туда не любившим Петергоф императором Павлом Петровичем.
Примечательно, что уже через полвека после создания, когда не только биографии благородных девиц, служивших моделями художнику, стерлись из памяти, но и сами имена их были забыты, знаменитые полотна привлекали внимание гостей петергофской резиденции.
Условия хранения полотен в неотапливаемых залах Большого Петергофского дворца не могли не сказаться на их сохранности. В январе 1888 года тогдашний директор императорского Эрмитажа Васильчиков констатировал:
«Семь больших портретов… писанных профессором Левицким, лучшие произведения сего известного и выдающегося портретиста времен Екатерины II, пришли в самое жалкое состояние. Дабы спасти эти драгоценности от совершенного разорения, их следует немедленно реставрировать и перевести на новое полотно» 
Реставрационные мероприятия были завершены в феврале 1890 года Александром Сидоровым, выполнившим «переведение живописи со старого холста на новый, приведение оной живописи в порядок поправкою, снятие старого лака и покрытие новым лаком»

Уникальному живописному комплексу — «Смолянкам» — довелось пережить еще две фундаментальные реставрации. Первую — вынужденную, аварийную — пришлось провести после Февральской революции 1917 года, после того как 17 августа 1917 года в девять часов вечера портреты перевезли из императорского дворца в Русский музей. Современная, тщательная и бережная реставрация шедевров завершилась в 2010 году, в канун мероприятий по случаю 275-летия Левицкого.

0

13

Loconte написал(а):

я тоже пошла смотреть - 400 руб.

однако!

Лена ГМ написал(а):

Некоторые сцены, описанные Елизаветой Водовозовой, поразительно напоминают сцены из романа «Джен Эйр».

вот я то же самое хотела написать! там, помню, и били их, и вода замерзала, и кормили плохо
и потом эпидемия случилась
жаль, что хорошая идея выродилась в эту казарму!

0

14

Как хорошо, что все портреты собрали вместе! А представлена информация о их судьбах? Непростые были барышни...
А теперь Смольный у многих ассоциируется только с вождем пролетариата...
А для меня ансамбль Смольного монастыря - один из лучших в Питере. Никогда не забуду первого впечатления, потрясения,  когда увидела взмывающий в небо собор! И много лет мы водили наших гостей пешком от Чернышевской мимо Таврического к Смольному...Поднимались на колокольню - такой вид!!!

0

15

И про судьбы есть, и я вам побольше добавлю.

0

16

talusha

однако!

ага, за один то зал.
Пойдем на студию Горького, хоть там бесплатно ;)

Отредактировано Loconte (2021-11-27 14:30:17)

0

17

Ксения написал(а):

А для меня ансамбль Смольного монастыря - один из лучших в Питере.

И для меня!

Loconte написал(а):

ага, за один то зал.

Во-во, не напасесси с такими ценами! Сейчас нам Лена даст по шее за скаредничество)))

0

18

talusha

Во-во, не напасесси с такими ценами! Сейчас нам Лена даст по шее за скаредничество)))

слушай, мы всю жизнь с тобой пашем, ни одной копеечки задаром не получали, считать деньги умеем. Ничего в этом постыдного нет.
В Царицыно совсем чокнулись. 630 руб основная экспозиция в Большом дворце. Грабеж  :mad:

0

19

talusha написал(а):

Сейчас нам Лена даст по шее за скаредничество)))

Гале точно не дам, подозреваю, что ей материально тяжелей, чем вам.
А про себя ты сама все знаешь. Я тебя очень уважаю, поэтому не побью.  :love:

А для таких любителей халявы, как ты, сейчас начну отчет про еще одну выставку - бесплатную, без кодов и практически без людей. Кайфовая выставка и опять девочковая. :crazy:

А смолянок я вам покажу и расскажу, можете не тратиться.

0

20

Лена ГМ

А для таких любителей халявы, как ты, сейчас начну отчет про еще одну выставку - бесплатную, без кодов и практически без людей. Кайфовая выставка и опять девочкова

интрига,жду ;)

А смолянок я вам покажу и расскажу, можете не тратиться

так и поступим  :yep:

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Шедевры Русского музея: Смолянки Д. Левицкого" в ГИМ