Чтобы понять, кто и как способствовал формирования этой коллекции, надо прочесть ниже приведенные интересные пояснения.
Коллекция киностудии им. М. Горького
Сегодня коллекция музея костюма Киностудии им. М. Горького насчитывает более 500 экземпляров повседневной и праздничной одежды, характерной для периода с конца XVII до начала XX веков.
На выставке «Время и Вещи. Исторический костюм в кино» представлены исторические и авторские костюмы из фильмов киностудии им. М. Горького о Петровской эпохе, вечерние и бальные платья, верхняя и форменная одежда, головные уборы XVII—XX веков, созданные талантливыми руками художников по костюмам. Узорный шелк и тафта, парча и бархат, штоф и сутаж, муар и канаус, флагтух и газ-шифон, муслин и гипюр, креп-жоржет и сукно, эксцельсиор и дюшес — названия многих тканей и элементов декора, использовавшихся при работе над этими произведениями искусства, известны только специалистам.
В экспозиции представлено 69 антикварных и авторских костюмов, предметов туалета, головных уборов из 16 -ти исторических кинофильмов: «Анна на шее» c Александром Вертинским (1954), «Княжна Мери» (1955), «Человек с другой стороны» (1971), «Красное и черное» (1976), «Юность Петра» (1980), «Лев Толстой» Сергея Герасимова (1984), «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989) , «Униженные и оскорбленные» (1990) с Настасьей Кински, Никитой Михалковым и Александром Абдуловым.
и других.
В костюмерных цехах Киностудии им. Горького работали ставшие классиками настоящие «звезды» этой профессии: Яков Ривош, Эльза Рапопорт, Ольга Кручинина, Мариам Быховская, Наталья Шнайдер и обладательница премии «Эмми» Элеонора Маклакова. Благодаря их труду, фанатичной преданности делу и любви к киноискусству исторические костюмы на десятки и даже сотни лет пережили свое время. Эта выставка — дань уважения их творчеству и таланту.
Исторический костюм в кино
Что мы знаем о моде и стиле людей, живших сотни лет назад? Как они выглядели? Какую одежду носили? Как наряжались на праздники?
Мы можем это узнать из картин великих художников, музейных экспонатов и уникальных произведений искусства, созданных в кино руками художников по костюмам.
На заре кинематографа за одежду героев на экране отвечал художник-постановщик. Однако с каждым годом костюм становился все более важным выразительным элементом, что привело к появлению отдельной профессии художника по костюмам.
Эта работа с самого начала требовала не только профессионального мастерства, но и изобретательности. Например, мужской вечерний костюм 19 века состоял из фрака с белым жилетом, крахмальных воротничков и манжет. Чтобы на экране они выглядели мягко-белыми и не были ярче лица актера, их тонировали.
Первые фильмы киноателье «Русь», ставшего в последствии Киностудией им. М. Горького, снимались по мотивам русской классической литературы и требовали достоверности. Именно тогда на студии стали появляться художники по костюмам. Перед ними стояла задача, в том числе и с помощью костюма, характеризовать персонаж, способствовать раскрытию его образа.
Попадая на экран, костюм способен передать зрителю индивидуальные особенности персонажей, их характеры, социальное положение, психологический портрет. Без этого «магия» кино невозможна. Отношение к человеку на экране зависит от мельчайших нюансов одежды. Здесь важен цвет, фактура ткани, фасон, декор. Костюм должен учитывать внешность персонажа, особенности его фигуры, мимики, быть исторически достоверным.
Художники по костюмам — настоящие фанатики своего дела. Однажды знаменитый художник Киностудии им. М. Горького Яков Ривош настолько увлекся поисками подлинной пуговицы для мундира одного из героев фильма, что пропустил начало съемок с его участием.
В советские времена художники по костюмам выкупали у населения исторически ценную одежду, чтобы просто сохранить ее для будущих фильмов. Иногда они специально выписывали к себе на картину антикварные костюмы, чтобы обеспечить безопасное хранение в собственных костюмерных.
Стараниями Якова Ривоша на общем студийном складе в 1963 году появились «секретные» ящики, где хранились особо ценные костюмы, детали одежды, аксессуары. Многие экспонаты из «секретной» коллекции представлены на выставке «Время и вещи. Исторический костюм в кино».
В начале 1990-х годов благодаря еще одному известному художнику по костюмам Элеоноре Маклаковой на студии появился музей костюма, куда переместились антикварные вещи. Это позволило сохранить уникальные экспонаты в надлежащем виде.
Элеонора Петровна Маклакова (род. 7 мая 1939 года) — советский и российский художник по костюмам кино, театра и телевидения, лауреат американской телевизионной премии «Эмми» (1986), обладательница главного приза ассоциации дизайнеров Калифорнии (California designers association) (1986), профессор Школы-студии МХАТ (1996), Народный художник России (1997), академик Российской Академии кинематографических искусств России (2001)
Добавлю, что Элеонора Маклакова была второй женой Микаэла Таривердиева ( у него их три было)