Рядом с ним в 1707 году был построен заметно уступающий ему по размерам храм Зоодохос Пиги - Живоносного Источника (говоря на русском каноническом языке - в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник"). Архитектурно он очень простой, со звонницей над передним фасадом, но в контексте всего комплекса выглядит чудо как колоритно.
В стенах обеих церквей можно увидеть множество сполий - фрагменты старинных храмов с древними изображениями, античные мраморные плиты с надписями...
Вообще здесь всё очень атмосферно, да и просто приятно, "тепло", по-домашнему. Это один из немногих монастырей, в которых хочется если не остаться, то задержаться, и не ради молитв - люди с незамутнённым мировоззрением прекрасно понимают, что бог не в молитвах, иконах и храмах, а в самой "атмосфере" (точнее, эта атмосфера и есть Бог - не тот, которого выдумали люди, а подлинный, который живёт везде и во всём - и в том числе, в наших душах) - и именно она наполняет и переполняет всё внутри монастыря Мони Тессараконта: не обязательно быть "воцерковленным" (это ж надо такое слово придумать, чтоб подчеркнуть свою якобы исключительность...), чтобы ощутить здесь что-то неземное...
И братия здесь такая же – впрочем, в подобной обстановке и не могло быть иного: не приторная любезность, не дежурная "экскурсионно-туристическая" вежливость, а нормальная человечность, искренняя доброжелательность, открытость, простота... Молодой монах, который впустил меня, терпеливо подождал, пока я сделаю "парадные" снимки, открыл мне двери католикона и проводил вовнутрь - его интерьеры расписаны фресками начала 17 века, выполненными на тёмно-синем фоне. На мой вопрос, можно ли снимать, монах очень мягко сказал, что лучше не стоит. И знаете, после такого ответа, хоть он и вышел, чтобы не "стоять над душой", мне и в голову не пришлось нарушить его просьбу (а она прозвучала именно так).
Пока я осматривал церковь, монах принёс и поставил на внешний приступочек храма небольшое чисто греческое угощение: стакан воды, "напёрсточек" ликёра-мастики (вообще родиной мастики считается остров Хиос, но она уже давно получила распространение по всей Греции) и пару кусочков розового (не только по цвету, а и по вкусу) лукума, причём всё это было просто, но изящно "сервировано". Выполнив таким образом свои "гостевые" обязанности, он, не привлекая к себе лишнего внимания, исчез, а вместо него ко мне вышел более пожилой монах - не исключаю, что сам настоятель. Мы присели на приступочек и, пока я угощался (даже мастику, хоть и был за рулём выпил, правда, половину - очень уж она была вкусная:)), душевно пообщались (монах вполне сносно - уж точно лучше меня - говорил на английском): о жизни, о Греции, о монастыре... Никакого пафоса, никакого "свысока" в его поведении и манере говорить и близко не имело места: это был не "посредник между богом и людьми", каковыми себя мнят многие "отцы", позабыв о "и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах", а настоящий Служитель, который готов служить не только Богу, но и людям. Собственно, это же можно сказать о большинстве греческих священников, особенно приходских, деревенских, которые за рамками церковных служб живут рядом с народом и вместе с народом - самой обычной "бытовой" жизнью: и дрова порубят, и в магазин съездят, и за стол, если пригласят в дом, сядут, "не побрезгуют"... В общем, знаете, если на земле и есть Бог (я, конечно, утрирую, поскольку слово "если" тут явно лишнее), то он именно в таких и подобных им людях. Маленький штрих: даже свечки в храмах Греции, как правило, не продаются "по тарифу", а просто лежат рядом с ящичком для пожертвований. Вроде, то ж на то ж получается, но разница очевидна: тебе доверяют, а ты волен в своём выборе, жертвовать или нет, а если да - то сколько. И, как ни парадоксально, именно в такой ситуации даже в голову не приходит "словчить"...
Давайте ещё немного походим по монастырю и посмотрим разные уголки этой чудесной обители (вообще не очень люблю это слово, но здесь оно само на язык просится), вроде, немудрённые и вполне типовые, но красивые, антуражные и даже обаятельные: