Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Петербург. Сентябрь 2021г. "РОСКОШЬ ОСОБНЯКОВ И ДВОРЦОВ"


Петербург. Сентябрь 2021г. "РОСКОШЬ ОСОБНЯКОВ И ДВОРЦОВ"

Сообщений 301 страница 310 из 393

301

В 1897г. Максимилиан Егорович с Варварой Александровной уехали в Дрезден. Перед отъездом ученики вручили учителю почетный адрес со словами благодарности. Под адресом стояло 187 подписей.

Последние девять лет жизни Месмахера прошли в Дрездене. – в одном из мировых центров искусства. Престарелый зодчий получал от училища пожизненную пенсию  в размере 6000 рублей в год. Большую часть своего времени Максимилиан Егорович проводил в саду, ухаживая за деревьями и цветами. Он ездил туда трамваем, сад был в местечке Лошвиц, в 45 минутах езды от Дрездена. Месмахер хотел забыться и успокоиться. Это удавалось плохо. Понемногу зодчий работал над проектом дачи и наконец начал ее строить. Однако завершить это ему не удалось. 4 сентября 1906г., принеся из сада в дом  две большие корзины с яблоками, Месмахер лег отдохнуть и уснул навсегда. Так вдали от Родины закончилась жизнь человека, отдавшего свою жизнь русскому искусству весь свой незаурядный дар художника и общественного деятеля. Жизнь, полная творческих успехов, которыми он был обязан труду, энергии и таланту.

Варвара Александровна установила на могиле мужа памятник, проект которого Месмахер исполнил  по просьбе Александра III для его няни. Император  забыл о своем заказе. На гранитном обелиске под треугольным  фронтоном можно прочесть:
«Максимилиан Месмахер – действительный статский советник, профессор архитектуры. Родился 21 марта 1842г., умер  4 сентября 1906г. Смерть лишь конец одного дня, мертвым сном спит лишь тот, кто никогда не жил.
Никогда не умрет тот, кто однажды ЖИЛ.
»

0

302

Велико было горе петербуржцев – друзей и учеников зодчего,  узнавших печальную весть.

В Совет Центрального  училища  технического рисования   барона Штиглица,  товарищи, сослуживцы, ученики и ученицы обратились за разрешением поместить на фасаде здания бронзовую или каменную доску с медальоном. М.Е.Месхамера и следующей надписью: «Создателю и первому директору училища рисования барона Щтиглица, автору и строителю музея (1885--1896), профессору архитектуры Максимилиану Егоровичу Месмахеру (1842-1906) от его товарищей, сослуживцев, сотрудников и благодарных учеников и учениц».

Но такая доска на фасаде училища появилась лишь в 1979г.

Трудясь всю жизнь, Месмахер построил множество зданий, которые хорошо известны ленинградцам и любимы ими. Его постройки всегда отвечали высоким конструктивным и функциональным требованиям. Намного опередив своих современников в использовании новейших достижений  техники, Месмахер чутко уловил дух нового времени. Все, что сделал и  построил зодчий, является доказательством силы его таланта и огромной творческой активности. Современник Месмахера архитектор И.С. Китнер писал об одном из своих коллег, указывая на «пример жизни зодчего, всегда поучительный и достойный подражания». Эти слова можно полностью отнести и к М.Е.Месмахеру.




0

303

Если кому интересно, очень любопытно  написано о Варваре  Месмахер. Читать немного, но как-то все в голове по полочкам раскладывается...
Да что там... читать очень любопытно, есть воспоминания дочери. Сокращенный вариант этой статьи опубликован в газете "Санкт-Петербургские ведомости" № 228 от 04 декабря 2009 г.

"Черкешенка" Месмахера

Отредактировано Неслучайные гости (2022-03-26 14:28:13)

0

304

Неслучайные гости написал(а):

Если кому интересно, очень любопытно  написано о Варваре  Месмахер. Читать немного, но как-то все в голове по полочкам раскладывается...

Спасибо.
В интерьерах фламандской гостиной дворца Алексея Александровича (Дом Музыки, творение Месмахера) есть изразцовое панно с подписью В. Андре.
Здесь же живопись Липгарта, тогда еще не хранителя картинной галереи Эрмитажа, на одной пасторали персонаж с его внешностью, на другой его жены.
Экскурсовод обращала внимание, что это зал двух мастеров и их жен. Фотографировать нельзя. Надеюсь, Вы и желающие доберутся и увидят в живую.

0

305

starlec

Михаил,   о чем написали, очень любопытно. Мне теперь все, что касается архитекторов Месмахера и Штакеншнейдера  интересно (заметьте, в большей степени, чем информация о хозяевах дворцов)

starlec написал(а):

Надеюсь, Вы и желающие доберутся и увидят в живую.

Мне бы очень хотелось...

0

306

Немного повторюсь.
В 1896 году в училище технического рисования произошли события, которые вынудили Месмахера подать в отставку. Завещанный училищу его основателем бароном Штиглицем капитал вопреки воле дарителя был переведён в акции по инициативе зятя Штиглица, государственного секретаря А. А. Половцова. Из-за принципиального конфликта директор училища подал в отставку, и уже в 1897 году вместе с женой уехал в Германию, где поселился в Дрездене.

В отношении этого конфликта – в интернете не молчат: пишут о нем и в Википедии, и в рассказах, да встречала и архивный документ…. Но почему-то экскурсоводы ни слова не говорят об этом. Может, если рассказ об Особняке Половцова, то считается достаточным показать интерьеры дворца, а не касаться личностей хозяев. Но ведь говорят же о государственных  делах А. Половцова, о его увлечениях коллекционированием, а на теме конфликта с Мехмахером стоит табу.
У меня остался осадок, когда, по приезде из Питера, наткнулась в инете  на описание конфликта Месмахера и Половцова. Даже тянула с написанием рассказа. Но потом…интерес к теме взял верх.

Написано  еще более жестко -об обращении  А. Половцова к царю.

В 1896 году неожиданно испортились отношения Максимилиана Егоровича с его многолетним покровителем статс-секретарем императора Александром Половцовым — женатый на приемной дочери Штиглица и постоянно занимавшийся разнообразной коммерческой деятельностью, он в какой-то момент потребовал средства из неприкосновенного фонда, оставленного училищу бароном. Половцов обратился к царю, и Николай II подписал соответствующее распоряжение — Месмахер  выдал деньги и тут же подал в отставку с поста директора Училища Штиглица, что стало для самого него катастрофой . Месмахер не смог смириться с дерзким  нарушением условий завещания барона Штиглица со стороны почетного попечителя Училища и председателя его совета – А.А.Половцова и подал прошение об отставке и был уволен .

А в Особняке Половцова была чудесная девушка -экскурсовод.

Отредактировано Неслучайные гости (2022-03-27 23:40:02)

0

307

Неслучайные гости написал(а):

Но почему-то экскурсоводы ни слова не говорят об этом

Нам рассказывали. Раньше был на стороне Месмахера, потом подумал, что Половцов не был авантюристом, скорее, наоборот, педантом и "тормозом".
Перевод мертвого капитала в тот, что приносит доход мог быть полезен для самого училища.
В противостоянии Месмахера-Половцова было явное столкновение старого и нового менеджмента.   

Неслучайные гости написал(а):

А в Особняке Половцова была чудесная девушка -экскурсовод.

У нас то же. Вам, наверное, рассказывали (упоминаете это), что женщину в красном платье опознал как свою бабушку князь Оболенский, приехавший в наше время в Санкт-Петербург.
Другой ребенок Половцовых, Александр, тот, что построил дом на месте дачи Штиглица на Каменном острове, после революции был первым директором Павловского музея и руководителем особой комиссии по учету художественных коллекций всех пригородных дворцах Петербурга. Благодаря ему они сохранились. Пробыл он, правда, в этих должностях недолго, эмигрировал.

0

308

starlec написал(а):

Нам рассказывали. Раньше был на стороне Месмахера, потом подумал, что Половцов не был авантюристом, скорее, наоборот, педантом и "тормозом".
Перевод мертвого капитала в тот, что приносит доход мог быть полезен для самого училища.
В противостоянии Месмахера-Половцова было явное столкновение старого и нового менеджмента.

Михаил, я очень довольна, что Вы написали свое мнение Я Вас понимаю, но не соглашусь – конфликт между старым и новым  - оба были еще в нормальной форме, в то время:   Половцову было 54 года, а Месмахеру-64. Я понимаю, что Вы не о годах говорите – а о делах. Половцов- государственный деятель и не только, спору нет. Он имел и другие интересы, в частности коллекции для Музея училища Штиглица приобретались именно им. Но… Месмахер для училища сделал тоже достаточно много. На весы деяния этих двух людей не поставишь, все несравнимо. Для меня бескомпромиссная  позиция Месмахера ближе, все же желанием Штиглица, пренебрегать нельзя было. А на развитие – извините, у него не последние деньги были. «Не смог перешагнуть через свои представления о долге, которые с сегодняшней точки зрения могут казаться гипертрофированными» -это слова правнука Александра Кондиайнена.

Потом, Михаил, мы всей правды  никогда не узнаем. Да вот я и думаю:"А надо ли это нам?".  Остался в сохранности великолепный Особняк Половцова, в который можно попасть на приятную экскурсию, сделать фото на память. Разве этого мало? Я вовремя просто не остановилась…

0

309

А еще немного продолжу. Так радостно всегда рассказывать о том, что потомки знаменитых династий оказываются достойными продолжателями дел предков!

Приведу выдержки из ИНТЕРВЬЮ С   МИХАИЛОМ КОНДИАЙНЕН, правнуком петербургского архитектора эпохи историзма Максимилиана Месмахера и коллега своего прадеда.

-Какие сооружения своего прадеда вы особенно цените?

Главная работа — Музей Училища барона Штиглица с залами в стилях от Франциска I до Людовика XVI, Рафаэлевской галереей, залом «Теремок» в русском стиле, а также совершенно выдающимся атриумом с гигантским стеклянным куполом, первым подобным в России, конструкцию которого Месмахер рассчитал сам
Мне лично очень дорог его менее известный проект, здание Архива Государственного совета (Архив ВМФ) на Миллионной улице, напротив подъезда с атлантами Нового Эрмитажа, — там была проделана колоссальная работа по созданию микроклимата для хранения документов. Это близко мне, потому что, по моему мнению, архитектор — не человек, рисующий фасады, а тот, кто влияет на стиль жизни. Такой подход к работе включает в себя разработку архитектуры, конструкции, вентиляции, электрики, водопровода, освещения, интерьеров.

-Каким вашей бабушке запомнился ее отец?

Ее главные воспоминания были о том, как много он работал — это была его жизнь.[/b] Очень трепетно относился к своим студентам: к заболевшим лично приезжал домой с бутылкой кагора, лекарства от всех болезней, чтобы убедиться, что они находятся в человеческих условиях. Был чрезвычайно щепетилен в вопросах чести: очень много строивший для Романовых, он как-то отказался поцеловать руку одной из своих заказчиц, великой княгине, за что был лишен гонорара. Свой поступок объяснил тем, что целует руки только жене и матери.

-Известно, что Максимилиан Егорович не всегда был в восторге от общения с августейшими заказчиками.

Да, бывало всякое. Когда он достроил Массандровский дворец под Ялтой для Александра III, приезда хозяина ждал больше месяца и однажды отлучился порисовать с натуры, попросив привратника послать за ним, если царь появится. Император приехал, подождал 15 минут архитектора, который уже должен был вручить ему ключи от готового дворца, и уехал.

0

310

-Ваша бабушка продолжила творческую династию?

Она окончила Академию художеств, в которой училась у Петрова-Водкина, была художником-иллюстратором детских книг и оформителем учебников для народов Крайнего Севера. Вышла замуж за астрофизика Александра Александровича Кондиайна, который много занимался вопросами древней оккультной науки — исследовал, как она может быть использована в медицине, математике, физике. Тема интереснейшая, но именно за ее изучение в 1937 году были расстреляны не только он и его коллеги. Бабушка тоже пострадала и провела в лагерях и на поселении восемнадцать лет.

Непростая женская судьба Элеоноры Кондиайн подразумевает бесконечное терпение, ожидание и надежду. И даже в творчестве на много лет художницу ограничили.
Только в 1981 году в Ленинграде состоялась первая персональная выставка художницы, на которой экспонировались 270 работ.
Ей было уже 82 года...

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Петербург. Сентябрь 2021г. "РОСКОШЬ ОСОБНЯКОВ И ДВОРЦОВ"