В доме есть портретная комната, в которой были портреты жены А. А. Половцова, Надежды Михайловны, а также их четырех детей: Анны (1862-1917), Надежды (1865-1920), Александра (1867-1944) и Петра (1874-1964). Портреты были написаны французским художником Каролюс-Дюраном (1838-1917). Сейчас этот портретист известен только специалистам. Его работ нет ни в одной картинной галерее Европы, потому что он был самым дорогим и востребованным портретистом XIX столетия, писал портреты только самых богатых и известных людей своего времени. Поэтому практически все его работы есть только в частных собраниях. Сейчас в Эрмитаже на третьем этаже, там где раньше были импрессионисты, можно видеть портреты Надежды Михайловны Половцовой и Анны Александровны Оболенской (Половцовой):
Куда делись остальные три портрета неизвестно.
Речь идет об этих портретах:
«ПОРТРЕТ НАДЕЖДЫ МИХАЙЛОВНЫ ПОЛОВЦОВОЙ». На этом портрете Надежде Михайловне Половцевой (1843−1908) тридцать три года. Восемнадцати лет, будучи богатейшей невестой России середины века, она вышла замуж. Ко времени написания портрета у нее было четверо детей, последний родился в 1874 году»
Картина является ростовым портретом Надежды Михайловны Половцовой, жены сенатора, промышленника и мецената А. А. Половцова. Она изображена в чёрном шёлковом платье, сидящей в красном узорчатом кресле, на правой руке надета серая перчатка, ноги в чёрных туфлях покоятся на цветастой подушке. Картина написана Каролюс-Дюраном в 1876 году в Санкт-Петербурге, где он находился по приглашению А. А. Половцова; И. Н. Крамской в письме П. М. Третьякову от 7 июня 1876 года упоминает об этом следующее: «…выписан Половцовым, говорят, что косвенно для снятия портретов с лиц высокопоставленных». Третьяков в ответном письме сообщил: «Каролюс-Дюран написал в Петербурге пять портретов, я их не видел, а слышал только от М. П. Боткина, некоторые хвалят, некоторые не очень; вот цены их: большой женский во весь рост 30 тыс. франков, детский в рост 20 тыс., мужской ниже колен 18 тыс.
Сам А. А. Половцов в своем дневнике 14 июня 1876 года писал: «Обед на Каменном острове с К. Дюраном, он окончил портреты: жены моей (20 тыс. франков), дочери моей Нади (14 тыс. франков), княгини Белосельской (8 тыс. франков) и брата моего Валериана (5 тыс. фраков). Из современных парижских живописцев Дюран я думая лучшей, таланта у него весьма много, учился он хорошо, видал итальянцев, испанцев и особенно старается подражать Веласкесу. Заботится лишь о своих впечатлениях, выгодах, удобствах, своем здоровье. Пробыв здесь пять недель, он только раз видел картины Эрмитажа и то, потому что я затащил его туда».
ВИКИПЕДИЯ:
«ПОРТРЕТ КНЯГИНИ А.А.ОБОЛЕНСКОЙ» — картина французского салонного художника Каролюс-Дюрана из собрания Государственного Эрмитажа.
Картина является поколенным портретом княгини Анны Александровны Оболенской, дочери сенатора, промышленника и мецената А. А. Половцова и Н. М. Половцовой, жена члена Государственного совета Российской империи князя А. Д. Оболенского. Она изображена стоящей в полный рост на тёмном фоне, в красном вечернем платье, в левой руке — белая роза. Справа вверху стоит подпись художника, место написания картины и дата: Carolus Duran Paris 1887.
Как следует из подписи, картина была написана в Париже, куда Оболенские переехали из Ниццы в марте 1887 года во время землетрясения на южном берегу Франции и где находились в течение двух месяцев. Затем картина была увезена в Санкт-Петербург и находилась в собрании А. А. Половцова. Некоторое время картина состояла в музее училища Штиглица. В конце 1920-х годов картину предполагалось продать за границу и она была передана в Контору «Антиквариат», однако продажа не состоялась и с 1931 года картина находится в Эрмитаже
За время нахождения в училище Штиглица и конторе «Антиквариат» документация на картину была запутана и она «поменялась» названием с другой работой Каролюс-Дюрана — «Портретом Н. М. Половцовой». Под ошибочными названиями обе картины числились в Эрмитаже и публиковались в каталогах вплоть до 1962 года, когда были верно идентифицированы сыном и внуком изображённых П. А. Оболенским[4]. С конца 2014 года выставляется в здании Главного штаба.
Отредактировано Неслучайные гости (2022-03-18 14:39:59)