Теперь отправимся на Измайловский остров, чтобы полюбоваться на кремль со стороны Серебряно-Виноградного пруда. И тут уже самое время поговорить об истории этого места и возникновении столь неоднозначного объекта, как Измайловский кремль. Сразу приходит на ум "любимое слово" кич. Да, если хотите , кич. Да, немного Диснейленд , город в городе, но уже к нему привыкли, он неплохо существует, и надо принять эту данность.
Когда смотришь на него отсюда, с мостика, то возникает ассоциация Китеж-град, что-то нереальное по соседству в высокими коробками АВБГДейки.
Обратимся к истории.
Измайлово – это один из самых богатых достопримечательностями районов Москвы, незаслуженно забытых. В XVII веке иностранные послы сообщали, что здесь, в Измайлово, было около 300 башен. Это была образцовая царская вотчина семьи Романовых. Здесь родилась и российская армия, и российское умное сельское хозяйство, аптекарское производство, стеклодувный и кирпичный заводы, ткацкое производство, театр. Здесь был царский зверинец. Выращивали диковинные фрукты, принимали иностранных послов. Здесь и знаменитые полки – Преображенский и Семеновский – размещались, Петр I нашел свой знаменитый ботик, что положило начало истории Российского флота. И об этом на измайловском вернисаже есть целая галерея с этой историей.
На острове, откуда я любуюсь на кремль, была царская усадьбы Измайлово.
Усадебный комплекс в Измайлове возводился в XVI—XVII веках как царский острог. Хозяйство имения состояло из пашенных земель и мануфактурного производства и до конца XVIII века считалось одним из самых успешных на территории Российской империи. С начала XIX века усадебный комплекс начал приходить в упадок. После революции 1917 года здания были заброшены, а в 1937-м снесли находившуюся на территории усадьбы церковь святого Иоасафа. До наших дней сохранились исторические постройки XVII века: передние и задние ворота Государева двора, совмещённые с боковыми флигелями, Собор, Мостовая башня, а также служебные и хозяйственные помещения.
Выглядела царская усадьбы примерно так
В 1974 году на территорию измайловского усадебного комплекса была перенесена выставка художников-авангардистов, изначально проходившая в Беляеве. Изменение локации состоялось из-за поднявшегося в Европе скандала: во время выставки на беляевском пустыре картины пострадали от «проводивших там субботник» рабочих и были задавлены бульдозерами, из-за чего событие вошло в историю как «Бульдозерная выставка». Впоследствии проведение выставки на территории Измайлова было официально разрешено советскими властями.
На месте, где сейчас стоит кремль, перед Летними Олимпийскими играми 1980 года планировали возвести еще один корпус гостиничного комплекса «Измайлово» и репетиционную базу для ансамбля народного танца "Березка", но проект так и не был реализован, стройка была приостановлена, а котлован — засыпан. В конце 1980-х группа предпринимателей создала в Измайлове на этом пустыре импровизированный рынок, получивший в 1991 году статус вернисажа. В середине 1990-х помещения вернисажа были увеличены за счёт двухэтажных рыночных помещений, занимавших семнадцать гектаров.
Это был рынок, известный всем любителям антиквариата и винтажа. Можно было купить ушанки, советские плакаты, а также бабушкины вещи с антрессолей и чердаков, попадались довольно интересные вещи.
Неудивительно, что в конце 90-х у создателей вернисажа возникла идея создать красивый потешный городок для ремесленников и ярмарку для художников.
Идея постройки развлекательного комплекса, стилизованного под архитектуру допетровской эпохи, принадлежала директору вернисажа Александру Федоровичу Ушакову — предпринимателю, тренеру по самбо, и якобы потомку адмирала Ушакова и даже иконописца Симона Ушакова, в чем я сильно сомневаюсь, а также его жене Марине Викторовне Алексеевой. Идея создания центра русской культуры пришла Александру Федоровичу буквально во сне, когда ему стал видеться нынешний Кремль с его башнями, шумной площадью и прудом, окруженным детворой.
Александр Федорович Ушаков
Ему захотелось создать прообраз Москвы Белокаменной. Той, которая была в XVII, XVIII, XIX веках. И той, которой в конце XIX века не стало. Ведь весь Белый город сломали. То, что мы видим сейчас в центре Москвы, раньше было совсем другим.
День за днём все четче вырисовывались детали Кремля, и настал момент представить архитектурный проект градоначальнику, тогда это был Ю. Лужков. В 1998 году Александр Федорович представил городским властям деревянную башню в русском стиле, а вскоре был подписан проект строительства целого комплекса – деревянного Кремля. Бизнесмен и его жена обещали не только устроить продажу сувениров и масленичные гуляния, но и поддерживать семейные ценности и хранить российские традиции.
Городские власти дали разрешение на постройку, возведение которой продолжалось вплоть до 2007 года. Измайловский Кремль расположился на холме, его окружили деревянными ограждениями и каменной стеной с проездными башнями. Строили дворцы и терема по реальным чертежам царской резиденции в традиции русского зодчества XVI-XVII веков (неоисторизм), а профессиональных архитекторов привлекали только как исполнителей.
В 2003 году состоялось открытие первых выставочных пространств. По древней русской традиции, основывая новое поселение, прежде всего закладывали храм. При реализации проекта культурного комплекса «Кремль в Измайлово» также первым делом возвели храм, освященный во имя святителя Николая Мирликийского, покровителя ремесел и торговли. Храм служит подворьем Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря и играет важную роль в судьбе Измайловского Кремля: в результате пожара в 2005 году «Кремль в Измайлово» с прилегающим «Вернисажем» понесли колоссальный ущерб, комплекс мог выгореть до тла, но пламя как будто остановилось перед самым храмом, не смея посягнуть на святыню.
Не теряя энтузиазма, Александр Федорович решает выстроить «Кремль в Измайлово» заново, было принято решение о восстановлении утраченных конструкций, а также возведении новых зданий: Дворца русской трапезы и Дворца бракосочетаний, также оформленных в стиле русского зодчества XVII века.
В итоге получился культурно-развлекательный комплекс, где сейчас работает порядка 10 музеев.
В 2019 году Москомархитектура представила проект застройки района, предусматривавший снос вернисажа в Измайлово, однако представителям общественного движения «Наше Измайлово» удалось убедить столичную мэрию отказаться от этого решения.