Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Калининград-"лайт": небольшие городские прогулки


Калининград-"лайт": небольшие городские прогулки

Сообщений 1 страница 10 из 35

1

Калининград-"лайт": небольшие городские прогулки в свободное от выездов время

3-7 июля 2021 г.

   Здравствуйте, друзья, знакомые и не очень! :flag:  Идея вернуться в Калининградскую область возникла у меня практически сразу же после первой поездки (я описал её в рассказе "Осколки утерянной Пруссии: Калининград и Светлогорск"), только я думал, что она состоится несколько позднее. Но ... всем известные обстоятельства в очередной раз перетасовали все идеи и задумки, и я оказался в "русской Прибалтике" намного раньше, чем того ожидал. Но это путешествие понравилось мне даже больше первого: во-первых, из-за погоды, которая в этот раз оказалась более благосклонной, чем в прошлом сентябре, а во-вторых - из-за психологического "фона": та поездка во многом получилась вынужденной, заменяя собой, причём явно не полноценно, "слетевшие" Испанию, Грецию и Македонию, а потому "легла на амбразуру" и неповинно приняла на себя за неимением в пределах доступности прямых виновников все метаемые в глубине моей души молнии. А сейчас, когда внутри уже что-то умерло, а что-то просто смирилось и ничего не ждало, новое путешествие попало на ничем (ну, почти!) не омрачённый "чистый лист" и "выдало" как раз те впечатления, которые я ожидал и на которые надеялся: в первые дни после возвращения я испытывал давно забытое чувство, что скучаю по этой поездке...

   Так что писать рассказ мне будет легче и проще, тем более что сложнейший пласт исторической составляющей, без которой говорить о бывшем (к сожалению!) Кёнигсберге практически невозможно, я уже поднял - в пределах своего понимания и своих "фокусов" - в первом рассказе и сейчас постараюсь обойтись без неё - или, если уж иначе не получится - только по самому минимуму; по крайней мере, без погружения в тему королей и герцогов :)

   В этой поездке я изначально планировал сделать основной упор не на сам на Калининград, который в рамках своих интересов уже посмотрел процентов так на 90, а на маленькие городки, лучше, чем столица, сохранившие старинный колорит - напомню, что исторический центр Кёнигсберга был полностью уничтожен и даже выжжен (применялись фосфорные бомбы) авиацией союзников, руководствующихся в той "акции возмездия" не военными соображениями, а исключительно личной местью, и после войны представлял собой пустырь, заваленный грудами развалин: никаких архитектурных комплексов и ансамблей там не осталось, а восстанавливать их никто не собирался. Среди них (городков) кандидатом N1 был Зеленоградск - один из двух самых известных и популярных курортов бывшей Пруссии. В прошлый раз, будучи ограниченным во времени, я долго выбирал между ним и Светлогорском, в конце концов склонился к последнему, но так и не был уверен в правильности своего решения. Из прочих же явным фаворитом казался Черняховск, а вот по поводу остальных я думал до последнего. Выбор осложнялся ещё и тем, что зависел от средства передвижения: буду ли я арендовать машину или обойдусь общественным транспортом, то есть автобусами. Сначала я склонялся к машине, но в конце концов остановился на втором варианте по очень простой причине - видя неоднозначный прогноз погоды на "мои" дни, я хотел не быть связанным конкретным днём, а иметь максимальную гибкость при выборе маршрута следующего дня, тем более что я заранее решил предоставить "режим наибольшего благоприятствования" Зеленоградску и поехать туда в самый лучший по погоде день, жертвуя, таким образом, при необходимости всем остальным.

   После такого решения отбор значительно упростился и фактически свёлся к вопросу: Тильзит (Советск) или Гусев с Балтийском? Эта "игра" долгое время шла на равных, и лишь в самый последний момент Советск всё-таки "сошёл с дистанции" в пользу своих "собратьев-конкурентов". Но это ... уже совсем другая история, а этот рассказ будет посвящён самому Калининграду.

   Как я уже сказал, почти все интересные мне там места я уже видел в первой поездке, а туда, где побывал, обычно не возвращаюсь, поэтому мои прогулки по "прибалтийской столице" имели "факультативный" характер без обязаловки и жёсткого регламента, и ничего "такого уж" я, честно признаюсь, не покажу. Единственным плановым "пунктом" был участок Ленинского проспекта между улицами Черняховского и Шевченко с фасадами домов в духе старого Кёнигсберга, до которого в прошлый раз у меня не дошли руки (точнее, ноги). И именно сюда я пошёл сразу после прилёта и заселения в "апартаментах" (по факту - в обычной квартире), благо ещё было светло, хотя солнце уже садилось, а потому снимки, за исключением нескольких дневных, сделанных позднее, получились с преобладанием золотистых оттенков, но в целом приглушёнными и неяркими, образно говоря, "в пастельных тонах":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18728.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18719.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18720.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18735.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18724.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18727.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18732.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18730.jpg

   Надо отдать должное изобретательности дизайнеров: во всём "кёнигсбергском" квартале нет двух одинаковых фасадов, хотя некоторые таковыми кажутся. Но если приглядеться - то окошки не "совпадают", то декор отличается, то ещё что-то... Так что все дома выполнены "по индивидуальному заказу" :)

   Вообще, честно говоря, я ожидал большего. Нет, сделано всё правильно (я остаюсь во мнении, что Калининград нуждается в соответствующем его прошлому антураже, пусть даже новодельному, причём по максимуму возможного), но пышные кроны растущих перед домами высоких деревьев закрывали их почти полностью, оставляя для обзора лишь самые "вершки" (на "несезонных" фотографиях, когда листья уже облетели, здания выглядели намного эффектнее):

   А вот отдельно стоящие, ничем не заслоняемые, дома, правда, уже несколько в иной стилистике, смотрелись красиво и вполне колоритно:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18725.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18734.jpg

Отредактировано savl (2021-09-05 12:31:19)

0

2

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18733.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18715.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18737.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18731.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18726.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18716.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18723.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18718.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18721.jpg

   Как много значит освещённость для восприятия фотографии, очень наглядно демонстрируют следующие снимки: на них изображён один и тот же ракурс в разное время суток, но посмотрите, насколько непохожими кажутся здания на фотографиях! Только приглядевшись и сопоставив детали, можно убедиться, что это один и тот же дом...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18722.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18729.jpg

   Кстати, если кто-то скажет, что похожих фотографий слишком много, я не буду спорить и даже извинюсь. Дело в том, что этот рассказ - не столько повествование, сколько подборка визуальных впечатлений, фотообзор, преломлённый через мой взгляд и мои интересы (а потому - насквозь субъективный). Я старался показать не "объекты", а виды, а виды порой сильно меняются от, казалось бы, незначительной смены ракурса. Поверьте, я и так сделал большой отбор и оставил лишь те снимки, которые, как мне кажется, показывают что-то новое или по-новому (опять же, как представляется лично мне)...

0

3

.........

   Кроме Ленинского проспекта, ничего "обязательного" для посещения у меня в Калининграде не было. Я, конечно, составил некий перечень мест, которые хотел бы увидеть при наличии времени и возможности (например, "по реальной погоде"), но никакой системы и "концепции" они в себе не несли. А потому и мой рассказ о Калининграде будет абсолютно бессистемным, в какой-то степени, наверное, хаотичным, но именно от этого, надеюсь, лёгким. Да и вообще с минимумом комментариев, поскольку практически всё, что я хотел сказал о бывшем (к сожалению!) Кёнигсберге и связанных с ним исторических пертурбациях, я уже высказал в том, первом рассказе.

   А потому сейчас мы сделаем "большой скачок" и окажемся на Набережной Петра Великого на берегу реки Преголи, где находится широко известный Музей Мирового океана. Для посещения его "крытых" экспозиций надо покупать билеты, а вот прогуляться по самой набережной, равно как и осмотреть снаружи расположенные на ней "открытые" музейные объекты, можно абсолютно "безвозмездно, то есть даром". Ну, то есть, бесплатно:)

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18746.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18742.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18747.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18745.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18743.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18748.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18764.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18759.jpg

   Самый узнаваемый павильон Музея Мирового океана, фактически, его главный символ - Экспозиционный корпус "Планета Океан" в форме огромного сине-голубого шара:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18760.jpg

   Интереснейшим историческим экспонатом музея является Фонтан "Путти", то есть Фонтан Амуров (от итальянского слова множественного числа "putti"), созданный в 1908 году немецким скульптором, профессором Кёнигсбергской академии художеств Станиславом Кауэром. Изначально он стоял на городском Лошадином рынке, потом был перенесён к Королевскому замку, где чудом уцелел во время печальной памяти бомбёжки британской авиации 1944 года. После войны фонтан находился во дворе больницы (по одним данным - Портовой, по другим - Университетской), а в 2011 году после реставрации нашёл своё окончательное пристанище на территории Музея Мирового океана. Правда, место это далеко не самое лучшее - за зданием старого пакгауза (тоже являющегося частью музея), куда, не зная точно, что и где искать, дойдёт не каждый посетитель...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18756.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18761.jpg

   Сам пакгауз и расположенный рядом с ним другой корпус бывших портовых складов:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18757.jpg

0

4

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18755.jpg

   Перед пакгаузом установлен один из древнейших в мире астрономических инструментов, изобретение которого приписывают древнегреческому геометру Эратосфену (а это 3 век ДО нашей эры!) - Армиллярная сфера (от латинского "armilla" - кольцо), предназначенная для определения координат небесных светил.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18749.jpg

   На ещё одном здании "Старого порта" изображена карта Семи мостов Кёнигсберга (честно говоря, узнал об этом только сейчас, а так бы в жизни не догадался), породивших старинную математическую задачу, в которой спрашивалось, как пройти по всем семи мостам центральной части старого Кёнигсберга, не проходя ни по одному из них дважды (в её решении поучаствовал даже знаменитый математик Леонард Эйлер, изобретший при этом так называемые Эйлеровы циклы).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18744.jpg

   Синий "зонтик" на переднем плане – модель небесной сферы, на куполе которой изображены самые яркие звёзды северного полушария Земли, причём положение "ручки" совпадает с направлением земной оси на широте Калининграда.

   В левой части следующего снимка можно видеть "мини-маяк" - Навигационный светящий знак, построенный в 1920-1930-х годах:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18752.jpg

   Территорию Музея пересекает первый в Кёнигсберге железнодорожный мост через реку Прегель, открытый в 1865 году и прослуживший почти 65 лет. Чтобы не мешать движению судов, мост сделали подъёмным. А рядом с ним расположилась коллекция якорей "разных времён и народов":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18750.jpg

   Много чего интересного здесь можно ещё увидеть, но у меня такой задачи не стояло. Вот попади я сюда лет так в 6-8, меня бы за уши отсюда не вытащить:)

   В состав Музея входят 4 корабля и подлодка, пришвартовавшиеся на "вечную стоянку" у набережной. Рыболовное судно "СРТ-129" (средний рыболовецкий траулер) послевоенного времени, видимо, особо не заинтересовало и в кадр не попало, а вот на Плавучий маяк (корабль, на котором установлен маяк) "Ирбенский", построенный в 1962 году (мой ровесник!) на финской верфи, не обратить внимания было просто невозможно благодаря его ярко-красному цвету:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18741.jpg

   Научно-исследовательское судно космической связи "Космонавт Виктор Пацаев":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18753.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18751.jpg

   Подводная лодка Б-413, спущенная на воду в 1968 году, послужила на Северном и Балтийском флотах, а в 2000 году была передана Музею Мирового океана:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18754.jpg

   А самый знаменитый экспонат Музея - научно-исследовательское судно "Витязь", которое иначе, как легендарным, и назвать сложно. Его биография настолько интересна, что я позволю себе привести приличного размера, хоть и с небольшими сокращениями, выдержку из книги писателя-краеведа А. Г. Митрофанова "Калининград. Городские прогулки":

   "Это судно немецкое. Его соорудили в городе Бремерхафене, в 1939 году. Он был «банановозом» — то есть кораблем, который предназначен для транспортировки разной экзотики из Африки в Европу. Разумеется, бананами дело не ограничивалось, возили и другие тропические фрукты. Но величали эти корабли банановозами.
   Судно называлось «Марс», что означает — бог войны. Однако ничего милитаристского в нем не было. Были прекрасные рефрижераторы, несколько пианино 1938 года выпуска (специально предназначенные для игры в морских условиях) и прочие надежные немецкие приспособления. Но наступила война, и африканская история закончилась. На банановозе поставили зенитные установки. В военных действиях он не участвовал — использовался в качестве транспортного судна. Затем — как госпиталь. А под конец войны, когда исход ее стал ясен, «Марс» вывозил из Кенигсберга и Пилау беженцев — двадцать тысяч человек. Этому кораблю везло. В него не попадали ни бомбы с английских самолетов, ни торпеды с подводных лодок СССР.
   После войны «Марс» отошел к Британии. И получил название «Вперед, империя». Англичане начали его реконструкцию, но потом почему-то вдруг отдали свою «Империю» Советскому Союзу. Говорят, что его обменяли на яхту командующего немецким флотом. И это, в общем-то, вполне возможно. Но не установлено наверняка. Судну присвоили новое имя — «Академик Макаров». Оно, наверное, использовалось бы как транспортное. Но случайно его обнаружил полярник Петр Петрович Ширшов. И предложил сделать научным.
   «Академик Макаров» стал «Витязем». «Витязь» оборудовали по последнему слову, начинили всевозможными приборами... И в 1946 году, 13 апреля, в понедельник, ровно в 13 часов везунчик «Витязь» отправился в свой первый научный рейс.
   Тогда же обнаружилось, что помещения банановоза не годны для проживания людей в жару. И капитан потребовал с земли сто раскладушек. Чтоб спать на палубе. Сразу же установилась добрая традиция — подкладывать друг другу в раскладушки маленьких живых акул.
   А еще потребовали сотню вентиляторов. Каждому по штуке. Вообще-то экипажу «Витязя» жилось совсем неплохо. Поскольку это было главное научное судно страны, средств на него не жалели. Взяли очень хорошего кока. Он пек замечательные пирожки, и каждый в любое время суток мог пойти на камбуз и перекусить. Перед камбузом же всегда стояла бочка с квасом, что в районе экватора трудно назвать лишним.
   Этот корабль вошел в историю. Он, например, сделал огромное количество так называемых постановок на глубоководный якорь. До «Витязя» вообще считалось, что дно не может находиться глубже шести тысяч метров. В крайнем случае — восьми. И только «Витязь» смог измерить глубочайшую в мире Марианскую впадину — 11 022 метра. А в феврале 1979 года корабль вышел в свой последний рейс. Из Новороссийска. Этот рейс был не совсем обычным. В плавание отправлялись ветераны. Пригласили тех, кто связан с “Витязем” не один год, а десятилетиями.
   В конце концов судно пришло, можно сказать, на родину — в Калининград. И началась в его истории новая эпоха. «Витязь» ржавел и пропадал. А в это время за него боролись музейщики-энтузиасты. Они хотели взять его, отреставрировать и приспособить под экспозицию Музея Мирового океана. Но им отказывали. Говорили, что корабль — уже не судно, а обычная консервная банка, огромная и ржавая. В запале кто-то из чиновников даже воскликнул:
— Как вы можете! Ведь это — фашистский корабль! А вы хотите в нем музей устраивать.
На эту фразу было отвечено с достоинством:
- Да, но корабль был построен руками угнетенного немецкого пролетариата. (!!! – прим. моё)
   В итоге победу одержал музей. Углубили дно близ берега, и в 1990 году, после кропотливой реставрации, в «Витязе» открылся Музей Мирового океана. Это и корабль, и музей одновременно. Матросы несут круглосуточную вахту, действует телеграф, корабль регулярно выходит в эфир"
.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18763.jpg

0

5

:cool:
мы, кстати, с огромным удовольствием по всем кораблям прошли! "Витязь" очень интересный, и неожиданно понравилась подводная лодка, я даже наловчилась рыбкой туда нырять в люки))

0

6

talusha написал(а):

даже наловчилась рыбкой туда нырять в люки

Надеюсь, без последствий? :)

0

7

.........

   Обычно я не возвращаюсь не только в те города, где уже побывал, но и в те места, которые видел. И  Калининград не стал исключением, но всё же, оказавшись на берегу Прегеля (прежнее название реки мне нравится намного больше, чем какое-то "кисельное" Преголя) неподалёку от Острова Канта, я не мог не подойти к кафедральному собору - ведь это единственный в России настоящий средневековый (14 столетие, как-никак!) готический собор, возможно, не самый впечатляющий, если сравнивать с его "собратьями" из Германии, Бельгии и Франции, но всё же (тем более за отсутствием других альтернатив в условиях текущей реальности)...

   Как же хорошо, что в прошлый раз я увидел Кёнигсбергский собор во всей его красе, хоть и не фоне голубого неба и не в солнечных лучах (хотя доброе светило всё-таки "передало" мне "привет", послав один лучик в самый нужный момент, после чего фасад собора буквально "вспыхнул" в свете золотистого предзакатного солнца)! Сегодня же наличествовали и солнце, и небо, но одна из соборных башен (которая маленькая, треугольная) была укрыта реставрационными лесами. А это уже не совсем "то" - думаю, ценители архитектуры меня поймут. Поэтому я даже не стал фотографировать собор целиком, оставив "больную" башню за кронами деревьев:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18765.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18766.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18767.jpg

   Зато на других ракурсах этого чудесного готического творения я, что называется, "оторвался" - это ж моя любимая готика, причём даже не "нео", а самая что ни на есть "всамделишная" :)

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18772.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18774.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18771.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18770.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18768.jpg

   И я, и я! Зря, что ли, лез?! (на макете более-менее уцелевшего во время войны, но окончательно уничтоженного большевиками Королевского замка)

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18769.jpg

   Уходя с острова по историческому Медовому мосту, связавшему древние города Альтштадт и Кнайпхоф ещё в середине 16 века и построенному в нынешнем виде в начале 1880-х годов, я не мог удержаться, чтобы ещё раз не сфотографировать новодельную, но вполне атмосферную Рыбную деревню и великолепную, хоть и весьма вольно восстановленную в наше время, Новую Синагогу:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18775.jpg

0

8

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18773.jpg

..........

   А теперь я приглашаю вас совершить небольшую прогулку вдоль Нижнего пруда, иногда называемым Нижним озером (первое формально точнее, поскольку водоём является искусственным). Нижний пруд - это не только зелёная зона, но и, как ни странно прозвучит, старейшее рукотворное сооружение (касательно водоёма последнее слово звучит ещё более странно, но адекватного синонима в данном контексте я не нашёл) Калининграда, сохранившееся до нашего времени, поскольку он был создан ещё в 1256 году рыцарями Тевтонского ордена вблизи Королевского замка, а потому до недавнего времени (аж до 1949 года!) именовался Замковым (ну вот что б ему стоило таким и оставаться!). Любопытно, что пруд принадлежал прусским монархам (герцогам-королям) до начала 19 столетия, и только в 1810 году город его выкупил.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18782.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18784.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18781.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18783.jpg

   На юго-восточной оконечности Нижнего пруда установлены так называемые Мировые часы, показывающие время в разных часовых поясах Земли:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18777.jpg

   Ещё один из антуражных калининградских новоделов: жилой дом в стилистике немецкого замка:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18778.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18780.jpg

   Правда, таковым является лишь главный фасад, выходящий к озеру, а в целом - дом как дом, только что для "не очень простых" граждан. Но всё равно здорово - лучше, чем очередная безликая коробка, и уж точно лучше, чем совершенно безвкусный (на мой, естественно, взгляд), как топором вырубленный неумелыми руками, собор на площади Победы...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18776.jpg

   Кстати, как уже потом поправили меня местные жители, этот дом в целом повторяет старинный прусский, ранее стоявший на этом месте. Не сказать, что получилась точная копия, но фасад внешне является практически аутентичным.

   А этого человека, памятник которому стоит на набережной пруда, наше "военизированное" поколение знало ещё со школьного возраста - легенда советского подводного флота, командир подлодки Александр Иванович Маринеско, прославившийся уничтожением  германского судна "Вильгельм Густлофф", на борту которого находился практически весь цвет немецкого подводного флота (по прикидкам специалистов, погибших нацистских подводников хватило бы для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа), за что Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом. А вот сам памятник, как мне кажется, не очень соответствует масштабу личности великого капитана...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18779.jpg

   Нельзя не отметить, что у этого подвига есть и другая сторона: на "Вильгельме Густлоффе" эвакуировались около 9000 гражданских беженцев, большая часть которых погибла в результате атаки. Оставлю этот факт без комментариев...

Отредактировано savl (2021-09-09 09:35:58)

0

9

Нижним пруд назван относительно Верхнего, расположенного чуть севернее и чуть выше и тоже созданного Тевтонскими рыцарями, только на 14 лет позднее. Именно водой, вытекающей из него, и питается пруд Нижний, а в 1929-1930 годах между ними был сооружён Каскад Замкового пруда:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18785.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18786.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18788.jpg

   Нишу венчающего каскад арочного строения украшает мозаичное панно времён довоенного Кёнигсберга (отреставрированное, конечно):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18787.jpg

* * * * * * * * * *

   Совсем рядом с "неокёнигсбергским" Ленинским проспектом, в небольшом треугольнике, образованном улицами Больничной, Барнаульской и Вагнера, можно увидеть колоритный кусочек настоящего старого Кёнигсберга.

   Начну я со здания, которое фактически находится на улице Вагнера, но формально - по адресу - числится на Больничной (бывшей Друммштрассе) - это бывшая Хирургическая клиника Кёнигсбергского университета (Альбертины). Сегодня она продолжает оставаться больницей, поэтому войти на её территорию просто так весьма проблематично, а из-за ограды удалось сделать только несколько снимков, и совсем не крупным планом:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18827.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18828.jpg

   Здание клиники было построено в начале 1860-х годов после того, как 1858 году её возглавил 31-летний, но уже хорошо известный профессор хирургии Карл Эрнст Альбрехт Вагнер, до этого работавший главным врачом городской больницы в прусском городе Данциг (ныне - Гданьск). Сам Вагнер принимал в строительстве активное участие, в том числе - и финансовое, за что в конце 19 столетия (Вагнера к тому времени уже не было в живых - он умер рано, в 44 года) улица, на которой находилась новая клиника, получила его имя - Вагнерштрассе.

   Любопытно, что когда к власти пришли нацисты, улицу Вагнера переименовали в ... Рихард Вагнерштрассе - в честь известного композитора, недолго жившего в Кёнигсберге в 1836-1837 годах, которого очень любил сам Гитлер. А после войны ей вернули прежнее название - улица Вагнера (одна является одной из немногих в Калининграде, сохранивших старое "прусское" имя), правда, в честь кого именно она сегодня называется, можно только гадать...

   На пересечении Вагнера и Больничной расположено небольшое кирпичное здание, ранее тоже входившее в клинический комплекс и служившее тем, что сегодня называют проходной - в ней были ворота (сейчас они закрыты строительным листом), а внутри размещались сторож и дежурный врач.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18829.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18842.jpg

   После войны дом вплоть до середины 1990-х использовался в качестве жилого, потом пустовал, а сейчас, вроде, обрёл хозяина, который обещал привести его в порядок с сохранением исторического облика.

   В 1870 году Хирургическую клинику Альбертины возглавил немецкий профессор Карл Шёнборн. При нём на соседней улице Ланге Райе (в переводе - Длинный Ряд, ныне - Барнаульская) был возведён новый корпус хирургии:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18834.jpg

0

10

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18838.jpg

   А спустя несколько лет рядом с ним появилось самое красивое здание этого "медицинского кластера" - Глазная клиника Кёнигсбергского университета из жёлтого клинкерного кирпича с богатым декором в духе "готического Ренессанса".

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18835.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18840.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18826.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18839.jpg

   Просто потрясающий декор, да и вообще это один из красивейших памятников старого Кёнигсберга...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18833.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18837.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18836.jpg

   Боковой фасад:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18831.jpg

   Ещё одно примечательное сооружение с выделяющимся порталом - построенное в 1900 году на Больничной улице здание Народной школы для девочек, названной в честь немецкого философа, психолога и педагога Иоганна Фридриха Гербарта, работавшего в начале 19 века в Кёнигсбергском университете.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18830.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18841.jpg

   Последний (из тех, что я могу показать) дом прусских времён, сохранившийся в этом историческом квартале, намного проще. Построен он был на углу улиц Вагнера и Больничной напротив клинической "сторожки" в конце 19 столетия, изначально имел фасадный декор, который оказался утраченным после ремонта в период между двумя Мировыми войнами - и в таком виде и дошёл до наших дней, разве что был покрашен, а первый этаж облицован на современный лад:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/18714/h-18832.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Калининград-"лайт": небольшие городские прогулки