Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (1698—1710).
В 1560 году на этом месте был построен деревянный храм, затем, к концу 16 века он превратился в одноэтажный каменный собор, строительством которого руководил игумен Троицкого монастыря Феодосий. К концу 17 века каменный собор стал ветшать, о чём писал в грамоте Астраханский митрополит Савватий царям Иоанну и Петру Алексеевичам: «соборная церковь ветха и развалилась». Митрополит стал постепенно собирать средства на строительство нового собора. В то время в Астрахани, в 1692 и 1693 годах, свирепствовала страшная болезнь – чума, уносившая ежедневно в могилу множество людей. Тем не менее Митрополит Савватий в это тяжёлое время не оставил паствы своей, утешая её в нахлынувшей скорби и подая многим последнее свое напутствие. Митрополиту удалось собрать пожертвований на сумму в 10000 рублей, но первого июля 1696 года он скончался, и собранные им деньги были взяты в гражданское ведомство.
Новый Астраханский митрополит Сампсон получил из этих денег только 3996 рублей, которыми он смог расплатиться за разборку старого собора и за материалы, приготовленные для строительства нового. Архипастырь обратился за помощью к царю Петру Алексеевичу, которому писал в 1698 году, но поддержки от правительства он так и не получил. Приходилось митрополиту надеяться на помощь Божию и благотворительность местного купечества. Пожертвования на новый собор были, несомненно, велики, о чём говорит величественный вид храма, на постройку которого требовались огромные средства.
Строительство нынешнего собора началось в 1699 году, для строительства храма митрополит Сампсон нанял тридцать каменщиков во главе с подрядчиком Дорофеем Мякишевым.
Вначале зодчий мыслил сделать собор с одним большим куполом, но при строительстве собора в 1702 году вследствие поспешности кладки или недостаточной прочности связей обрушился свод храма, и вместо одного огромного купола было возведено пять, что, несомненно, придало храму другой вид.
С 1705 до 1706 года в Астрахани происходил так называемый стрелецкий «свадебный» бунт - антифеодальное восстание которое приостановило ход работ, так как многие каменщики, землекопы и колодники тогда присоединились к восставшим.
В 1707 был освящён нижний храм, в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1708 году в нижнем храме был возобновлён придел во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, только устроен он был уже не с правой, а с левой стороны.
В 1709 году вследствие сильного пожара обгорели соборные главы на почти завершённом соборе.
Основные каменные работы по возведению собора завершились к 1710 году, и верхний, главный храм, был освящён 14 августа 1710 года.
После сооружения собора его нижний храм стал усыпальницей астраханских иерархов. Именно сюда были перенесены останки всех прежних митрополитов и епископов, среди которых яркие исторические личности: первый астраханский архиерей Феодосий,священомученик, митрополит Астраханский Иосиф и другие. В нижнем храме собора нашли свое последнее пристанище и грузинские цари -Вахтанг VI и Теймураз II.
Собор выполнен в стиле московского барокко и является одним из лучших памятников этого стиля. Возведен он в традициях древнерусской архитектуры и имеет правильную кубическую форму. Венчают собор пять позолоченных глав с крестами на небольших, деревянных барабанах. Сами барабаны покоятся на куполах барочной формы, покрытых железом. Купол завершают кирпичные барабаны. В каждом барабане имеется по восемь оконных проемов, обрамленных уходящими внутрь наличниками из фасонного кирпича. Между наличниками в простенках с наружной стороны имеется по одной колонке с белокаменной капителью стилизованного коринфского ордера. Барабаны завершаются карнизами из фасонного кирпича. Центральный барабан сверху над наличниками украшен вставками, сделанными из белого камня с резным орнаментом различного рисунка.
Успенский собор имеет два этажа и состоит из двух храмов, верхнего – Успенского и нижнего - во имя Сретения Владимирской иконы Божьей Матери. Расположение нижнего храма одинаково с верхним. Храм имеет входы с трех сторон: северной, западной и южной. Фасады украшены тонкой белокаменной резьбой и фасонным кирпичом более ста видов, северные, южные и западные двери собора, вставлены в богатые, тончайшей работы порталы из кирпича и белого камня.
С восточной стороны к основному объему собора примыкает алтарь, выступающий пятью апсидами, а с западной — лобное место с широкой двухмаршевой лестницей.
С момента своего создания в архитектурном отношении храм дошёл до нас практически в первозданном виде за исключением нескольких деталей. Наиболее серьёзная утрата - разрушенная в 30-х годах 20 столетия галерея, примыкавшая к южным дверям храма, сверху украшенная башенкой с вертящимся флюгером в виде ангела с трубой. По ней проходили на службу, совершавшуюся в соборе, правящие архиереи.
Троицкий собор с церквями Сретения Господня и Введения во храм Пресвятой Богородицы.
История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирилла, повелевает ему устроить в городе “Николы Чудотворца монастырь общий”.
К 1573 году игуменом Кириллом были выстроены: храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трёх саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня".
Все постройки были деревянные. Были они обнесены дощатою оградою высотою в две сажени. Ко времени кончины игумена Кирилла в 1576 году им было выстроено в монастыре ещё два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы, освящённого 25 июля 1576 года.
Присланный в Астрахань в 90-х годах XVI века новый игумен Феодосии (будущий первый епископ Астраханский), ревностно занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящён был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба.
В 1623 году на Пасхальной неделе в субботу в Троицком монастыре произошёл сильный пожар. Выгорели почти все здания обители. В храмах каменных: соборном Живоначальной Троицы, вместе с приделом Святых князей Бориса и Глеба, и в Никольском под колокольнею — погорели все верхи, кровли и связи. Деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с Введенским приделом и трапезою полностью сгорели. Уничтожены были огнём все иконы в храмах и богослужебные книги: на колокольне у четырёх колоколов уши отломились, а остальные монастырские постройки, как-то: амбары, погреба, сушилы и все монастырские службы — сгорели дотла, так же как и почти все келий для братии. Выгорели и находящиеся за пределами обители монастырский конюшенный двор и братские келий в монастырском огороде. Из всех зданий в монастыре уцелели от огня только храм Входа Господня в Иерусалим и пять братских келий.
Благодаря стараниям игумена Рафаила монастырь был восстановлен.
Отремонтирован был Троицкий собор, который в то время был соединён в одну связь с Введенским храмом и трапезною палатою. Введенский храм перестроен и разделён на две части: под одной крышей оказались две церкви — Введенская и в честь Сретения Господня.
В таком виде комплекс из Введенского и Сретенского храмов, трапезной палаты и служб под ними дошёл до наших дней.
Кирилловская часовня, 1677 г., перестроена в 1802 г. Построена над могилой первого игумена Троицкого монастыря Кирилла.
Каменная плита на западной стене часовни о захоронении в ней астраханского губернатора фон Менгдена в 1731 году.
Никольская Надвратная Церковь, 1729—1738 гг.
Никольский надвратный храм по времени его основания - старейший в Астрахани.
В 1556 году, царь Иоанн Грозный, посылая русскую рать для усмирения астраханского хана-изменника Дервиш-Али, вручил воеводе Ивану Черемисинову образ Святителя Николая Чудотворца, именуемый Можайским. Эта икона стала походной у русских воинов и сопутствовала им, находясь в походной церкви, со специально приставленным священником.
После устройства Черемисиновым в 1558 году новой Астрахани на левом берегу Волги икона с походной церковью была перенесена сюда и поставлена посредине воздвигнутого острога.
Возведение надвратных церквей на крепостных стенах подразумевало в соответствии с христианской символикой покровительство и защиту населению от того святого, чьим именем назывался надвратный храм. Размещенный на проездных вратах со спуском, ведущим к узкой береговой полосе Волги, храм назывался астраханцами "Никола на воротах". Рядом с ним был главный причал Астрахани, получивший название Никольская пристань. Здесь швартовались суда военные, государственные, монастырские, посольские, русских, восточных и европейских купцов.
Отредактировано Loconte (2021-12-06 00:59:01)