Последнее время у меня с путешествиями как-то не складывается, а новых впечатлений хочется.
В местах, куда можно с дачи добраться на электричках и автобусах - Быково, Коломна, Гжель, Зарайск, я уже побывала. Из ближайших к моей даче мест, интересных для посещения, оставалось у меня только Фаустово. Вот туда я и отправилась жарким и солнечным июльским днём.
Фаустово - старинное село, впервые упоминается в княжеских грамотах с 1451 года. Фаустово удобно расположено на высоком берегу Москва-реки. Река, заливные луга, леса - эта местность была обитаема издревле. Первое упоминание о селе Фавустовьское датируется 1451 годом. Позже в документах появляются названия - "Фаустово- Марчуги тож" (1784 год).
Москва-река - основная транспортная артерия, но сложная местность и неустойчивое русло реки требовали помощи лоцманов и конной тяги для подъёма судов по реке против течения. Поэтому помимо типичных сельскохозяйственных работ и дел, обитатели Фаустово и окрестных деревень издревле занимались коневодством. А сочные и обширные пойменные луга давали возможность заготавливать на зиму достаточные запасы сена, чтобы содержать лошадей и заниматься их разведением. Артели коневодов, занимавшиеся перегоном судов по реке, существовали в этих местах вплоть до начала XX века.
Железная дорога, соединившая Москву с Коломной, а потом и с Рязанью, была построена в 1860-65 гг. под руководством Карла фон Мекка, а затем его сына. Уже к 1868 г. начала действовать станция "Фаустово",
Но речные перевозки продолжали оставаться значительными. Так как летом Москва-река сильно мелела (такую воду называют "сухой"), то русло изобиловало отмелями и перекатами, образовывавшимися в результате регулярных подмывов ее мягких берегов. На некоторых перекатах суда садились на мели так плотно, что приходилось нанимать до 200-250 рабочих и до 50 лошадей, чтобы снять баржу с мели. Иногда баржу засасывало так, что приходилось продавать ее на месте на слом.
В 1874 году в составе Москворецкой шлюзованной системы, был построен Фаустовский шлюз на Москва-реке, для плавания судов за конной тягой. Говорят, что шлюз сохранился и даже действует, но я туда не дошла.
Меня интересовали два старинных храма, сохранившиеся от Марчуговской Соловецкой пустыни. Это величественный Троицкий собор и надвратная Церковь Зосимы и Савватия.
До станции Фаустово можно доехать от Казанского вокзала (станций Электрозаводская, Авиамоторная, Выхино. От Выхино за один час.). К сожалению экспрессы там не останавливаются. Дальше пешком от станции по деревенской улице 20 мин.
Домики с наличниками, цветущими палисадниками. Понравилось то, что всё ухоженное. Если хозяева решили построить новый дом, то старый сохранён, отремонтирован и смотрится, как картинка. И так во многих местах.
Изначально обитель стояла на берегу Москвы-реки в селе Марчуги у Красного холма — в месте, которое весной заливало половодье. В 1655-57 гг. монастырь был перенесён вверх по течению, на другой, более высокий берег реки, к деревне Фаустово. Отсюда и название Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь.
До 1678 года Марчуговская Соловецкая пустынь была приписана к подмосковному Андреевскому монастырю, что у Воробьевых гор. Пустынь пользовалась покровительством царя Федора Алексеевича, который регулярно жаловал обители ценные дары.
В 1699 году по указу Петра I пустынь была приписана к богатому Соловецкому монастырю, в ведении которого находилась до 1764 года, пока не была упразднена повелением Екатерины II. Храмы были переданы Московской Епархии, как приходские.
В 1938 году церковь была закрыта и разграблена: иконостасы растащили, белокаменный пол выворочен, изразцы высечены. Под действием сырости осыпалась штукатурка. хозяйственные склады. Троицкий храм стал совхозным складом. В годы сталинских репрессий на Бутовском полигоне были расстреляны местные настоятели.
Восстановление началось в 1996 году. Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь по сегодняшний день является подворьем Соловецкого монастыря.
На сегодняшний день всю бывшую территорию монастыря занимает кладбище, посреди которого и высятся два храма.