Также очень ценил Рембрандта, особенно – Веласкеса за его огромное мастерство, чутье, характер передачи различных по оригинальности типов и их психологический анализ.
Из своих современников он очень высоко ставил В. Серова, считал его непревзойденным портретистом, говорил, что у Серова поза дополняет портрет и видишь, чувствуешь того, кого он изобразил, со всеми характерными чертами и свойствами характера…
В художественной школе Николай Иванович пользовался огромным авторитетом, любовью и уважением и даже преклонением перед его талантом.
Он был немногословен, говорил коротко, тихо, но убедительно. При его появлении в классе наступала тишина, ловилось каждое его слово. Николай Иванович останавливался у работ. Если ему понравилась работа или рисунок, он спрашивал у ее автора, что бы тот хотел еще сделать, чего недостает в работе, чтобы сам учащийся разобрался в дальнейшем ходе работы.
Николай Иванович говорил, что натура – это лучший наш учитель, нужно внимательно и зорко наблюдать за ней.
Николай Иванович обладал какой-то притягивающей к себе силой и обаянием своей личности. Очевидно, силой таланта и внутреннего содержания. Он заражал всех своей бодростью, внутренней энергией.
Не могла не привести, нашла интересные высказывания его учениц. Сразу, помимо художника, выходит на первый план его личность.