Фото главного зала отсюда https://www.admagazine.ru/architecture/ … tra-moskvy
Главный кинозал превратился в амфитеатр с понижающимся полом.
Верхнюю часть зала занимает балкон, который держится на четырех колоннах. По всем правилам эту конструкцию нужно было убрать. Во-первых, колонны закрывали обзор экрана. Во-вторых, пол времен Шехтеля был ровным, что недопустимо в современных кинотеатрах, а балкон не позволял поднять его, сделать наклонным: зрители верхних рядов упирались бы в этот балкон. Но реставраторы понимали, что балкон и колонны нужно сохранить.
Реставраторы, по их собственному утверждению, бились за композицию «до последней штукатурки». Пол в итоге не подняли относительно экрана, а сделали ниже. «Если вы посмотрите на боковые двери, через которые раньше заходили зрители, то увидите, что они как бы висят над полом. На самом деле они остались на своих местах. Это пол ушел вниз», — объясняют реставраторы. Сейчас через эти боковые двери не заходят, а заходят со стороны главного фойе.
Вот так выглядел зал до начала реставрации. Слева видна дверь, она на уровне пола
Фото отсюда https://rblogger.ru/2014/01/29/hudozhes … kinoteatr/
Колонны находились в аварийном состоянии. Их пришлось заменить. Инженеры создали металлические опоры, которые поставили под балкон, а тем временем соорудили новые колонны. Их верхние части — капители — родные, времен Шехтеля: архитектор, любитель античной мифологии, изобразил голову бога Диониса и акантовые листья. Капители воссоздали по одной сохранившейся подлинной.
Вдоль балкона положили дубовый шпон на исторический поручень из сосны. Обнаружили этот поручень под слоями ДСП.
Заднюю и переднюю часть балкона не меняли, сделали лишь локальное вскрытие, чтобы выяснить, как он устроен. Под штукатуркой оказались кованые кронштейны, на которые по вертикали набиты деревянные бруски изогнутой формы. Поверх штукатурки расчистили элементы декора: стрелы, факелы, ленты. Очистили их от краски и пыли. До ремонта они казались бесформенными.
В операторской за балконом реставраторы нашли фрагменты шехтелевского кессонного потолка: такой был над всем залом, но в 1950-е годы его заменили на обычный, с побелкой.
Под слоем краски спряталась и решетка, на которой держалась люстра. Сейчас потолок, состоящий из фиброцемента, изготовили заново с намеком на кессоны Шехтеля, а решетку расчистили. Оказалось, ее вершины увиты акантовыми листьями.
Кессонный потолок не просто дань памяти архитектуре Шехтеля. Рамки играют особую роль: между ними вмонтирована звуковая техника.
Обычно кинозалы увешаны колонками. Это необходимо. Но в исторический антураж они не вписываются. И команда архитекторов специально летала в Лондон на встречу со специалистами по звуку, которые спроектировали 54 колонки для этого зала. Часть техники спрятана под потолком, а часть — за стенами.
Со стенами связана отдельная история. В первоначальном варианте они были просто отштукатурены. Разумеется, звукоизоляции не было. Современные нормы строительства кинотеатров обязывают покрывать стены залов минеральной ватой или другими аналогами, чтобы звуки не проникали наружу. Такой материал по своему внешнему виду далек от дизайна Шехтеля.
Тогда реставраторы решили выложить стены акустической штукатуркой. Она состоит из множества шариков, которые наносят в несколько слоев. Полости между ними глушат шум. Сделали из этой штукатурки русты — стилизованные камни по чертежам Шехтеля. То есть применили технологию на стыке реставрации и приспособления.
Правда, из-за наложения акустической штукатурки пришлось законсервировать барельефы-венки над бывшими входами в кинозал. Оригиналы оказались внутри стен, а поверх штукатурки нанесли их реплики. Зато барельефы над дверями, изображающие битвы кентавров с лапифами, удалось сохранить.
Кентавры пережили советское время. Их даже реставрировали. Но, к сожалению, использовали для реставрации обычный цемент. При новой реставрации его отколупывали с носов, пальцев, мечей лапифов.
Еще одно изменение в кинозале — барельеф над экраном, изображающий двух симметричных морских коней с рыбьими хвостами (гиппокампов), которые держат вывеску с датой «1912» — годом перестройки кинотеатра по проекту Шехтеля. В советскую эпоху оригинал снесли. Реставраторы воссоздали барельеф по фотографиям и аналогам.
Во время расчистки стен были обнаружены фрагменты самой старой краски — светло-желтой, предположительно, это и есть оригинальный “шехтелевский” цвет, но по нынешним меркам для кинозалов он не подходит, так что на память о прошлом на маленьком фрагменте стены сделали выкрасы соответствующего оттенка, а все остальное покрасили в темный бордовый цвет — отсылка к красным стенам советской эпохи, которые многие еще помнят. Кресла поставили новые. старые деревянные не отвечают современным требованиям о комфорте.
pic upload
Надеюсь, что когда-нибудь мы сходим сюда именно в кино, и тогда я сама смогу снять большой зал.
За сто с лишним лет история сделала круг, и сегодня отдельно стоящий, а не в торговом центре, кинотеатр с парадными интерьерами снова стал редкостью. Хорошо, что “Художественный” возвращает нам это давно забытое искусство — ходить в кино, как на праздник.
На этом мой рассказ завершен. Пока завершен... Ставлю многоточие, надеюсь прийти сюда как зритель и добавить фото.