Кинотеатр "Художественный" -возвращение легенды
Если осенью ко дню города нам вернули во всей красе Северный речной вокзал, то в апреле наконец-то открыли после реставрации кинотеатр "Художественный".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Художественный_(%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80,_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)
https://ria.ru/20141110/1032162782.html
https://www.the-village.ru/weekend/new- … hestvennyy
https://www.mos.ru/mayor/themes/3299/6998050/
https://www.mos.ru/news/item/89219073/
https://www.admagazine.ru/architecture/ … tra-moskvy
«Художественный» — московский кинотеатр, расположенный на Арбатской площади (дом 14). Открыт 10 ноября1909 года. Старейший кинотеатр Москвы, один из старейших в мире и один из немногих действующих кинотеатров, имеющих столетнюю историю.
Оригинальным названием кинотеатра было «Художественный электро-театр», хотя по документам он назывался «Синематограф Брокша». Здание подвергалось перестройке, реставрации, реконструкции, находилось под бомбежкой, должно было быть вообще снесено.
История
Первоначальный проект кинотеатра на 400 человек был выполнен в 1909 году.
Это был одноэтажный дворец в стиле модерн построен он был по проекту архитектора Николая Благовещенского. У него был большой опыт работы с электричеством (с 1890-х служил в Обществе электрического освещения и был автором нескольких корпусов электростанции на Раушской набережной), электрооборудование кинотеатра было безупречным, а само здание - максимально безопасным в пожарном отношении.
Здание кинотеатра было одноэтажным с куполом. Походило на дворец с пилястрами, статуями и колонами.
Вот чертеж его бокового фасада
В фойе был светящийся фонтан. Отличительной особенностью этого здания было то, что его изначально соорудили специально для размещения в нём кинотеатра, в отличие от многих других, существовавших в Москве до революции.
На этот раз зрителям предложили воспринимать кино как искусство и смотреть его в соответствующей обстановке. Это была настоящая революция, поскольку в начале века кино в Москве показывали где придется — в обычных помещениях, которые не были приспособлены для сеансов. Посетителям нередко приходилось стоять, а использование легковоспламеняющейся целлулоидной кинопленки часто приводило к пожарам.
Участком земли и зданием кинотеатра владело «Варваринское акционерное общество домовладельцев», это одна из первых в Москве компаний, для которой строительство недвижимости было основным видом деятельности.
Непосредственно сам синематограф принадлежал Роберту Альберту Брокшу, и в документах кинотеатр значился как «Синематограф Брокша». Брокш был управляющим Варваринского акционерного общества домовладельцев. 5 ноября 1909 года на первой странице газеты «Русские ведомости» сообщалось о открытии кинотеатра.
«На днях последует открытие Художественного электро-театра» в специально выстроенном здании на Арбатской площади. Зрительный зал на 400 мест и фойе со светящимся фонтаном художественно отделаны. Грандиозный экран в светящемся гроте. Оркестровые симфонические антракты под управлением И.Г. Лескес. О дне открытия последует отдельная публикация».
Русские ведомости 5 ноября 1909 года
Первый сеанс в кинотеатре состоялся 11 ноября 1909 года. Первыми фильмами, демонстрировавшимися в кинотеатре, были: «Жоржетта» — драма в исполнении первоклассных парижских артистов, мелодрамы «Ангел примирения» и «Посмертное желание матери», а также некоторые другие видовые и комические картины".
Здание поражало богатым оформлением: фойе освещали ажурные люстры, здесь же располагался фонтан и играл оркестр, в кадках стояли пальмы. Кроме того, это был единственный кинотеатр, который выполнял доставку заказанных билетов на дом.
Рядом со зданием находились жилые дома.
Спустя 4 года после открытия кинотеатр был приобретен продюсером и режиссёром Александром Ханжонковым и из-за наплыва посетителей, желающих приобщиться к новому виду искусства, был столь велик, что уже в 1912—1913 г.г. здание кинотеатра было перестроено выдающимся московским архитектором Ф. О. Шехтелем в духе нового времени.
Ф.О.Шехтель заменил эклектичный декор здания на более строгий неоклассицизм. Так, входы украсили ниши с античными рельефами - небольшие выступы-ризалиты с парными пилястрами и полукруглыми люнетами. Дело в том, что к тому времени модерн, в котором Шехтель был мастером, уже "сходил со сцены" и его заменял неоклассицизм.
Вот таким "Художественный" стал после перестройки его Ф.Шехтелем и именно таким его постарались сделать входе завершившейся реконструкции. Обратите вниманеи на 4 окна по фасаду, позже их заложили.
Новый кинотеатр располагал паровым отоплением, бетонными перекрытиями, балконами и ложами. Количество мест было увеличено до 900— 925 (крупными театрами в Москве считались в то время здания, вмещавшие в себя до 700 зрителей). Кинотеатр располагал специальной будкой для хранения целлулоидной киноплёнки. Она располагалось на крыше и будучи обитой железом напоминала сейф. Она простояла долгое время, даже когда в ней уже не было необходимости, так как её не могли убрать.
Синематограф А. Л. Брокша был одним из самых фешенебельных кинотеатров города. Каждый владелец театра старался любыми способами привлечь зрителя, поэтому на смену наспех переоборудованным складским помещениям первых кинозалов пришли огромные здания с красочными афишами и новинкой тех лет — гирляндами электрических лампочек на фасадах, мраморными колоннами, пальмами в фойе и ярким светом ажурных люстр. При входе, как в театре, были оборудованы гардеробные, перед началом сеанса на небольших эстрадах выступали артисты, играли музыканты. Зрительные залы в лучших кинотеатрах не уступали театральным: они были просторными, с рядами удобных кресел в партере, с ложами, полузакрытыми бархатными портьерами, наверху на балконе, как в театрах, располагалась галёрка.
В кинотеатре «Художественный» собиралась публика преимущественно из московской интеллигенции. В 1909 году «Художественный» посетил Л. Н. Толстой.
Репертуар кинотеатра был весьма разнообразен, так, например, в октябре 1914 года в него входили: «Призрак счастья», «Развалины древнего Египта», «Я люблю энергичных», «Принцевы острова», «Миражи жизни», «У берегов Бельгии», «Только бы не узнала жена», «В Греции», «Анна Каренина», «Дух времени», «Современная Греция», «Переход русских войск через реку Сан после победы над австрийцами», «Запутанное родство». Такое количество демонстрировавшихся фильмов объясняется тем, что по продолжительности они были 10—15 минут.
В мае 1917 года в стенах кинотеатра проходила общегородская конференция большевиков. Во время событий октябрьской революции в здании кинотеатра содержали пленных красноармейцев и юнкеров.
Вот такой была Арбатская площадь до революции и впервые годы Советской власти. На том месте, где сейчас внизу проходит тоннель Бульварного кольца, стояла церковь Бориса и Глеба, правей в глубине уже стоит здание Моссельпрома, еще правей видим боковой фасад "Художественного", к нему вплотную стояли домишки с обеих сторон.
27 августа 1919 года В. И. Ленин выпустил декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению», и Роберт Брок перестал быть управляющим кинотеатра. В 1921 году «Художественный» стал первым кинотеатром ГосКино.
В 1926 году в нём состоялась премьера кинофильма «Броненосец Потёмкин», в 1931 году — первой звуковой картины «Путёвка в жизнь», и в 1936 году первого цветного кинофильма «Груня Корнакова».
Так выглядел фасад кинотеатра во время демонстрации фильма "Броненосец Потемкин"
На этом фото видно, что со стороны Знаменки к фасаду кинотеатра лепились какие-то лавочки.
На их месте в 1932г. был построен Арбатский рынок. Две большие скульптурные группы украшали вход в него. Это фото примерно 1933-34г. Как оживленно было на площади, сколько народу в трамваях, сколько идет пешком. Москва уже тогда стремительно росла.