Во времена Советов, когда Троицкий собор был закрыт, кафедральным являлся как раз Георгиевский храм (он закрывался, и то очень ненадолго, только 1 раз в 1940 году), причём, что любопытно, он сохранил соборный статус и после того, как Троицкий собор вновь вернулся к выполнению своих изначальных функций.
В верхний, "основной", храм (на втором этаже) мы не попали: там готовилась пышная служба, поскольку завтрашний день (6 мая) был одним из четырёх дней почитания Святого Георгия, а "завтра", как известно, в православии начинается именно на вечерней службе. А вот в нижний, главный придел которого как раз и посвящён Георгию Победоносцу, зашли:
Напротив Свято-Георгиевского собора сохранились остатки, в которых даже сегодня угадывается былые красота и роскошь, декоративной ограды усадьбы Фалеевых-Гончаровых:
* * * * * * * * * *
Красивый вид с куполами Георгиевского собора на заднем плане открывается с площади (хотя такого статуса она не имеет) на пересечении улиц Пушкина, Баумана и Академика Королёва:
Здесь же находится очень интересное трёхэтажное здание (предыдущий вид снимался как раз от него, поэтому оно само в кадр не попало), которое официально называется особняком купца И.Г. Билибина, но с некоторых пор больше известно как Дом Шамиля. Построено оно было на рубеже 18-19 столетий во вполне, в общем-то, традиционном классическом стиле тех времён и мало чем выделялось среди прочих купеческих особняков города, но в середине 19 века о нём узнала вся Калуга.
История предводителя кавказских горцев Шамиля слишком масштабна, чтобы пытаться пересказывать её в двух предложениях, к тому же я знаю, что если даже попытаюсь сделать это, то "Остапа понесёт" и... Поэтому ограничусь только самой общей канвой событий, последующих за сдачей (весьма почётной, надо отметить!) Шамиля главнокомандующему русской кавказской армией генералу А. И. Барятинскому. Шамиль просил разрешения остаться в Дагестане, но по личному указанию императора Александра II местом его жительства была определена Калуга, куда "пленный" прибыл в октябре 1859 года. Сначала Шамиля поселили в лучшей гостинице города, но после того как через несколько месяцев в Калугу приехала его семья, власти арендовали бывший особняк Билибина с 13-ю комнатами, где разместились сам Шамиль с двумя жёнами, два его сына со своими семьями и четыре дочери с мужьями, а также прислуга и телохранители. Хотя в охране имам вряд ли нуждался: горожане его только что не боготворили, наперебой зазывали в гости, а перед его приездом раскупили все литографические портреты знаменитого горца; местные газеты писали, что "19 ран имама, 9 из которых на груди, свидетельствуют о его необыкновенной храбрости", а местный коннозаводчик Рогозин подарил Шамилю племенную лошадь - известно, что на Кавказе оружие и лошади всегда считались лучшими дарами (правда, произошёл небольшой конфуз, когда выяснилось, что лошадь оказалась кобылой, но Рогозин загладил свою оплошность). Сам Шамиль, хоть жил замкнуто и аскетично, охотно общался с местным людом, гуляя по городу, вёл длительные беседы с русскими офицерами. Здесь же, в Калуге, в зале губернского Дворянского собрания имам со своими сыновьями в августе 1866 года принёс присягу на верноподданство России.
Калуга Шамилю приглянулась. М. Жебрак в программе "Пешком..." рассказывает, как в одной из первых прогулок он воскликнул: "Чечня! Совершенная Чечня!", имея в виду привычный для его родных мест холмистый рельеф местности. Он прожил здесь 8 лет, пока в 1868 году, учитывая его возраст, при котором калужский климат был, мягко говоря, не идеальным для здоровья, император разрешил имаму переселиться в Киев, а чуть позже - отправиться в Мекку для паломничества, во время которого Шамиль скончался в Медине - священном для мусульман городе, где и был похоронен. А провинциальная Калуга сохранила добрую память о своём знаменитом госте.
..........
"Побывав в гостях" у Шамиля (а заодно получив повод поподробнее ознакомиться с его историей), мы отправляемся дальше. Вот довольно любопытное сооружение, но что это - нечто историческое или довольно колоритный новодел, я сказать не возьмусь:
Зато следующий дом - не просто исторический, а старейший сохранившийся памятник гражданского зодчества в Калуге - Палаты купцов Коробовых конца 17 столетия (вначале каменным был только первый этаж, а верхний - деревянным, но и он был перестроен из камня спустя несколько лет):
Когда-то этот ныне отдельно стоящий и затерявшийся между новостройками особняк был центром большой купеческой усадьбы, на территории которой находились хоромы трёх сыновей купца, соляной амбар, погреб с сушилом, сенник и сад с огородом. Во второй половине 19 века после смерти последнего члена семьи Коробовы здание Палат приобрела вдова упомянутого выше генерала Сухозанета и передала их местному Дворянскому собранию, а в 1897 году в них разместился Губернский исторический музей. Благодаря этому судьба Палат сложилась удачно: после революции они получили Охранную грамоту, долгое время в них проходили заседания Общества истории и древностей. Потом внутри располагались государственные учреждения и жилые квартиры, а в 1997 году после реставрации Палаты Коробовых были переданы Калужскому областному краеведческому музею.
Музей внутри Палат существует и сегодня, но и со стороны они привлекают внимание богатым и красивым наружным декором из белого известняка: