Калуга некосмическая, местами обшарпанная, но обаятельная и привлекательная
Начало мая 2021
* - полное название не уместилось из-за ограничения длины заголовка
Здравствуйте, друзья! Я приглашаю вас в Калугу - сравнительно неприметный город на туристической карте России. В том смысле, что знать-то о ней, конечно, знает каждый, а вот мотивации доехать до неё хватает далеко не всем (и я, признаюсь, долгое время был в их числе, и даже сейчас мы выбрали её "по остаточному принципу" в силу не слишком хорошей погоды, не пожелав "жертвовать" в этом смысле намного более привлекающей меня Рязанью). К тому же за Калугой закрепился "тематический" шлейф, завязанный на теме космоса и личности Циолковского, а это сейчас интересно не каждому.
Я не буду уверять, что такое отношение к Калуге - это "баааальшая ошибка", и призывать всех срочно ехать туда, это действительно относительно нишевый и, честно скажем, не самый "топовый" город в "шаговой" доступности от Москвы, но мне она понравилась, я получил от знакомства с ней много позитивных эмоций и приятных впечатлений и буду рад не только поделиться ими, но и сам ещё раз пережить наиболее приятные моменты - коих оказалось немало - этой поездки.
Калуга, несмотря на треть миллиона населения - это, по сути (равно как по атмосфере и колориту), типичный провинциальный город во всех хороших и плохих смыслах этого слова. "Обшарпанностей" разного рода и разной степени там хватает, но они, в отличие от Торжка, не погружают в тоску и депрессию и не мотивируют "бить во все колокола": калужские обшарпанности какие-то "домашние", чуть ли ни уютные, и, как я уже отметил в заголовке, местами даже обаятельные, не портящие впечатления, а, напротив, дополняющие общую картину и даже придающие ей некий шарм (понимаю, что местные жители с этим наверняка не согласятся, но ведь никто не отменял принцип "не путайте туризм с эмиграцией": турист, как правило - существо эгоистичное, смотрит на всё с позиции личного, причём, сиюминутного - приехал и уехал - интереса и часто видит колорит там, где местный люд - "ужас-ужас"... Так что мой рассказ надо оценивать именно с позиции пришлого "транзитного" посетителя:)
Также я хочу сразу и честно предупредить: меньше всего Калуга меня интересовала именно в "космическом" плане (космосом, как и патриотизмом, я "переболел" ещё в детстве, получив, в отличие от нынешних вакцин, пожизненный иммунитет), так что эта тема в рассказе раскрыта не будет: главным фокусом, как обычно в моих путешествиях, стала историческая архитектура.
Доехать же в Калугу из Москвы очень просто. Не слишком быстро, но просто: за 2.5-3 часа скоростной электричкой (так называемым "фирменным экспрессом"), прибывающей на вокзал "Калуга-1", который сам по себе является одной из самых красивых городских достопримечательностей.
Калужский вокзал, построенный в 1898 году, входил в состав Брянской линии частной (паевой) Московско-Киево-Воронежской железной дороги. К тому времени через город уже проходила другая - Ряжско-Вяземская - железная дорога, тоже частная, но в конце 19 столетия выкупленная в казну, которая имела свой вокзал, именовавшийся Сызрано-Вяземским. В советское время его здание было передано заводу и сильно перестроено, так что сегодня туристической ценности оно не представляет. А вот "второй" вокзал, ныне 1-й и основной, практически полностью сохранившийся в своём первозданном виде, стал по-настоящему ярким - во всех смыслах слова - украшением сегодняшней Калуги.
Вплоть до 1964 года, когда на калужский вокзал прибыл из Москвы первый электропоезд, сюда ходили исключительно паровозы – о тех временах напоминает установленный на станции памятник:
Вокзал расположен далековато от центральной части города (хотя несравненно ближе, чем "2-я Калуга", где останавливаются скорые поезда), куда можно удобно доехать на автобусе, маршрутке или троллейбусе (карты Яндекса подскажут конкретные номера маршрутов). Как и во многих других российских городах (эта тенденция сравнительно недавняя, но быстро развивающаяся), проезд в общественном транспорте Калуги можно оплатить банковской картой, не заморачиваясь вопросом покупки билетов и местных проездных: стоит это (на май 2021-го) всего 19 рублей на автобусе и троллейбусе и 22 рубля на маршрутке, в последнем случае платёжный терминал находится у водителя.
"Точкой входа" в "основную" Калугу мы выбрали улицу Кирова (4-я остановка от вокзала, ехать около 10 минут), сейчас - центральную, но когда-то бывшую северной окраиной города и носившую очень "домашнее" имя Садовая (после революции она ещё немного побыла Театральной).
Здесь, на пересечении с улицей Ленина, по которой мы приехали от вокзала, в 2014 году была установлена скульптура городового с собакой. "Полицейский", уже в годах и с усталым, но выразительным лицом, одет в форму царских времён, с шашкой на одном боку и кобурой с револьвером на другом.
..........
Улица Кирова (тогда ещё - Садовая) стала главной улицей Калуги при градостроительной реформе конца 18 века, когда по велению императрицы Екатерины II многие российские губернские и уездные города перестраивались на основе регулярных планов, предусматривающих создание сети проходящих перпендикулярно друг другу широких и прямых улиц со многими площадями. Причиной тому были, главным образом, соображения противопожарной безопасности, поскольку сложившиеся веками стихийные, местами хаотические застройки, определявшиеся в основном рельефом местности, выгорали, как показывал многовековой опыт, практически моментально; возможно, решающим поводом для реформы послужил сильнейший пожар в Твери, уничтоживший в 1763 году весь городской центр.
Именно Тверь стала первым крупным российским городом с новой регулярной планировкой, автором которой был архитектор Пётр Романович Никитин. Опыт оказался удачным, новый город так понравился Екатерине II, что она назвала его "самым хорошеньким в империи после Петербурга". И именно Никитин спустя 15 лет разработал генеральный план переустройства центра Калуги, который сам же и воплощал вплоть до своей смерти в 1784 году.
Правда, в отличие от относительно плоской Твери, рельеф Калуги оказался очень неровным, к тому же чуть ли ни поперёк всего центра проходил глубокий Березуйский овраг, названный по имени протекавшего по его дну ручья Березуйки, впадающего в Оку. И тогда Никитин, чтобы не отходить от общей схемы, проложил через него спроектированный им же самим каменный мост-виадук в стиле древнеримских акведуков длиной около 160 метров и высотой более 20-ти, опирающийся на 15 арок, центральные три из которых являются двухъярусными. Сегодня калужский виадук считается одним из старейших сохранившихся каменных мостов во всей России, при этом по нему не только ходят пешеходы, но и ездят автомобили!
Любопытно, что изначально на мосту располагалось 28 торговых лавок, тоже каменных (вспомним знаменитый Понте Веккьо во Флоренции!), но они ещё в 1840-х годах были разобраны (как жаль!) и заменены чугунными коваными решетками, кои мы видим и сегодня.
К сожалению, у ни в чём не повинного калужского каменного моста есть и "тёмная сторона": периодически с него прыгают люди, решившие свести счёт с жизнью. Несколько раз с моста падали и автомобили, но такова, видимо, судьба многих мостов...
..........
Виадук мы ещё раз увидим, когда будем переходить по нему в соответствии с хронологией нашего небольшого городского путешествия, а сейчас вернёмся на улицу Кирова, где напротив городового на другой стороне улицы Ленина возвышается Предтеченская (Усекновения Главы Иоанна Предтечи) церковь, одна из самых красивых в Калуге (впрочем, то же самое я скажу про каждый второй - а порой, и про каждый первый - калужский храм). Раньше она находилась на выезде из Калуги в сторону большой Московской дороги (и где-то здесь стояли монументальные, напоминавшие триумфальную арку, Московские ворота, зачем-то разобранные большевиками в 1930-е годы), а сегодня, с расширением города, оказалась в самом центре. Построена церковь была в 1735 году на месте прежней деревянной, а после пожара 1754 года восстановлена и расширена.