Учтите, что попасть в часовню с воссозданной ямой, где держали и где отошли боярыня Морозова и ее сестра Евдокия Урусова, можно только с экскурсоводом.
Спасибо за информацию!
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Калуга некосмическая ... но обаятельная и привлекательная*
Учтите, что попасть в часовню с воссозданной ямой, где держали и где отошли боярыня Морозова и ее сестра Евдокия Урусова, можно только с экскурсоводом.
Спасибо за информацию!
Учтите, что попасть в часовню с воссозданной ямой, где держали и где отошли боярыня Морозова и ее сестра Евдокия Урусова, можно только с экскурсоводом.
Понятно, но это не мой формат, даже не собирался.
..........
А это не просто аптека, а городская достопримечательность, и не только из-за красивейшего ажурного чугунного крыльца, продолжением которого служит размещённый наверху балкон. Аптека N2, более известная как Аптека "на стрелке" (так называют пересечение двух улиц или рек под острым углом), расположенная на первом этаже дома лесного старосты Осипа Сорокина, построенного в 18 столетии, появилась в начале 19 века (впервые она упоминается в 1813 году) при одном из последующих владельцев особняка и сегодня является старейшей в Калуге, причём за всё время своего существования они ни разу не закрывалась - даже во время фашистской оккупации. И, кстати, она до сих пор остаётся единственной в городе государственной круглосуточной аптекой!
Сегодня интерьеры Аптеки "на стрелке" украшены картинами с видами старой Калуги, а общий дизайн выполнен в стиле 1950-х годов, так что любителям ретро есть смысл зайти внутрь
Ещё одна "стрелка" находится на пересечении той же Театральной (но уже не пешеходной) и улицы Дарвина. Её острый угол сглаживается небольшой ротондой часовни Иконы Божией Матери Казанской, возведённой на рубеже 18-19 столетий уже упомянутым ранее губернским архитектором И.Д. Ясныгиным (его имя ещё не раз прозвучит). Правда, изначально она являлась простым павильоном в усадьбе Билибиных, а часовней стала лишь в конце 20 века в силу исторических обстоятельств, связанных с возрождением Казанского Девичьего монастыря.
Сам монастырь возник ещё в начале 17 века и располагался в южной части города недалеко от Оки, но при большевиках, как водится, был закрыт, а при освобождении Калуги в 1941 году практически полностью разрушен. В конце 20 столетия началось его восстановление, но прежде чем вернуться в "родные пенаты", монашеская община в течение 12 лет располагалась в прилегающем к усадьбе Билибиных здании дореволюционного Духовного училища, а домовой храм училища, освящённый в честь святителя Гурия Казанского, был монастырским. Именно тогда бывший павильон и стал часовней при Казанском монастыре.
Сейчас церковь Гурия Казанского отреставрирована и смотрится очень нарядно, а примыкающее к ней Духовное училище работает "по прежней специальности": в нём размещается Православная гимназия.
Кстати, таких павильонов-ротонд в усадьбе Билибиных было несколько, и, похоже, когда-то они являлись угловыми башенками в ограде со стороны главного въезда в усадьбу. Я думаю, что голубой дом на следующей фотографии был пристроен уже позднее, нарушив изначальную "композицию".
Ещё дальше по всё той же Театральной улице находится Доходный дом Власова постройки 19 столетия, интересный тем, что в нём работал один из первых калужских синематографов - "Унион". После революции кинотеатр стал называться "Ударник", а с 1967 года в здании расположился Театр юного зрителя. Правда, после того как в 2018 года театр признали несоответствующим требованиям пожарной безопасности, он используется только для репетиций, а спектакли проводятся в других местах. Сейчас на месте бывшего городского рынка строится новое здание ТЮЗа, которое предполагают открыть в 2023 году.
Один из самых интересных исторических особняков Калуги - Дом купца и мецената Н.В. Теренина, сооружённый в начале 20 века в модном тогда стиле модерн. Дом построен из портландцемента (особого вида цемента) с гранитной крошкой и богато украшен лепниной.
Эх, провода, как обычно, мешаются...
Особняк строился для радости, но его история оказалась печальной. Согласно одной версии, он предназначался в качестве свадебного приданого для дочери купца, но она вскоре после замужества, когда особняк ещё не был достроен, скончалась от возникшего при аппендиците воспаления. Суть другого предания примерно такая же, только речь идёт не о дочери, а о сыне, который погиб в ходе Первой мировой войны. В любом случае, как сказали в одном известном фильме, "все умерли"...
После революции дом был конфискован, долгое время в нём размещались горкомы партии и комсомола, курсы повышения квалификации партийных и советских работников, а с 1998 года - городской отдел ЗАГСа, позже переименованный во Дворец торжеств.
Особняк, конечно, очень интересный, но нынешний мрачный "траурный" цвет ему совершенно не идёт, более того, он подавляет все архитектурно-декоративные детали внешнего оформления. В светло-серых тонах, в которые Дом Теренина окрашен на большинстве фотографий в интернете, причём явно недавних, он смотрится намного лучше.
Дом Сухозанета, построенный в конце 18 века, назван по имени одного из последних своих владельцев - Николая Онуфриевича Сухозанета - российского генерала 19 века, дослужившегося до чина военного министра, участника Наполеоновских и Крымской войн и подавления восстания декабристов (именно его пушки, сделавшие несколько залпов картечью, внесли тогда окончательный перелом в ход противостояния).
Особняк в Калуге генерал приобрёл уже на закате своей жизни, когда обосновался здесь после отставки. Сам же дом интересен, прежде всего, своими барельефами с грифонами:
Старинные деревянные ворота одной из многих калужских дореволюционных усадеб. Казалось бы, своё они давно отжили, на свалку пора, но посмотрите, какой декор!
Одна из подмеченных мной "к перекусу" едальных точек, но к этому моменту проголодаться мы ещё не успели, так что просто снимок на память
Ещё два интересных сооружения находятся аккурат друг напротив друга на соседней улице Кропоткина. Одно из них - каретная конюшня усадьбы Сухозанет, построенная в 1870 году, то есть как раз в тот год, когда генерал Н.О. Сухозанет поселился в Калуге.
А напротив... видимо, просто дом, про него мне ничего найти не удалось:
..........
Улица Кропоткина (как и параллельная ей улица Карпова) выводит к изумительной красоты церкви Покрова Пресвятой Богородицы "на рву", сооружённой в 1685 или 1687 году и являющейся одним из старейших (по некоторым оценкам - самой древней из сохранившихся) храмов города. Касательно её названия "на рву" существуют две версии: согласно одной, "рвом" является Березуйский овраг, на высоком "берегу" которого она стоит. По другой же причиной было то, что когда-то храм располагался близ деревянного калужского кремля около крепостного рва, через который к церкви был перекинут мост. Как бы то ни было, калужскую Покровскую церковь можно считать "родственницей" знаменитого храма Василия Блаженного в Москве, официальное имя которого практически такое же, только статус повыше: Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.
За прошедшие века облик церкви почти не изменился, лишь шатровая изначально колокольня была перестроена в 18 столетии после пожара (от прежней сохранилась нижняя четырёхгранная часть).
Покровская церковь построена в стиле русского узорочья и полностью оправдывает это название: потрясающая вязь рельефного декора, ниши в виде кокошников и пояс имитирующих изразцы фигурных кирпичей под ними, оконные наличники с пышными фронтончиками и колонками, угловые полуколонны, трогательно-маленькие главы на тонких ножках-барабанах (более громоздкие "убили" бы всю гармонию сооружения)... А белоснежный цвет стен ещё больше подчёркивает тонкость и изысканность рельефов, превращая их рисунок в невесомо-воздушное каменное кружево.
С южной и северной сторон к храму пристроены два одинаковых крыльца на столбах-кубышках с типичными для архитектуры 17 века двойными арочками с висящей между ними "гирькой". К сожалению, уже в 20 веке проёмы между столбами обоих крылец заложили кирпичом, исказив тем самым их первоначальную красоту...
Икона Богородицы в центре наружной части апсиды:
Покрашенная в те же тона, что и храм, ограда очень гармонично вписывается в общий ансамбль:
А вот изнутри церковь абсолютно "голая": иконостас, несколько икон и ... пустые белые стены и своды. Что ж, коммунистическое наследие - штука тяжёлая, пережить его удаётся не всем, а восстановиться не сразу... Но вот этот рисунок на стене притвора мне показался и атмосферным, и трогательным, и просто красивым. В общем, очень понравился
* * * * * * * * * *
Расположенный напротив Покровской церкви по другую сторону небольшой площади особняк конца 18 века принадлежал градскому голове И.И. Борисову. Он имел репутацию честного и справедливого человека, в частности, устав терпеть бесчинства местного губернатора Лопухина, пожаловался на него в столицу, после чего в Калугу для расследования прибыл известный своей неподкупностью сенатор Гавриил Романович Державин, которого большинство из нас знает как поэта. Однако поэтом Державин был "по совместительству", так сказать, "вов-торых", а "во-первых" он являлся крупным государственным деятелем, занимая вполне серьёзные посты (к примеру, возглавлял Олонецкую ("по-нашему" - Петрозаводскую) и Тамбовскую губернии, а впоследствии 2 года занимал должность аж министра юстиции Российской империи).
Во время проведения ревизии, в ходе которой, как говорится, факты подтвердились, и Лопухин был отстранен от должности калужского губернатора, Державин жил как раз в доме Борисова (впору музей Державина в нём открывать, только подремонтировать сперва хорошенько!).
..........
Теперь, чтобы пройти дальше, нам надо обогнуть тот самый Березуйский овраг, поскольку по верху через него проходит только каменный мост-виадук, но он находится в другом месте, да и вообще нам пока не по пути.
Масштаб оврага снимки, как обычно, не передают... На самом деле, он очень широкий и довольно глубокий, это не просто какая-то лощинка (помните параметры виадука: 160 метров в длину и более 20 метров в высоту?).
Вдоль северной оконечности оврага проходит улица Достоевского: мы уже пересекали её раньше (и, естественно, совсем в другом месте) - помните, я приводил снимок Успенской церкви вдали и сказал, что мы до неё обязательно дойдём? Сейчас я ещё раз покажу его, потому что уже после того нашёл интереснейшую старую фотографию, которая сделана примерно с той же точки (плюс-минус пара десятков метров) и позволит наглядно увидеть, что и как изменилось в Калуге за столетие "с чутем".
Есть что-то похожее, правда?
А теперь мы пойдём к самой церкви, которая так красиво (может, это только моё мнение, поскольку все оттенки синего и голубого - мои любимые цвета) смотрится в конце пути (то есть, конечно, улицы: пути ещё длиться и длиться). Каменная застройка в этой части города всё чаще сменяется деревянной.
До революции храм Успения Пресвятой Богородицы, возведённый в середине 18 века (колокольня была перестроена в конце того же столетия), был известен как Успенская церковь "за верхом". Сейчас это кажется парадоксом, но когда-то слово "верх" на крестьянском "сленге" означало овраг, так что "по-нашему" название церкви "переводится" как "за оврагом".
В верхней части храма, обрамлённая полукруглым выступом наподобие закомары, находится икона Успения Божией Матери:
***
Интерьеры церкви новодельные (хотя, не зная, это сразу и не скажешь: в отличие от "Покрова на рву", голых стен здесь не найти), поскольку после эпохи большевиков они пребывали в весьма непотребном состоянии.
Ещё один фрагмент улицы, где современные новостройки соседствуют со старыми одноэтажными - как деревянными, так и каменными - домами:
Как ни странно, самый непрезентабельный вид здесь имеет деревянный Дом Циолковского, точнее, один из них, поскольку за время своего пребывания в Калуге Константин Эдуардович по разным причинам 4 раза менял место жительства. Конкретно этот дом был вторым - в нём Циолковский жил с августа 1893 года по март 1902-го (после чего переехал в тот, где впоследствии открылся известный Дом-музей К. Э. Циолковского). О былом напоминает памятная доска на стене избушки, но состояние её самой, как видите, оставляет желать, мягко говоря, много лучшего...
.........
Совсем рядом (она уже была видна за деревьями на одной из предыдущих фотографий) расположена великолепная церковь, которую многие считают самой красивой в Калуге, а кое-кто - даже символом города: Свято-Георгиевский собор, или просто храм Георгия "за верхом" (почему "за верхом", я уже рассказал, да и вообще весь этот район, бывший калужский посад, раньше назывался Завершьем).
Пишут, что красные (точнее - алые) стены символизируют мученическую кровь (поскольку св. Георгий в христианстве считается великомучеником), а голубые купола - Царство Небесное, куда попадают праведники (а тонкие барабаны с маленькими куполами-луковками олицетворяют бутоны цветов в райском саду). Хотя, часто замечая любовь к хаотическому и бессистемному перекрашиванию исторических памятников (в том числе - храмов) в самых разных городах, не уверен, что такая цветовая гамма существовала изначально. Но, как бы то ни было, насколько "Покрову на рву" шёл белоснежный цвет, настолько же Георгиевскому собору - нынешний ярко-алый, мне даже трудно представить его каким-либо иным... Георгиевский собор столь красив, что, как мне кажется, находись он в каком-нибудь раскрученном городе Золотого Кольца типа Ярославля, Ростова или Костромы, о нём знали бы почти все, кто путешествует по Средней России или интересуется старорусской архитектурой.
Нынешняя пятиглавая церковь в стиле московского барокко с шатровой колокольней была сооружена в 1700-1701 годах на месте прежней деревянной. Её главная архитектурная особенность - галерея, окружающая храм с трёх сторон, с каждой из которых она опирается на четыре высокие "псевдороманские" арки.
На галерею (и в верхний храм) с двух сторон ведут две широкие лестницы со ступенями, покрытыми металлическими (видимо, чугунными) пластинами:
Соборная колокольня невысокая и сама по себе довольно простая, но благодаря красивейшему шатровому верху со множеством декорированно оформленных слуховых окон (всего их 32) в 4 яруса она выглядит просто неотразимо и завораживает взор
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Калуга некосмическая ... но обаятельная и привлекательная*