Библиотека.
"Главным занятием за это время было чтение. Иногда детям дозволялось смотреть и читать некоторое книги из библиотеки, как иллюстрированное путешествие Дюмон-Дюрвиля и другие...
Матушка, зная отлично французский язык, почитывала повести и романы". В.В. Верещагин "Детство и трочество".
В библиотеке представлен секретер середины XIX века.
Кабинет.
Мемориальное «бюро на шести ножках», как его называют в музее. Первая половина XIX века.
Выдвижной ящик с откидывающейся вперед крышкой.
Наконец, самый экзотический предмет в музее, да и во всей моей коллекции. Мемориальный «табурет на лосиных ногах». По преданию, был изготовлен Василием Васильевичем № 1 — заядлым охотником.
Сиденье обтянуто кожей, вероятно лосиной. Табурет поступил в музей в 1940 г. от племянника художника.
Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (14 октября 1842, Череповец — 31 марта 1904, Порт-Артур) — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.
В семье Василия Васильевича №1 и Анны Николаевны было 10 детей, но до взрослого возраста дожили только четверо сыновей - Василий, Сергей, Александр, Николай. Все братья были определены в военно-учебные заведения. Младшие, Сергей (1845—1878) и Александр (1850—1909), стали профессиональными военным, старший, Николай (1839—1907) — общественным деятелем.
Василий в 1850 году вместе с братом Николаем был определён в Александровский кадетский корпус для малолетних. Затем учился в Морском кадетском корпусе, по окончании которого, после короткого периода службы, новопроизведённый мичман вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств и дальнейшую жизнь посвятил живописи.
Описывать его творчество не буду, этой информации достаточно в интернете.
Коснусь личной жизни.
Художник был женат дважды.
Первую жену Элизабет Марию Фишер, в русской традиции Елизавету Кондратьевну Верещагину он встретил в 1871 в Мюнхене.
Эти отношения продлились 20 лет. Точная дата развода неизвестна, также неизвестно, был ли заключён брак по православному или любому другому обряду. Портретов и фотографий Елизаветы Кондратьевны не сохранилось. У них был единственный ребенок, дочь Клавдия, которая умерла во младенчестве.
Вторую супругу Лидию Васильевну Андреевскую художник встретил в 1889 году в Нью-Йорке. Она была на 20 моложе Верещагина.
У них было четверо детей Лидия (1890—1896), Василий (1892—1981), Анна (1895—1917) и Лидия (1898—1930).
Художник любил рисовать свою жену, и сегодня мы можем увидеть ее лицо и фигуру на многих его картинах, это именно Лидия Васильевна изображена в образе сестры милосердия в его знаменитой Госпитальной серии. Такая спокойная, в общем-то, жизнь продолжалась 16 лет, вплоть до 1904 года. В феврале того года Япония напала на русскую эскадру у Порт-Артура. Верещагин решил поехать туда для того чтобы написать морское сражение. Его уговаривали остаться в порту, не садиться на корабль – это было реально опасно. Но он отказался – зачем было тогда ехать так далеко, если он не сможет своими глазами увидеть то, что задумал написать. Он был на палубе броненосца «Петропавловск», когда корабль взорвался на мине.
Лидия Васильевна осталась одна с тремя детьми на руках и без денег. Она продала дом, продала все картины мужа (покупателем стал Николай II), но средств все равно не хватало.
Они переехали в небольшую съемную квартиру в центре Москвы, и постепенно ее начала одолевать депрессия. Она постоянно болела, у нее диагностировали неизлечимое заболевание (видимо, онкологическое), и в 1911 году она покончила с собой в клинике, по официальной версии, чтобы избежать дальнейших физических страданий. По другой версии причиной самоубийства Лидии Верещагиной все-таки была глубочайшая депрессия, справиться с которой в то время врачи не могли.
Ее старшему сыну тогда было 19 лет, младшим дочерям – 15 и 13 соответственно. Их дальнейшая жизнь сложилась очень непросто, отчасти по причинам, общим для всех граждан Российской империи (война, революция и далее по списку), а отчасти и по чисто личным причинам.
Сын художника Василий до революции получил юридическое образование. Во время первой мировой войны он пошел на фронт добровольцем, имел боевые награды. Затем он эмигрировал, и в начале двадцатых годов оказался в Чехословакии. Там он получил второе образование, стал инженером-путейцем и занимался строительством железных дорог и мостов. До конца жизни Василий Васильевич Верещагин №3 жил в Карловых Варах. Он написал книгу воспоминаний об отце, являющуюся теперь одним из основополагающих источников для исследователей и биографов художника. В 1970-е годы он несколько раз приезжал в Россию, общался с искусствоведами и художниками. Те, кто знал Верещагина-сына лично, утверждали, что и внешне и своим неукротимым темпераментом он очень походил на отца. Но своих детей у него не было.
Средняя дочь Василия Верещагин. Анна, умерла от тифа во время гражданской войны в возрасте двадцати двух лет. Ее младшая сестра Лидия вышла замуж и приняла фамилию мужа, став Лидией Филипповой. В 1930 году она умерла при родах. Ее новорожденного ребенка усыновила семья ее друзей семьи, супруги Плевако, дав ему свою фамилию, так что внук Василия Верещагина оказался Александром Сергеевичем Плевако. Приемный отец Александра Сергей Плевако – сын известного русского адвоката Федора Плевако. Александр Сергеевич Плевако, единственный потомок Василия Верещагина во втором поколении, стал журналистом, какое-то время он занимал ответственный пост на Центральном радио и телевидении.
Фото из семейного архива.
Вторая жена художника Лидия Андреевская и дети Василий, Анна и Лидия (вторая)
Дочь Лидия (первая) (1890—1896).
Сын Василий (1892—1981).
Дочь Лидия (вторая) (1898—1930).
Отредактировано Loconte (2021-06-29 08:38:40)