Выставка «Мечты о Свободе. Романтизм в России и Германии»
Новая Третьяковка. Выставка «Мечты о Свободе. Романтизм в России и Германии»
23 апреля — 08 августа 2021
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibit … -germanii/
Сегодня побывала на этой выставке. Большая, многогранная, очень достойная выставка. Москвичам однозначно советую сходить, а для остальных все покажу .
Была днем с 11 до 13 час. Билеты брала в кассе. Пенсионерам по 350 руб.
«Мечты о Свободе. Романтизм в России и Германии» — крупнейший в истории Третьяковской галереи международный выставочный проект, посвященный этой теме, был разработан в сотрудничестве с Государственными художественными собраниями Дрездена. Это первая масштабная попытка сопоставить на одной площадке искусство эпохи романтизма в России и Германии.
Экспозиция объединяет работы крупнейших художников первой четверти XIX века: Каспара Давида Фридриха, Филиппа Отто Рунге, Иоганна Овербека, Александра Иванова, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского, Карла Брюллова и других.
Многолетняя дружба связывала русского поэта В.А. Жуковского и немецкого живописца К.Д. Фридриха, чьи картины украшали личные покои императорской семьи. Прежде всего, художник прославился своими философскими пейзажами — «ландшафтами души», в которых воплотилось философское постижение мира. Другой герой выставки, гениальный русский живописец Александр Иванов, на протяжении всей жизни пытался создать новый язык религиозного искусства и стремился выразить в нем глубокое погружение и проникновение в суть евангельской истории.
Более 300 произведений, среди которых около 200 живописных полотен, а также рисунки, архивные материалы и уникальные экспонаты из десятков немецких и российских собраний, раскроют это художественное направление во всей многогранности, обозначив точки сближения и различия.
Эпоха романтизма определяет новый этап развития искусства и связана с поисками духовной и творческой свободы: многие исследователи определяют этот период как точку отсчета в формировании современного мировоззрения. Такая интерпретация позволила кураторам придать неожиданный поворот всей концепции выставки: благодаря расширению традиционных хронологических рамок выстраивается диалог между полотнами мастеров XIX века и проектами художников, в творчестве которых импульс романтизма воплотился особенно ярко. Работы Гвидо ван дер Верве, Джеймса Тарелла, Билла Виолы, Яана Тоомика, Николая Полисского, Хироси Сугимото, Андрея Кузькина, Сьюзен Филипс, Вольфганга Тильманса помогут зрителям увидеть романтизм глазами человека XXI века и лучше осознать уникальность этого явления — его вневременной характер.
Особым элементом и отдельным этапом в работе над выставкой стала сама экспозиция, уникальное архитектурное решение которой было предложено всемирно известным архитектором Даниэлем Либескиндом.
Проект включает в себя две выставки, одна из которых будет показана в Москве, а другая в Дрездене. К выставке приурочены серия образовательных мероприятий, кинопоказы, лекции, концерты, а также международная научная конференция. Проект проходит в рамках Года Германии в России 2020/2021 под патронатом Министерства иностранных дел Германии и Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Народу очень мало. Видимо, привыкли ходить на громкие имена -Серов, Поленов, Айвазовский... Слово "романтизм" народу мало что говорит. Я то как раз очень хотела это увидеть, потому что в Дрездене как раз на галерею Новых мастеров времени и не хватило, а увидеть картины Каспара Фридриха и других немецких художников этого периода мне хотелось. Сразу скажу, что немцы привезли и не много и не лучшее, и Каспара Фридриха оказалось совсем мало, но и на том спасибо. В Дрезден уже все равно не попаду.
Дополняют привезенные немецкие картины работы из наших музеев -Третьяковка Эрмитаж, Русский музей, региональные музеи.
Выставка вышла большая, насыщенная, всего по немного. Снимать можно. Попробовала послушать пару экскурсий -не понравилось, может не те экскурсоводы попались.
Выставку оформлял Даниэль Либескинд и сделал ее как запутанный лабиринт. От этого получился несколько сумбурный осмотр. Но свет хороший, смотрительница рассказала, что свет ставили немцы и процесс этот был тяжелый. Часть картин под стеклом, так что какие -то блики все же есть.
Вот, пожалуй, и все из общей информации. Дальше буду давать текстовые пояснения , предлагаемые на выставке.
Картины расположили по разделам : родина, невозможность свободы, Италия, внутренний мир, природа, интерьер, литература, кабинет, свобода, детство, религия, протагонисты, Каспар Давид Фридрих, Александр Иванов, Карл Густав Карус, Алексей Венецианов. Попробую и я придерживаться этих тем, хотя построение пространство все время забрасывало меня из одной темы в другую.