Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Поезд Победы.


Поезд Победы.

Сообщений 11 страница 20 из 40

11

:flag:

0

12

Третий вагон -это поезд, едущий на фронт.

В каждую семью пришла война. Совсем юные мальчишки едут на фронт защищать Родину. От края и до края поднялась огромная страна. На лицах молодых людей, отправляющихся на фронт, — тревога. Впереди — неизвестность, холод надвигающейся беды.

https://i.yapx.ru/MNDLnl.jpg

https://i.yapx.ru/MNDL3l.jpg

За окном навстречу движения  идет поток беженцев, уходящих от наступающего врага.

https://i.yapx.ru/MNDMPl.jpg

И опять здесь мы видим людей разных национальностей, разных возрастов. Похоже, что этот поезд везет ополчение, не на всех есть военная форма.

https://i.yapx.ru/MNDMel.jpg https://i.yapx.ru/MNDM2l.jpg

У кого-то каска пожарного

https://i.yapx.ru/MNDM8l.jpg

Когда поняли, что регулярная армия не справляется и несет большие потери, начали формировать дивизии народного ополчения. В Москве 16 дивизий и в  Ленинграде 10. В дивизии записывались люди, не подходящие по возрасту, здоровью,  имевшие бронь, связанную с работой. Молодые люди. вчерашние школьники,приписывала себе возраст, лишь бы попасть в армию. В итоге в ополчение записалось столько человек, что некоторым , особенно квалифицированным рабочим и инженерам,  стали отказывать , иначе встали бы заводы. Дивизии народного ополчения, как наименее подготовленные, понесли самые большие потери.

На всех вагонах есть плакаты военных лет

https://i.yapx.ru/MNDNLl.jpg https://i.yapx.ru/MNDNTl.jpg

https://i.yapx.ru/MNDNcl.jpg https://i.yapx.ru/MNDNrl.jpg

0

13

Замечательный проект! :cool:

0

14

К своему стыду, ничего не знала про этот проект. Он уже второй год? Зашла на сайт- сайт виснет. Поняла, что зарегистрироваться очень трудно... Хорошая, правильная акция, надо бы ее сделать более доступной!

0

15

Поезд-музей начал свое путешествие по стране в октябре 2020 года с Белорусского вокзала. За время работы музей посетили 85 000 посетителей, а маршрут прошел через 38 городов в 27 регионах нашей страны. В Москве экспозиция будет работать до 14 мая включительно.
У меня сайт ни разу не вис.

Можно сказать, что это уменьшенный, но мобильный вариант музея 1418 шагов , что в парке Патриот. В поезде экспозиция чем сильна - нет никаких отделяющих канатов, мы среди этих персонажей, можно присаживаться на свободные сиденья,  есть эффект присутствия. Плюс текст , плюс стук колес. Меня подруги спрашивали, плакала ли я в этом поезде. Не плакала, но ком в горле стоял. Наверное, из-за того, что надо было быстро все посмотреть, что-то снять, догнать группу, была некая сосредоточенность и не плакалось. В Музее 1418 шагов прошибает сильней плюс  там находишь фото своих родных и это добивает окончательно.

0

16

Сильный проект !

0

17

Лена, спасибо за  очередную интересную экскурсию.

Лена ГМ написал(а):

Можно сказать, что это уменьшенный, но мобильный вариант музея 1418 шагов , что в парке Патриот.

Мне тоже так показалось.

0

18

В центре вагона командир объясняет солдатам  что такое смертный медальон , как его заполнить.

https://i.yapx.ru/MNVvEl.jpg

Солдатский медальон – идентификационная записка, которая хранилась в металлическом футляре у бойца. По ней должны были в случае смерти солдата установить его личные данные.

Был утвержден инструкцией стандартный бланк, в котором каждый участник войны должен указать следующие сведения о себе:

Фамилия, имя, отчество
Военное звание
Год рождения,
Место рождения (полные названия области и деревни, сельский совет),
Домашний адрес семьи,
Данные родственника (обычно жена или один из родителей),
Место призыва (название военкомата)
Группа крови.

https://i.yapx.ru/MNVvFl.jpg

Перед самым началом Великой отечественной войны были созданы капсулы из специального материала – бакелита или его российского аналога карболита.
Он очень похож на пластик, по своим свойствам отличается твердостью и крепостью, может принимать любую форму.

https://i.yapx.ru/MNVvGm.jpg

Почему у многих воинов не было такого медальона ? Бытует мнение, что люди старались не заполнять медальоны. Название «смертные» предполагало у суеверных людей, что вписав сведения о себе, человек обязательно погибнет. Возможно, часть людей действительно так считало.
Другой момент, с которым связано отсутствие солдатского медальона, частое изменение в системе учета личного состава. В попытках усовершенствовать систему учета постоянно происходили изменения.

https://i.yapx.ru/MNVvJl.jpg

К началу Великой отечественной войны не было произведено достаточное количество смертных медальонов, поэтому погибшие в первый год могли их не иметь.
Некоторые солдаты делали личные капсулы из гильзы, вкладывая туда бумажку со своими данными.
В конце 1942 года обязательные солдатские смертные медальоны были отменены. Некоторые люди продолжали носить их, используя по назначению или для хранения иголок, рыболовных крючком или других ценных вещей. Другие вздохнули с облегчением, выбросив или переделав медальоны – помнили про плохую примету «смертного» медальона.

Солдаты внимательно слушают командира.

https://i.yapx.ru/MNVvKl.jpg

https://i.yapx.ru/MNVvMl.jpg

https://i.yapx.ru/MNVvPl.jpg

В конце вагона возле солдата со знаменем сидит плачущая старушка с мальчиком.

https://i.yapx.ru/MNVvQl.jpg

Это в ней воплощен образ всех солдатских матерей. В ее слезах — предчувствие того, какие испытания предстоит пройти нашему народу, понимание того, сколько горя принесет война.  И не случайно ее поместили под плакат "Родина-мать зовет"
Лицо сделано как живое !

https://i.yapx.ru/MNVvRl.jpg https://i.yapx.ru/MNVvSl.jpg

Глядя на эту старушку, вспомнились строки Константина Симонова  их стихотворения "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины"

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!»- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

0

19

Лена, отлично показываете. :cool:  Как будто сам побывал.

0

20

Плакат "Родина - мать зовёт" был нарисован художником Ираклием Тоидзе в июне 1941 года. Смысл изображение на плакате состоял в том, что женщина ( Родина мать, собирательный образ матери ) зовет своих сыновей на помощь, встать на защиту родной земли. Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды.

https://i.postimg.cc/Qx7wxPWP/102-IMG-20210507-173057.jpg https://i.postimg.cc/Lsx0bFrq/103-IMG-20210507-173100.jpg

А все ли знают, что этот плакат - портрет конкретного человека?

Живописец Ираклий Тоидзе в июне 1941-го еще не был признанным мэтром, хотя поражающие изобретательностью иллюстрации к поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» успели принести ему первую известность. Он – грузин, тбилисец, потомственный художник. Его отец, сын крестьянина Моисей Тоидзе, славился на всю Грузию как блистательный рисовальщик. Картины Тоидзе-старшего получили высокую оценку Ильи Репина и Максима Горького. Именно отец и стал первым учителем Ираклия Тоидзе. С 1922 года молодой художник трудился в «Окнах ГрузКавРОСТА», то есть осваивал жанр плаката. Он окончил Тифлисскую академию художеств, а в 1931-м переехал в Москву.

https://i.postimg.cc/3w8c1xb5/103.jpg

              Ираклий Тоидзе

Над новыми рисунками к «Витязю» художник работал и тем ранним утром 22 июня. Семья Тоидзе занимала тогда две комнаты в большой коммунальной квартире на Гоголевском бульваре: одна комната жилая, а в другой была оборудована мастерская.
Война уже уносила жизни людей на границе, но Москва ещё не знала об этом.

Ираклий Моисеевич размышлял над любимыми героями Руставели – и тут к нему в мастерскую вбежала жена Тамара Федоровна. Она только что услышала по радио голос диктора: «Сегодня в четыре часа утра, без всякого объявления…»
«Мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!» Он был безумно талантлив, как губка в один миг улавливал и впитывал эмоции, которые обуревали человека. И сразу начинал делать наброски», – вспоминал Александр Тоидзе, сын живописца.
"Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука. Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР".

Жена несколько часов позировала, а Ираклий рисовал – один вариант за другим. На следующий день плакат был готов.
Это был не просто необдуманный порыв. Художник любил стихи, в том числе не самого популярного в 1941-м поэта-символиста Андрея Белого (1880–1934), с которым успел дружески пообщаться. В 1908 году Белый опубликовал стихотворение «Отчаянье». В нем – крик бессилия, видение гибели России. По тональности стихотворение вряд ли соответствовало настроениям 1941 года. Тем не менее Тоидзе прямо в сборнике стихов Белого подчеркнул карандашом несколько строк:

Довольно: не жди, не надейся –
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади и разбейся
За годом мучительный год!
Века нищеты и безволья.
Позволь же, о родина-мать,
В сырое, в пустое раздолье,
В раздолье твое прорыдать…

«Не жди, не надейся, рассейся» – конечно, подобная риторика не для плаката, не для обращения к миллионам. Но главное было найдено: Родина-мать! Образ одновременно и очень личностный, и сплачивающий миллионы. Мать есть у каждого. И каждый солдат, отправляясь на фронт, защищает свою мать. В разлуке с родным домом любой боец в воспоминаниях в первую очередь обращается именно к ней. А если матери уже нет на свете – он встает на защиту родных могил…
Образ Родины-матери узнавался солдатами любой национальности как свой, родной и близкий.
Да и сама Тамара Теодоровна имела смесь испанской, немецкой, польской и еврейской крови. Кстати, в момент объявления войны, ей было всего 36 лет, но выглядела она ещё моложе.

https://i.postimg.cc/NG9PpVbM/103.jpg

              Тамара Тоидзе

Тоидзе намеренно «состарил» красавицу супругу,  чтобы придать ей образ матери всего народа. На фронт же уходили не только вчерашние школьники. И провожали солдат не только молодые матери. Обобщенный образ матери – седовласая женщина с сильными, натруженными руками. Тут не нужно было подчеркивать изящество.
Лик Родины на плакате Тоидзе не лишен суровости и выражения тревоги. Знаковый образ по законам массовой культуры должен был вызывать ассоциации с уже знакомыми сюжетами. Это утраивает действенность произведения. Поза Родины-матери чем-то напоминает мотивы других известных мобилизационных плакатов: на память приходят и образцы французской агитации 1915 года, и «Ты записался добровольцем?» Дмитрия Моора (1920). Но те плакаты динамичны, а Тоидзе избрал более трагический, величавый ритм – как и Александр Александров для песни «Священная война», написанной в те же дни. В народном сознании эти два шедевра слились воедино, и здесь не только содержательная, но и стилистическая общность.
В облике Родины-матери есть «ярость благородная», но есть и благородная сдержанность. Красное платье, красный широкий плат наброшен на плечи. Реалистическая прорисовка костюма лишь отвлекала бы от сути плаката, от главного посыла. Красный цвет – знамя, только так современники и воспринимали метафору Тоидзе. В правой руке мать держит лист со словами военной присяги:
«Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников... "
Первый тираж плаката вышел уже через 5 дней после его создания  – более миллиона экземпляров. За ним последовали допечатки на 5 млн экземпляров – и это только в первые недели войны. Плакат Тоидзе вышел и на открытке, ее носили в кармане гимнастерки рядом с партийным или комсомольским билетом, рядом с фотографией матери.
В 1941 году войскам Красной армии нередко приходилось отступать, оставляя наши города врагу. Один молодой боец, уходя на восток, увидел на стене дома плакат и закричал:
«А как же моя мама?» Выбежал из строя, сорвал плакат, бережно спрятал его под гимнастеркой. И подобных фронтовых рассказов немало. Такова правда смертного часа: плакатный образ Родины-матери и сегодня пробирает до мурашек, а уж в военное время…

https://i.postimg.cc/fLFqMjWD/104-IMG-20210507-173210.jpg

В стране, где ещё была жива память о религии, где невзирая на все официальные лозунги, в душе оставалась Вера в Бога, плакат воспринимался наравне с Изображением Богоматери.
В первый день войны художник создал самый мощный и впечатляющий плакат эпохи, который стал одним из слагаемых Победы. Ни один учебник, повествующий об истории той войны, не обходится без изображения Родины-матери. Для различных музеев Ираклий Тоидзе написал еще десяток авторских повторений великого плаката, а оригинал хранится в Третьяковской галерее…
Ираклий Моисеевич создал в своей жизни ещё множество произведений, на некоторых он тоже изображал свою супругу. Он был лауреатом четырех Сталинских премий всех возможных степеней — в 1941, 1948, 1949 и 1951 годах.
Но плаката такой эмоциональной силы больше не создавал.

Вторая часть 3-его вагона изображает окоп.
Первые оборонительные операции, нехватка опыта у большинства бойцов и первые потери. Декорации иллюстрируют фрагмент линии укреплений, окопов и траншей на передовой в битве за Москву.

https://i.postimg.cc/0yQSCgdX/105-IMG-20210507-173242.jpg https://i.postimg.cc/3N8NJptf/106-IMG-20210507-173248.jpg

https://i.postimg.cc/tTt7jDNV/107-IMG-20210507-173251.jpg https://i.postimg.cc/KcDgSc0s/108-IMG-20210507-173256.jpg

https://i.postimg.cc/jjfL8RWc/109-IMG-20210507-173237.jpg

Взятию столицы СССР Гитлер придавал огромное значение, падение города должно было продемонстрировать всему миру триумф «молниеносной войны». Советское командование уделяло особое внимание организации обороны дальних и ближних подступов к Москве: строительство оборонительных рубежей началось еще в июле, и в этих работах участвовало до 250 тысяч человек. В невероятно трудных условиях осуществлялось тыловое обеспечение войск, не хватало горючего, автотранспортных и ремонтных средств. Несмотря на это, 5 декабря 1941 года войска Красной армии перешли в контрнаступление, ставшее первым большим успехом в истории Великой Отечественной войны.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Поезд Победы.