Имя Прокудина-Горского известно, думаю, всем путешественникам по России, и не только им (о фотографах, что любителях, что профессионалах, я уж и не говорю). Он начал делать цветные фотографии в 1902-1903 годах, после чего объездил множество уголков Российской империи, снимая буквально всё, что видел: от храмов и монастырей до заводов и сцен народного быта. И благодаря ему сегодня мы имеем вполне развёрнутое и детальное представление (всё-таки цветные фотографии разительно отличаются как от чёрно-белых, так и от обычных рисунков) о том, какой была аутентичная дореволюционная Россия в целом и её люди (чего стоит один только цветной снимок Льва Толстого 1908 года, где величайший писатель России выглядит буквально как живой) и исторические сооружения в частности: последнее особенно ценно относительно тех из них, что не сохранились до нашего времени.
Граффити на доме напротив не удивляет: о том, что связывало Киржач с первым на планете космонавтом, я уже рассказывал. А с цифрой 33 совсем всё просто - это автомобильный код Владимирской области.
Но, пожалуй, самым известным в Киржаче домом является тот, в котором в начале 20 века жил аптекарь Михаил Петрович Заруцкий, весьма уважаемый в городе, входивший в состав городской управы. В советское время в нём располагался Горсовет, затем - районное управление образования. К началу 21 столетия дом обветшал, но усилиями "купца нашего времени" предпринимателя и мецената Евгения Федорова, местного уроженца, которому Киржач и обязан своим возрождением, был отреставрирован и превращён в Музей наличника - первый в мире музей наличников под открытым небом.
Правда, экспонатами здесь являются на сами наличники, а их фотографии, которые собирались, что называется, "всем миром": краеведы, историки и просто энтузиасты ездили по окрестным деревням и селам, находили старые дома и фотографировали наличники; некоторые снимки присылали и сами жители Киржачского района. В итоге появилась уникальная фотоколлекция, включающая в себя более 80 шедевров народного творчества.
Появление такой экспозиции именно в Киржаче не случайно. Здесь, на востоке Владимирской земли, издавна развивался и процветал плотницко-столярный промысел, столицей которого в 18 веке стало село Аргуново, где жили особенно искусные резчики. Слава о знаменитой ажурной "аргуновской резьбе" шла далеко за пределами Владимирщины, изделия аргунов - так называли местных мастеров - заказывали в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле (и это были, разумеется, не только наличники, но и узорчатый декор для фасадов богатых деревянных особняков, резная мебель, церковные иконостасы). Само слово "аргун" вышло за пределы территориальных рамок и стало нарицательным: в своём словаре В.И. Даль толкует его как "владимирский плотник". Есть предположение, что предки крепостных архитекторов графа Шереметева Павел и Фёдор Аргуновы, работавшие над сооружением дворцов в Останкино и Кусково, были выходцами из того самого села...
Аргуновская резьба - не просто искусство, а целый эпос, воплотивший в себе дух древних славянских сказаний. Она наполнена языческими символами: солнца и земли, воды и неба, берегинь и домовых, драконов и русалок, которых в русском фольклоре иногда называли ... фараонками - якобы, когда во время библейского Исхода морские воды расступились, пропустив ведомых Моисеем израильтян, а потом сомкнулись над головами преследовавших их египтян, те превратились в полулюдей-полурыб. Причём фараонки (в отличие от "обычных" русалок), согласно легендам, бывают не только женского, но и мужского пола. Богата аргуновская резьба и на растительные орнаменты, среди которых часто встречаются грозди винограда и ветви лавра, что порождает ещё больше легенд об аргунах: ну откуда обычным мужикам из богом забытой деревни знать о существовании замысловатой южной флоры?
На боковой стене дома-музея висит большая карта Владимирской области, на которой помечены "места обитания" представленных здесь экспонатов: