* * * * * * * * * *
Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь можно смело причислить к столпам русского христианства, поскольку основал его один из самых уважаемых и почитаемых православных Святых, который не крестил "огнём и мечом", не обращал в "истинную веру" силой и угрозами, а кротко и смиренно нёс всем страждущим и нуждающимся утешение и милосердие - Сергий Радонежский. По преданиям, произошло это в 1354-1358 годах, когда преподобный Сергий покинул Троицкий монастырь и отправился на поиски места для новой духовной обители - таковое и нашлось здесь, на высоком берегу реки Киржач. Через некоторое время сюда переселилась часть братии из Троицкого монастыря, куда Сергий вернулся спустя 4 года, оставив "на хозяйстве" своего ученика иеромонаха Романа, ставшего первым игуменом Благовещенского монастыря.
Известно, что в середине 16 столетия в монастыре уже стояли каменные храмы: собор Благовещения Пресвятой Богородицы и трапезная церковь преподобного Сергия Радонежского. В 1656 году воевода Иван Андреевич Милославский, окольничий царя Алексея Михайловича (спустя почти 20 лет он был назначен первым воеводой новой русской Астрахани), построил рядом с собором над могилами своих родителей Спасскую церковь с колокольней, впоследствии ставшей фамильной усыпальницей Милославских. А уже в середине 19 века сыновья хорошо известного в Киржаче промышленника, основателя местной шёлковой промышленности Александра Петровича Соловьева воздвигли на свои средства церковь Всех Святых с высокой колокольней.
Советские времена Благовещенский монастырь пережил относительно "малой кровью", хотя страсти вокруг него кипели нешуточные: он лишился всего одного храма (а сколько обителей были разрушены "до основанья"), взорванного большевиками в начале 1930-х годов. По иронии судьбы, им стала церковь, освещённая именем Сергия Радонежского, основателя монастыря, но в этом можно увидеть и сакральный смысл: преподобный Сергий как будто пожертвовал собой ради будущего своего детища... На том месте, где стоял этот храм, уже в наше время был установлен памятный крест.
О том, как монастырь жил в советскую эпоху, можно написать небольшой роман - я этого делать, естественно, не буду, но некоторые моменты очень тезисно перескажу. Монастырские храмы были закрыты в 1923 году, но уже через 3 месяца их признали "историческими по своей древности" и вместе с усыпальницей Романа Киржачского (того, что по благословению Сергия Радонежского стал первым игуменом) передали в ведение Главмузея, а через год внесли в "Список охраняемых государством памятников истории и архитектуры Владимирской губернии" и поставили на учет в музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР. Одновременно, благодаря стараниям и энтузиазму местного учителя Николая Васильевича Синичкина, имя которого заслуживает упоминания, учреждается Киржачский церковно-бытовой музей со статусом филиала Владимирского государственного музея (в его состав не вошёл Всехсвятский храм, как не представлявший, по мнению властей, особой ценности).
Казалось бы, всё складывается относительно хорошо, но так продолжалось недолго. Летом 1928 года городские власти перестали финансировать музей, и очень скоро он оказался бесхозным и был заброшен, а в 1931 году практически подчистую разграблен местными подростками. Опустевшие храмы были отданы под склады, а в Спасской церкви разместились конюшня, рыбокоптильная и лудильная мастерские. Одновременно с этим местные органы приняли решение о постепенной разборке монастырских сооружений.
Однако преподобный Сергий явно продолжал с небес покровительствовать своему детищу: в Киржач по поручению Главнауки приезжает с инспекцией хорошо известный в то время архитектор-реставратор Пётр Дмитриевич Барановский, который вынес следующее заключение (кратко привожу самую суть, поэтому не ставлю кавычек): Благовещенский собор - ценный памятник, особого архитектурного типа, имеющего только единичных представителей, и Спасский храм - один из важнейших для истории развития русской архитектуры ... находятся в неподобающем состоянии и настоящее их использование совершенно бесхозяйственное.
По результатам поездки П.Д. Барановского Главнаука обязала местные власти принять меры для сохранения монастырских зданий, а когда те не слишком серьёзно отнеслись к этому решению, обратилась к областному прокурору, после чего собор обследовала специальная комиссия, составившая любопытнейший по тем временам акт, где говорилось, что "находящиеся у руководства в районе враги народа не занимались делом охраны исторических памятников, а способствовали их разрушению". Представляете?! За недолжную сохранность храмов (!!!) виновные были объявлены врагами народа (а что значила подобная формулировка в те времена, думаю, все знают).
Правда, одну церковь - ту самую, Сергия Радонежского, отстоять всё же не удалось, и тут опять, как в нынешние времена, вмешалась "высокая" политика. Дело в том, что ещё в 1920-х годах она была передана раскольнической обновленческой общине, созданной при покровительстве властей, которые были заинтересованы в усилении раскола в Русской Православной Церкви. А в 1932 году, на волне очередной антирелигиозной компании, Сергиевский храм под предлогом "действующего" был закрыт, передан местным властям, которые очень быстро приняли решение о его ликвидации и взорвали его.
Что касается церкви Всех Святых, признанной "не имеющей исторической ценности", то она продолжала действовать, причём, после закрытия Благовещенского храма, даже в статусе собора, до 1929 года, потом её решили снести "на щебень", но не получив на то разрешения областного начальства, открыли в ней общественную столовую (любопытно, что, по воспоминаниям старожилов, некоторое время на её стенах сохранялись росписи с библейскими сюжетами, которые позже закрасили). А потом вместе с колокольней переоборудовали под городскую пекарню, просуществовавшую - уже как хлебокомбинат - до 1990-х годов. Это-то и спасло церковь: кто же хлебокомбинат будет ломать? Это ж новый надо строить - а "где деньги, Зин?.."
..........
Вот так, не иначе как молитвами святого Сергия, Благовещенский монастырь дотянул до 1963 года, когда началась его реставрация. Правда, проводилась она силами местных властей, которые быстро охладели к этой идее. Окончательно монастырь получил вторую жизнь лишь в конце 20 века, когда был передан Русской православной церкви, полностью восстановлен и снова стал действующим. Впрочем, последний факт для большинства туристов особого значения не имеет, а вот то, что здешний архитектурно-пейзажный (позволю себе такую фразу-неологизм) ансамбль является одним из самых красивых в центральной России - имеет, и ещё какое
Сердцем всего комплекса является, конечно, великолепный Благовещенский собор, возведённый, как считают историки, в начале 16 века (точная дата не сохранилась, а разброс мнений составляет от самых начальных 1500-х до 1520-1530-х годов).
Собор стоит на высоком подклете, внутри которого хранятся мощи Романа Киржачского.