Тарха́ны — российский государственный музей-заповедник федерального значения, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России. Усадьба бабушки поэта, Елизаветы Арсеньевой, урождённой Столыпиной. В Тарханах Лермонтов провёл свои детские годы. Усадьба расположена в селе Лермонтово (ранее это село называлось «Тарханы») Белинского района Пензенской области.
Музей-заповедник «Тарханы», январь 2021
Сообщений 1 страница 10 из 39
Поделиться22021-01-28 16:57:09
Интересуюсь этой темой. Откуда вы ехали в Тарханы? Опишите, пста, как был спланирован день!
Поделиться32021-01-29 15:17:35
Ксения
Откуда вы ехали в Тарханы? Опишите, пста, как был спланирован день!
в Тарханы ехали из Тамбова, где базировались, ехать около 3-х часов. Так как в январе световой день короткий, рано утром выехали, пока до Тархан доехали, там экскурсия по музею + свободное время на прогулку и фото + обед + заехали к церкви Михаила Архангела где усыпальница Лермонтовых и обратно еще 3 часа. Вот день и закончился.
Отредактировано Loconte (2021-01-29 15:19:32)
Поделиться42021-01-29 15:58:08
Loconte
Вот я тоже раздумываю, включать ли в маршрут: от Тамбова 180 км, по дороге вроде ничего интересного....
Поделиться52021-02-01 15:20:21
Ксения
Вот я тоже раздумываю, включать ли в маршрут
смотря как вы относитесь к Лермонтову я бы даже не задумалась, включить, конечно
Поделиться62021-02-02 18:36:56
КсенияВот я тоже раздумываю, включать ли в маршрутсмотря как вы относитесь к Лермонтову я бы даже не задумалась, включить, конечно
Подпись автора"Путешествия губительны для предрассудков, фанатизма и ограниченности, вот почему они так остро необходимы многим" (с) Марк Твен
Посмотрела, музейная территория интересная... По дороге обнаружила дом-музей Белинского (совсем рядом с Тарханами)... Склоняюсь включить в маршрут, но все-таки очень далеко от Тамбова... А как дороги на Тамбовщине?
Я еще очень хочу в Ивановку (Рахманинов), туда тоже далековато и в другую сторону.
Поделиться72021-02-02 23:06:27
Ксения
А как дороги на Тамбовщине?
дискомфорта не почувствовала
Я еще очень хочу в Ивановку (Рахманинов), туда тоже далековато и в другую сторону
я тоже хочу, может быть в следующий раз
Отредактировано Loconte (2021-02-02 23:07:12)
Поделиться82021-02-15 14:44:25
Уголок России - степное пензенское село Тарханы...
Здесь прошли детские и отроческие годы великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, половина его короткой 27-летней жизни.
Вновь и вновь Лермонтов мысленно возвращался к родным местам и вспоминал "и отца, и дом родной, и высокие качели, и пруд, обсаженный вётлами":
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
Сейчас в селе Лермонтово (бывшие Тарханы) расположен Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" -уникальный историко-культурный памятник федерального значения.
Вековые липы, вязы и, кажется сам воздух, старинной дворянской усадьбы хранят память о том времени, когда здесь жил великий русский поэт. В экспозиционный комплекс музея-заповедника "Тарханы" входит помещичья усадьба с барским домом, усадебной церковью святой Марии Египетской, людской избой и домом ключника, мельницей и домом мельника, заповедным парком, тремя садами и несколькими прудами. Мемориальный комплекс в центре села составляют церковь Архистратига Михаила, сторожка и часовня-усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых.
История села начинается с челобитной чембарских помещиков Петру Первому от 3 сентября 1701 года. Двадцать шесть служилых людей просили государя выделить им во владение местные "порозжия" то есть незаселенные, здешние земли. Основателем села и первым его владельцем стал отставной подпоручик Преображенского полка князь Яков Петрович Долгоруков, село называлось - Долгоруково. Затем оно стало Никольским (по престолу сельской церкви святителя Николая чудотворца) , а также и Никольским-Яковлевским.
Село Лермонтово (Тараханы) Улица Бугор. Фото В.Г.Чудинова, 1938 г.
В конце XVIII века село все чаще стало именоваться и в обиходе, и в документах Тарханами - по названию местного промысла крестьян: они скупали ходовые товары (мед, воск, сало, овчины) и продавали их по торгам и на ярмарках - "тарханили".
М.Ю.Лермонтов зимой 1836/37 года писал ближайшему другу Святославу Афанасьевичу Раевскому:"Я теперь живу в Тарханах, в Чембарском уезде, вот тебе адрес на случай, если ты его не знаешь".
Село Лермонтово (Тарханы), крестьянская изба, Фото В.Г.Чудинова, 1938 г.
Тарханское имение принадлежало бабушке поэта, богатой пензенской помещице Елизамете Алексеевне Арсеньевой. Она купила его совместно с мужем Михаилом Васильевичем Арсеньевым в 1794 году у Ивана Александровича Нарышкина, внука Настасьи Александровны Нарышкиной, вдовы комнатного стольника Ивана Ивановича Нарышкина, которая в свою очередь приобрела имение у вдовствующей княгини Анны Михайловны Долгорукой в 1762 году.
Усадьба Нарышкиных к тому времени полностью сгорела, и молодые супруги Арсеньевы устраивались здесь заново.
Портрет Е.А. Арсеньевой, 1810 г.
Помещики екатерининской закалки, они строили усадьбу в полном соответствии с требованиями своего времени и собственным положением в обществе: большой одноэтажный барский особняк на крутом берегу в тридцать с лишним комнат за восточной окраиной села; сады, спланированные по всем правилам архитектуры и усадебного благоустройства того времени; пруды, хозяйственные постройки, парк с неизменной беседкой, ажурные мостики, сирень и акация, , террасы, липовая аллея, розарий и летний выход из гостиной в парк - все это с детства запомнилось поэту: и "уютный сад, обсаженный рябиной", и "беседка тайная" "на склоне гор близ вод", и "куст прелестных роз, взлелеянных весной".
Прошение Е.А.Арсеньевой о вводе ее во владение имением 19 февраля 1795 года.
"Общий вид усадьбы" Р. Гарднер. 1881 г.
Ранней весной 1815 года сюда вернулись из Москвы Юрий Петрович Лермонтов, отставной капитан, с полугодовалым сыном Михаилом, супругой Марией Михайловной и Е.А. Арсеньевой не очень одобрявшей выбор свой единственной дочери. С этого момента для будущего поэта началась Тарханская пора...
Отредактировано Loconte (2021-02-15 15:11:37)
Поделиться92021-02-15 15:24:31
Первый барский одноэтажный дом простоял недолго: Елизавета Алексеевна продала его на слом сразу же после преждевременной смерти в 1817 году от чахотки 21-летней дочери. На его месте возвели церковь во имя святой Марии Египетской, покровительницы Марии Михайловны.
Новый дом, гораздо меньших размеров, был построен в нескольких саженях от прежнего. Поэт описывал его так: "Барский дом был похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской, а двор обстроен был одноэтажными длинными флигелями, сараями, конюшнями и обведен валом, на котором качались и сохли жидкие вётлы".
Барский дом со стороны парка.
Это был очень небольшой, скромный провинциальный помещичий дом в десять барских комнат, с обязательным набором парадных и жилых покоев, с передней, двумя выходами - красным для господ и черным для дворовых, с верандой и балконами, , с которых "видны были дымящиеся села луговой стороны, синеющие степи и желтые нивы".
Рядом с барским домом рос старый вяз, на котором устраивались качели. Михаил Юрьевич писал: "Среди двора красовались качели; по воскресеньям дворня толпилась вокруг них, и порой две горничные садились на полусгнившую доску, висящую меж двух сомнительных веревок, и двое из самых любезных лакеев, взявшись каждый за конец толстого каната, взбрасывали скромную чету под облака; мальчишки били в ладони, когда пугливые девы начинали визжать, и всем было очень весело. Надо заметить, что качели среди барского двора - признак отечески доброго правления".
Дом ключника, вид со стороны главного входа.
В 1908 году во время крестьянских волнений барский дом горел: его восстановили через год на старом фундаменте. В 1999-м была проведена реставрация здания с учетом всех известных документов и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века.
Сейчас в доме размещена экспозиция "Лермонтов и Тарханы в контексте эпохи"; она открыта в 2002 году и раскрывает тему судьбы поэта, навсегда связанной с "родными местами".
Через сени и переднюю барского дома можно пройти в парадные комнаты.
Первая из них - зала, большая и светлая. Ее украшают хрустальные люстра и бра с подвесками, бронзовые с позолотой канделябры, кресла в силе ампир, ломберные столики красного дерева и другbе предметы конца XVIII - первой трети XIX века.
Зала.
Эпоха первой трети XIX века в зале барского дома воссоздается с помощью оригинальных предметов быта: ноты на рояле, каранного размера изящная книжка в цельнокожаном переплете, щипцы (съемы) для снятия нагара со свечей, вышитые бисером щеточки для стирания мела на зеленом сукне во время карточной игры.
Рояль-"прямострунка"
Портрет Е.А. Арсеньевой на стене в зале.
Бабушка поэта была женщина "замечательная по уму и любезности", "снисходительная к молодежи", гостеприимная, но вместе с тем "деспотичная, привыкшая повелевать". Потеряв мужа в 1810 году и через 7 лет дочь, Елизавета Алексеевна любила своего внука горячо и беззаветно, на нем одном она сосредоточила всю свою женскую заботу.
Современники свидетельствуют, что она "во внуке души не чаяла и никогда ни в чем ему не отказывала", что "в Тарханах все ходили вокруг и около Мишеньки".
Сама Арсеньева писала: "Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем".
Отредактировано Loconte (2021-02-15 16:55:21)
Поделиться102021-02-15 16:30:32
Экспозиция залы рассказывает о быте и культуре дворянской семьи, о раннем детстве поэта, его ближайшем окружении, семейной драме родителей.
Отголоски раздумий над драматической историей семьи встречаются в поэзии и ранней драматургии Лермонтова:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я,
Ненужный член в пиру людском,
Младая ветвь на пне сухом; —
В ней соку нет, хоть зелена, —
Дочь смерти — смерть ей суждена!
"Красивый блондин, сильно нравившийся женщинам, привлекательный в обществе, веселый собеседник", "добрый, даже очень добрый барин" - так говорят современники об отце поэта. Ему посвящены строки:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный Творцом?
Портрет Ю.П. Лермонтова. 1810-х годов.
Мать поэта, Мария Михайловна, была "натурой хрупкой, мечтательной, одаренной душою музыкальною и чувствительною".
В своем дневнике в возрасте 16-ти лет Лермонтов записал: "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать."
Портрет М.М. Лермонтовой, 1820-х годов
Память о матери отразилась в детских рисунках Лермонтова.
"Мадонна с младенцем" рисунок Лермонтова 1830 год.
"Ребенок, тянущийся к матери" рисунок Лермонтова, 1829 год.
За залой традиционно следует гостиная: темно-голубые в золотую звездочку обои, мягкая мебель черного лакированного дерева, обтянутая голубым полосатым штофом. зеркала с подстольями, портреты родственников и друзей дома.
Над диваном картина "Кавказский вид возле селения Сиони" Лермонтов, 1837 год.
Это самое большое его живописное полотно, оно принадлежит к лучшим работам поэта.
Картина была подарена бабушке в знак любви и уважения. Она напоминает один из пейзажей романа "Герой нашего времени":
"Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбурс на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока".
Сохранилось 13 работ Лермонтова маслом, 51 акварель, около 450 рисунков пером и карандашом. Исследователи утверждают, что если бы литература не стала главной страстью поэта, он мог бы стать выдающимся художником.
Последняя парадная комната барского дома - столовая. Она обставлена мебелью красного дерева в стиле "жакоб": круглый обеденный стол под скатертью, стулья, зеркало, напольные часы.
В приоткрытую дверцу буфета видна "посуда разного качества"; стены столовой украшены литографиями с видами мест Москвы, связанных с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова.
"Москва моя родина и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив", - писал поэт в письме к Марии Александровне Лопухиной.
Отредактировано Loconte (2021-02-15 22:25:23)
Похожие темы
НАВИГАТОР по рассказам о России | Рассказы: Россия | 2024-11-19 |