Теперь перехожу к новому храму.
Его полное название храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Его строительство на территории Сретенского монастыря было насущной необходимостью. Несмотря на то, что в округе практически нет жилых домов, на воскресные службы и в праздники сюда всегда приезжает так много верующих, они просто не вмещались в древний Владимирский собор. Многим приходилось оставаться на улице, поэтому монастырю нужен был храм, который мог бы вместить всех желающих.
Помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. В этом самом маленьком о площади (хотя и самом населенном - 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве места всегда не хватало.
Идейным вдохновителем и руководителем строительства нового храма стал тогдашний наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский. Он рассказывал об идее построить новый храм так:
«Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место, на котором стоит монастырь, – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан: иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей».
На возведение храма владыка Тихон пожертвовал все средства от продажи своей знаменитой книги «“Несвятые святые” и другие рассказы», общий тираж которой уже превысил 2,5 миллионов экземпляров. Строительству храма помогали также ряд российских компаний, к ним присоединились взносы и пожертвования прихожан. Новый храм был построен отнюдь не за «заоблачную», а скорее «скромную» по сегодняшним строительным размахам цену. Это удалось только потому, что Сретенский монастырь и его наместник сами были на этой стройке «прорабами» и внимательно контролировали все средства.
Решение о строительстве было принято в 2011 году, а в декабре 2012-го провели открытый конкурс на проект храма. Образ храма был обозначен уже в условии конкурса. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти.
Из представленных проектов - их было около 50 - выбрали проект Дмитрия Смирнова и Юрия Купера , который представила архитектурная компания «Мастерская Смирнова». Но в дальнейшем Юрий Купер прекратил работы на этом проекте, ему не нравилось то, что предлагал Смирнов. Поэтому все лавры и звание главного архитектора и автора концепции храма достались Дмитрию Смирнову.
Не обошлось и без скандалов - и по поводу сноса нескольких зданий под застройку храма. и по поводу личности Дмитрия Смирнова, который не является архитектором по образованию, а на самом деле он компьютерный дизайнер, художник.
Дмитрий Смирнов
Но Смирнов выиграл конкурс не случайно. Он давно был знаком с архимандритом Тихоном (Шевкуновым). В 2010- 11 годах в монастыре шли работы по строительству здания семинарии, в них принимало участие архитектурное бюро, где и работало юное дарование Дмитрий Смирнов. Его же мастерская осуществляла по заказу Тихона проекты мультимедийных выставок в Манеже "Романовы", "Рюриковичи" и т.п. , которые теперь вылились в постоянный проект "Россия. Моя история". Дмитрий Смирнов был главным художником этих выставок.
Вот что рассказывал в интервью сам Дмитрий Смирнов :
"Я тогда был совсем не церковным архитектором, занимался разными светскими проектами. Честно говоря, я даже не думал, что у меня есть возможность выиграть, потому что была просто сумасшедшая конкуренция. Да, я был знаком с отцом Тихоном, но не думал, что такой масштабный проект поручат мне. Моя архитектурная компания «Мастерская Смирнова» сделала предложение на конкурс. Также я значился в авторском коллективе компании «Моспроект-2», который тоже подал заявку на этот конкурс. В итоге первое место заняло ИП «Мастерская Смирнова», а второе – «Моспроект-2». Я был просто поражён. Ведь я непрофессионал в церковной архитектуре. Потом я начал читать про историю монастыря и узнал, что, оказывается, монастырь был основан 8 сентября, а это мой день рождения. Видимо, не случайно…
Когда велось обсуждение проекта, в интернете и соцсетях было много критики и я ее поддерживал, потому что тот проект был очень сырой. Да, был удачно уловлен образ собора – светлый, стремящийся ввысь. Но архитектурно его деталировка и пропорции оставляли желать лучшего. И все четыре года я занимаюсь тем, чтобы сделать его как можно красивее, чтобы он выглядел хорошо не только на картинке с одной стороны. Я бы сейчас и сам тот изначальный проект не утвердил. В итоге проект изменился практически на 100 процентов. Его образ, идея – то, что понравилось конкурсной комиссии и отцу настоятелю – это сохранилось. Но его детали и пропорции изменились кардинально".
Смирнов блестяще овладел возможностями проектирования на ArhiCad, который позволяет визуализировать архитектурные проект. Его картинки церквей, интерьеров в стиле «дорого-богато», очень впечатлили митрополита. С 2012 года он стал личным дизайнером Шевкунова.
Архимандриту Тихону понравились комьютерные модели храма, которые представил Смирнов, а в ходе строительства Дмитрий Смирнов творчески воспринимал предлагаемые образы и пожелания заказчика и профессионально претворял их в художественные эскизы. Он переделывал их по многу раз, пока не приходили требуемому видению этого храма. Видимо, умение выполнять требования заказчика, идти на компромисс и позволило Смирнову получить заказ и на Храм Вооруженных Сил.
Работы велись три года и три месяца. Храм спроектировали при помощи технологии информационного моделирования зданий.
Если коротко: храм сначала вырос в специальной компьютерной программе – 3D-проекции. Это не просто объемная картинка для проведения конструктивных расчетов, а единая модель, с которой работали специалисты всех профилей, от архитектора до сметчика. В ней хранилась вся информация об объекте.
Сколько нужно стройматериалов, какая начинка здания, а главное – можно было увидеть проблемные участки будущего объекта еще на этапе проекта и исправить их – одним кликом компьютерной мыши. BIM -модель дает возможность управлять строительством на всех этапах – от создания проекта до сдачи объекта в эксплуатацию. Причем BIM теперь используют и при эксплуатации объекта.
Предшествовали строительству, как и положено, визуально-ландшафтный анализ, историко-культурное и археологическое исследования.
Что было раньше на месте возведённого собора? А была здесь хозяйственная постройка. А ещё раньше, после революции, помещения на территории исторического Сретенского монастыря были отданы под нужды НКВД, где допрашивали, пытали и расстреливали священнослужителей и мирян. Так что храм буквально возведён на крови новомучеников.
Итак, храм построили в 3D-модели, и в ней создали проект всей разводки инженерных коммуникаций. Здесь работает система климат-контроля для комфорта прихожан и сохранения качественной отделки и икон. Есть подогрев пола, а также приточно-вытяжная система вентиляции.
Благодаря BIM-моделированию удалось грамотно «спрятать» инженерные сети. Все коммуникации находятся за стенами и в потолке, для обслуживания и ремонта предусмотрели специальные «лючки». Под храмом находятся технические помещения.
В соборе есть Wi-Fi, а у священников – микрофоны и планшеты для управления светом и звуком. Во время богослужений звук может транслироваться не только на улицу, но и в интернет. Такие технологии уже внедряются в Москве. Весь собор оборудован колонками-невидимками, их около 36 только в нижнем храме.
Главный архитектор проекта Дмитрий Смирнов делился: «Мы открыли для храмового зодчества массу современных технологий – с камнем, чугунным литьем…» Для обеспечения микроклимата оборудовали систему вентиляции и кондиционирования воздуха; управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования".
Строительство храма и реконструкция территории монастыря начались в 2014 году и заняли 866 рабочих дней. Это были рекордно короткие сроки. Для того чтобы ускорить темпы работ, храм начали расписывать внутри еще в процессе строительства.
Храм был торжественно освящен 25 мая 2017 года. Его строили три года, и все это время вокруг строительства не утихали ожесточенные споры.
«Когда в наш методический отдел пришел проект гигантского храма на территории Сретенского монастыря, я выступил резко против, — говорит заместитель главного архитектора Кремля Андрей Баталов. — Я считал, что храм во имя новомучеников должен быть крайне скромным и содержать в себе аллюзии на катакомбы, в которых служили священники и иерархи во имя гонений».
Мнение Баталова изменилось после того, как Шевкунов пригласил его в Сретенский монастырь. Баталов увидел, что прихожане не вмещаются в старый маленький храм и стоят на улице. Он согласился с отцом Тихоном, что храм должен «знаменовать подвиг новомучеников и стать знаком того, что невозможно уничтожить христианство в нашей стране».
Новый собор состоит их двух храмов -верхнего и нижнего. Верхний храм возведен в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а нижний посвящен святому Иоанну Предтече и Двенадцати апостолам.
Храм поражает своей красотой и величием. Высота храма – 61 метр.
Центральный купол весит 25 тонн. Его при сильнейшем ветре поднимали на высоту 50 метров специальным краном весом 500 тонн. Высота главного креста — 8 метров. Он инкрустирован цветным хрусталем. Высота остальных крестов на четверике — 4 метра.
Собор украшают золотые купола, нанесение позолоты 999 пробы проводилось по гальванической технологии. Ее особенность в том, что позолоту не просто наносят на обрабатываемую поверхность, а молекулы вещества проникают в поверхностный слой обрабатываемой детали.
Купола опоясаны художественным орнаментом, выполненным в русско-византийском стиле с инкрустацией полудрагоценными камнями.
Храм облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля и Москвы.
В верхнем храме может поместиться до 2000 человек. Но это еще не все. Паперть храма тоже может использоваться для богослужений. На ней устанавливают Престол и жертвенник. Священники служат на паперти, а люди стоят вокруг, и тогда вся площадь превращается в огромный летний храм под открытым небом, где могут поместиться и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек.
Паперть